Приёмы педагогического контроля и оценки учебных достижений
учащихся на уроках музыки
Из опыта работы учителя музыки ГБОУ «Гимназия «Доминанта»
Лиходей Татьяны Григорьевны
«Оценка должна вознаграждать трудолюбие, а не наказывать за неудачу».
В. Сухомлинский
Актуальность.
Оценка в школе. Что это? Инструмент в руках учителя, мотивация для ученика или пресечение всякого желания учиться? Вопрос оценки знаний в школе очень важен и требует серьезного подхода. Что именно оценивает учитель: знания ученика, его старания и прилежность, его желание учиться или же конкретный результат – итог его работы? Каковы критерии, можно ли оценку «загнать» в рамки?
Несмотря на то, что современная система образования прошла долгий, сложный и во многом противоречивый путь исторического развития, проблема оценивания результатов деятельности учащихся, содержания, форм, функций, целей и задач была и остаётся одной из наиболее важных и трудноразрешимых. Пожалуй, в наибольшей степени это относится к оцениванию результатов деятельности учащихся на уроках музыкального искусства.
Предмет «Музыка» по рабочим учебным планам общеобразовательных организаций проводится один раз в неделю, что означает в четверти, не более восьми уроков, поэтому различные контролирующие формы работы достаточно ограничены.
Существенным фактором этой проблемы, также является ярко выраженная специфичность самого предмета. В основе познания искусства лежит метод переживания. Для учителя музыки всегда было важно, затронуло ли эмоционально ребенка то или другое музыкальное произведение. Если говорить другими словами, то учитель не может требовать от ученика запрограммированного ответа по итогам общения его с художественным образом. Более того, степень эмоциональной отзывчивости может быть разной у одного и того же учащегося на музыку разных композиторов.
В современном процессе музыкального воспитания проблема оценки остается одной из наиболее дискуссионных. Так, например, не все учителя, ведущие предмет «Музыка», разделяют педагогическую целесообразность. На протяжении многих лет ведётся дискуссия на тему: «Педагогическая оценка на уроке музыки – за и против». Постоянно, год за годом встаёт один и тот же вопрос: в какой мере духовное развитие учащихся в процессе формирования у них музыкальной культуры может быть оценено учителем? Как следует подходить к оценке исполнительской деятельности учащихся?
Сам Д.Б. Кабалевский и его последователи пытались реформировать роль оценки в соответствии со спецификой урока музыки как урока искусства. Было установлено, что одной из важнейших специфических функций педагогической оценки на уроке музыки является функция этическая. В контексте базовых методологических принципов программы это позволило сделать вывод об этической недопустимости отрицательных оценок на уроке искусства. Но практически данный вывод привёл к фактически двухбалльной системе: «4» (хорошо) и «5» (отлично) – что само по себе малоэффективно и недостоверно. Оценка «2» на уроке музыки противоречит самой музыке. Даже «3», как пишет Э. Абдуллин «может вызвать в ученике досаду, которая легко переходит в нелюбовь к урокам музыки и, что ещё хуже, к самому искусству». Понятно одно, что учебный процесс не может существовать без оценивания, ведь все мы, взрослые и дети, всегда ждем оценку нашей деятельности, так как для всех это очень важно. Оценка для многих является стимулом, показателем и результатом. Таким образом, созрело понимание того, что система педагогической оценки на уроках музыки должна быть разработана на принципиально иной концептуальной основе.
Актуальность данной проблемы обусловлена противоречивыми факторами и суждениями со стороны педагогических работников, учащихся и их родителей.
Цель изучаемой проблемы: рассмотреть и проанализировать основные виды и формы педагогической оценки в музыке и определить возможности их совершенствования; выявить основные структурные компоненты оценки музыкального воспитания и современные подходы в отношении различных видов и форм оценок на уроках.
Задачи:
Определиться с сущностью понятий «педагогическая оценка» и её составляющей.
Рассмотреть теоретические и исторические аспекты педагогической оценки на уроках музыкального искусства.
Раскрыть противоречивость вопросов педагогической оценки.
Исследовать педагогическую оценку в гуманном обращении.
Предложить различные формы контроля знаний учащихся и обработки результатов по предмету «Музыкальное искусство».
Теоретическое обоснование
Согласно новым ФГОС оценивание по музыкальному искусству осуществляется по трём основным аспектам:
Художественно-теоретическая деятельность. Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Восприятие произведений музыкального искусства. Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностно-эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно-культурные явления.
