Приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения младших школьников
Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.
Сегодня учитель предпочтение отдает методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках литературного чтения.
Выделяются 3 этапа чтения:
Работа с текстом до чтения
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения
1. Работа с текстом до чтения Цель работы на первом этапе - этапе работы с текстом до чтения - заключается в развитии такого умения, как АНТИЦИПАЦИЯ, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию.
Один из приёмов работы называется "Эпиграф к уроку". Это могут быть пословицы, поговорки или слова известных людей. Детям учитель говорит о том, что как эти слова связаны с произведением, они узнают в конце урока.
К этому этапу относится и работа с заголовком и с иллюстрацией. Например, можно предложить отгадать ребус. Или использовать приём «Пропуск букв». Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения.
После того, как дети отгадают название произведения или поработают с иллюстрацией, учитель просит предположить, о чём может идти речь в этом произведении.
Этот приём называется «Дерево предсказаний». Детям предлагают поработать в группах. У них на столах лежат листочки, детям нужно написать на них свои предсказания, предположения. Далее учитель задаёт вопрос: А что надо сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Надо прочитать текст. И таким образом мы переходим ко второму этапу – этапу работы с тексом во время чтения.
2. Работа с текстом во время чтения На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.
Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».
Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.
Словарную работу можно провести, используя приём «Верно / Неверно»
Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.
Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.
Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.
Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.
Следующий прием называется «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов).
Такой приём уместнее проводить в парах. Во время чтения стихотворения детьми заполняется конспект-опора, затем идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в классе. Использование этого приема позволяет превратить работу в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Ещё один прием - «Чтение в кружок».
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по строфам. Наша задача - читать внимательно, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он прочитанный текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)
Одним из приёмов на этом этапе будет приём «Эссе» - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
На всех этапах работы с текстом можно применять приём таблица «ЗХУ».
«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ - интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
Таким образом, приемы и методы технологии чтения сегодня актуальны и востребованы, их можно применять при работе с любым текстом. Они соответствуют основным требованиям модернизации образования - формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.