Художественно - практическая деятельность. Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой учитель учится вместе со мной!»
Оценка, являясь продуктом учебной деятельности, выражается в отметке. Следует отличать понятия «оценка» и «отметка»: оценка применяется в процессе обучения, а отметка является его итогом.
Оценка - словестная характеристика результатов ученической деятельности.
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы.
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Оценивание – это контроль качества образования.
Виды контроля:
предварительный (позволяет определить исходный уровень обученности и развития учащихся);
текущий (позволяет получить данные уровня знаний в процессе каждого урока);
тематический (направлен на контроль знаний по определенной теме);
итоговый (проводится в конце четверти или учебного года с учетом всех предыдущих итоговых оценок)
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технология опыта
Оценивание обучающихся младших классов существенно отличается от оценивания учащихся основной школы. Все, предложенные в данной работе, методы и формы при грамотной деятельности педагога могут стать реальным помощником в организации полноценной учебной деятельности. Рассмотрим приемлемые методы оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыкального искусства.
1. Метод «Похвала» представляет собой вербальную «оценку успеха», выраженную словами учителя: «Молодец!», «Отлично!», «Мне нравится твой ответ!», «Ты красиво поёшь!» и т.д. Такой прием оценивания стимулирует учащихся на активную деятельность в процессе урока. Главный принцип этого метода - «Не скупись на похвалу».
2. Метод «Поощрительный символ» проводится с младшими школьниками в игровой форме. За правильный ответ или интересный вопрос учащимся в течение всего урока вручаются фишки с музыкальными знаками-символами: нота, пауза, фермата, скрипичный ключ, вопросительный знак. Обозначения соответствуют различным видам деятельность. Эта система оценивания дает возможность дифференцированно подходить к ученикам: те из них, кто неоднократно проявил себя в течение урока в разных видах деятельности, получают несколько оценочных обозначений; кто ответил неудачно или был невнимателен на уроке, не заслуживает поощрения. Это – дополнительный стимул для активизации внимания и усердия детей.
3. Метод «Самооценка» основан на личном контроле и самооценке своих достижений на уроке. Для работы этого приёма используются разноцветные знаки светофора, которые учащиеся выбирают (поднимают, рисуют, произносят) для выражения самооценки своей деятельности. При анализе собственных недочетов и достигнутых успехов, учащиеся намечают для себя пути их исправления и пытаются оценить самого себя, что дает им возможность увидеть сильные и слабые звенья своей деятельности на уроке.
4. Метод «Взаимооценка» представляет собой диалоговую форму работы учеников на основе взаимодоверия и способствует не только формированию умения оценивать действия сверстников, но и воспитывает честность, правдивость, коллективизм, дисциплинированность. Этот вид оценивания успешно используется при проведении тестовых заданий, музыкальных викторин, «блиц-опросов» и т.д.
5. Метод «Эксперты» поднимает самооценку обучающихся, так как стать экспертом или ассистентом учителя является почётной миссией для любого ребенка. Обычно эксперты выбираются в начале урока методом «случайного выбора» или по желанию учителя. Их задача в течение урока фиксировать деятельность учащихся (ряда, группы), а в конце – обоснованно проанализировать результаты своей экспертизы, указать на ошибки и успехи сверстников, объективно выставить им оценки.
6. Метод «Коллективная оценка» используется при хоровом пении, слушании музыки, совместном исполнении произведений на детских музыкальных инструментах. Оценка выставляется общая - всему классу, или ряду.
7. Метод «Рейтинг-оценка» применяется в основной школе и представляет собой комплексную систему оценивания на определенном промежутке времени (четверти). Такая система оценивания учащихся не нова, она используется уже с 50-х годов. XX столетия. Выбор рейтинговой системы оценивания дает возможность оценить индивидуальные особенности каждого ребенка. Как известно, на урок музыки приходят дети с разными музыкальными способностями, вокальными данными, музыкальной памятью, ритмом, слухом, умением слушать других, активностью. Рейтинговая система оценивания помогает ребёнку выбрать те виды деятельности, которые ему ближе, и тогда не бывает скучно ни детям из музыкальной школы, ни тем, кто музыкой занимается только на уроке.
Принцип рейтинговой системы оценивания основан на заполнении учителем технологической карты, которая состоит из двух частей: обязательной и творческой. В содержании обязательной части отражаются те виды деятельности, которые преследует учитель, реализуя образовательные стандарты. Среди них могут быть: музыкальная викторина, блиц-опрос, восприятие музыки, интерпретация музыки, вокально-хоровая деятельность, игра на музыкальных инструментах, элементы нотной грамоты и т.д.
Смысл творческой части технологической карты заключается в предоставлении каждому учащемуся возможности для осмысленного выбора направлений собственной активности в рамках образовательных стандартов. Это разнообразные виды деятельности на выбор учащегося: участие в оформлении кабинета, подбор иллюстраций к музыкальным произведениям, участие в школьных, городских, республиканских мероприятиях и конкурсах, ведение портфолио, согласно тематике уроков, активное участие в работе малых групп, исследовательская деятельность, творческие авторские продукты (стихи, песни, рисунки), создание компьютерной презентации, видео-роликов и т.д.
Рейтинговая система оценивания работает на внутреннюю мотивацию учащегося, использует достоверные, справедливые и ясные методы оценки, эта система оценивания личностно ориентирована, повышает самооценку, развивает способность к саморефлексии.
Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса технологическая карта заводится на каждый класс и имеет такую структуру:
Как правило, творческая деятельность должна всегда оцениваться на «отлично», так как сравнивать творческие способности нецелесообразно. Учащемуся достаточно выбрать одну форму творческой деятельности.
Что касается обязательного оценивания: предметные результаты положительного характера выставляются в виде знака +, а неудовлетворительного характера не обозначаются, т.е. клетка остается пустой. Таким образом, оцениваются все виды деятельности в процессе четверти.
У каждого вида деятельности на уроках музыки определены свои критерии оценивания, которые определяются тремя параметрами: «отличный результат», «положительный результат», удовлетворительный результат».
Технологическая карта учебных достижений _______ класса 2018-2019 уч. года
| ФИО уч-ся | Обязательная деятельность Предметные результаты | Творческая деятельность Метапредметные результаты | ИТОГ И |
Восприятие музыки | Интерпретация музыки | Вокально-хоровая деятельность | Муз. викторина «Угадай мелодию» | Блиц-опрос. Кроссворды | Дистанционное оценивание | | Портфолио | Защита проектов | Участие в школьных мероприятиях | Участие в городских мероприятиях | | | |
1 | Иванов Артем | +++ | ++ | +++ | + | ++ | ++ | | | | + | | | | 5 |
2 | Петров Иван | + | | | + | ++ | ++ | | + | + | + | | | | 4 |
3 | …………… | | | | | | | | | | | | | | |
Остановимся подробнее на некоторых формах оценивании.
1. Музыкальная викторина «Угадай мелодию» проводится на итоговых уроках, в конце четверти в игровой форме. Для её проведения заранее (на листах в клеточку) готовятся специальные таблицы, где с левой стороны в течение нескольких уроков вносятся имена композиторов и названия их произведений. С правой стороны - сетка из клеточек. Слушая музыкальные фрагменты, учащиеся ставят ответы-крестики в правой стороне таблицы.
№ | ФИО композитора. Название муз. произведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | С. Рахманинов «Вокализ» | | + | | | | | | | | |
2 | М. Глинка «Вальс-фантазия» | + | | | | | | | | | |
3 | П. Чайковский «Вальс цветов» | | | + | | | | | | | |
Контроль результатов со стороны учителя или учеников-ассистентов осуществляется очень быстро в присутствии участников. Для этого готовится из картона перфокарта с пустыми клетками. Если в перфокарте видны клетки без крестиков, то они засчитываются как ошибки. Критерии оценивания разрабатываются по усмотрению учителя, но они не должны иметь отрицательный результат. В технологическую карту заносятся только три оценки – «5», «4», иногда «3».
2. «Блиц-опрос» - это серия коротких вопросов, с короткими ответами без раздумывания. Слово «блиц» (от нем. blitz — «молния») — значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение. Обычно для его реализации используется небольшой тест, состоящий из 5-10 вопросов и содержащий варианты ответов. Вопросы для теста подбираются в соответствии с целью проводимого урока для актуализации знаний, полученных ранее, для организации проблемной ситуации, для определения уровня понимания и усвоения. В соответствии с задачами опроса определяется и его место в структуре урока, чаще всего это этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала или первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Как будет организован блиц-опрос на уроке, не имеет принципиального значения. Задания могут быть представлены на карточках, в виде электронного теста, с автоматическим подсчетом правильных ответов и выставлением отметки, или устно, когда учитель читает вопрос, а учащиеся дают ответ (одним словом).
Блиц-опрос легко вписать практически в любой урок, он вносит игровой момент в изучение темы, даёт возможность быстро и интересно провести опрос учащихся, развивает навыки творческого применения знаний, помогает лучше усвоить материал, налаживает взаимодействие учителя и учеников. Использование данной технологии не только значительно упрощает процесс текущего контроля знаний и повышает его эффективность, но также даёт возможность оценить всех обучающихся, присутствующих на уроке.
Поэтому данная технология текущего контроля и оценки знаний обучающихся имеет неоспоримые преимущества в преподавании музыкального искусства. И, если проводить «блиц-опрос» на каждом уроке в течение 5-ти минут, то можно будет наблюдать и улучшение текущих оценок по темам, и высокие результаты учебных достижений.
3. «Онлайн-тестирование» – это компьютерный опрос, цель которого закрепить материал прошедших уроков. В этих тестах могут сочетаться и звуковые и зрительные формы опроса. Задания тестов оформляются по классам и размещаются в сети Интернет на предметном сайте учителя музыки https://clck.ru/EhLqW
4. «Кроссворды» одна из самых удобных и популярных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах музыкальной деятельности: в начале урока, чтобы логично перейти к новому материалу; в конце урока для закрепления нового материала; как домашнее задание и для повторения. Целесообразнее выбирать простые формы кроссвордов с небольшим количеством слов: «Загадка», «Лесенка», «Пирамида», «Лабиринт», «Уголок», «Ключевое слово». Использование подобных кроссвордов позволяет в занимательной форме проводить интерактивные игры: «Собери тему», «Вставь слово», «Музыкальный лабиринт», «Музыкальная лесенка», «Музыкальная пирамида»
5. «Портфолио» - портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач. Это не просто папка творческих работ – это возможность обеспечить активное участие родителей в обучении ребенка, видеть как слабые, так и сильные его стороны. Портфолио - это средство фиксирования, индивидуальных достижений учащихся, ориентированный не только на оценку, но и на самооценивания.
6. «Интернет-олимпиада» - наиболее глубокая форма оценивания знаний учащихся. Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме, но и по всему предметному курсу. Цель олимпиады - повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В олимпиаде могут быть использованы все виды игровых знаний. Интернет-олимпиады проводятся на предметных страницах учителя или школьных сайтах.
Прогнозируемый результат
Стремительное развитие новых технологий за последнее десятилетие оказало значительное влияние на систему образования. Стали появляться отдельные области в педагогике, занимающиеся вопросами интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Применение инновационных средств в практической деятельности учителя открывает перед ним широкие возможности для реализации учебных программ, помогает повысить эффективность обучения, а также заинтересовать учащихся, мотивировать их к изучению предмета, развить познавательные навыки и творческое мышление. Учителю дается возможность организовать совместную деятельность с учениками во внеурочное время для повышения образовательных результатов и проведения культурно-просветительской работы. Также возможны проведения всех видов опроса и оценивания учебных результатов учащихся.
Самым удобным и доступным методом работы в сети Интернет являются сервисы Яндекс. Они дают возможность для создания персональных сайтов, не требующих специальных знаний об основах сайтостроения, поэтому они доступны и понятны практически любому учителю. Для проведения совместной работы на страницах сайта размещаются разнообразные материалы по изучаемым темам, интересные факты, ссылки, медиа-продукты, тесты и задания, которые учащиеся могут выполнять и отправлять прямо на сайт учителя. Данные результатов автоматически заносятся в таблицу с указанием даты и времени выполненных работ, имени исполнителя и всех ответов. Ученик получает
Технология оценивания в онлайн-режиме на данный момент находится в стадии разработки. Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в систему оценивания, даст возможность добиться высоких результатов и высокого качества знаний по предмету «Музыка».
Выводы.
Подводя итоги, следует сделать вывод, что систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретать, внедрять свои нетрадиционные средства контроля. Через них раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Умелое владение различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.
Работа над проблемой «Приёмы педагогического контроля и оценки учебных достижений учащихся на уроках музыкального искусства» пока не имеет своего завершения, так как она зависит от системы образования, стиля преподавания и общения с учащимися. Процесс оценивания учебных достижений будет совершенствоваться и находить свое решение в будущем информационном развитии педагогики.