СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приёмы работы с текстом как основы формирования читательской грамотности."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы работы с текстом как основы формирования читательской грамотности."»

Приёмы работы с текстом как основы формирования читательской грамотности.

Приёмы работы с текстом как основы формирования читательской грамотности.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет тот, кто не умеет читать, а тот кто не научился при этом учиться»  Э.Тоффлер

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет тот, кто не умеет читать, а тот кто не научился при этом учиться»

Э.Тоффлер

Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская компетентность учащихся-это сформированная у детей способность работать с информацией.

Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская компетентность учащихся-это сформированная у детей способность работать с информацией.

Целью работы с текстом на уроках русского языка является постижение закономерностей построения , знакомство со стилистическими , фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
  • Целью работы с текстом на уроках русского языка является постижение закономерностей построения , знакомство со стилистическими , фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
Задачи развития читательской грамотности : понимать коммуникативную цель чтения текста; фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного и сжатого пересказа (устного или письменного); определять основную мысль текста; дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления, или аргументирующую выдвинутый тезис; комментировать и оценивать информацию текста.

Задачи развития читательской грамотности :

  • понимать коммуникативную цель чтения текста;
  • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного и сжатого пересказа (устного или письменного);
  • определять основную мысль текста;
  • дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
  • выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления, или аргументирующую выдвинутый тезис;
  • комментировать и оценивать информацию текста.
Приемы активного чтения.

Приемы активного чтения.

«Феномен» «Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому , ищеШЬ как просочиться к озеру-не найдёШЬ, и спросить не у кого :напугали народ, никто в этом лесу не бывает . И только в след глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное,меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь век» (А. Солженицын)

«Феномен»

«Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому , ищеШЬ как просочиться к озеру-не найдёШЬ, и спросить не у кого :напугали народ, никто в этом лесу не бывает . И только в след глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное,меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь век» (А. Солженицын)

«Лингвистическая сказка»  Лингвистическая сказка - особый дидактический рассказ, в котором используются сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, и закономерностях языка.    Цель : формирование умений извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса и типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

«Лингвистическая сказка»

Лингвистическая сказка - особый дидактический рассказ, в котором используются сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, и закономерностях языка.

Цель : формирование умений извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса и типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Фамильная ненависть.

Проблемный вопрос: О каких орфографических правилах идет речь в сказке? Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами.

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!». Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» – мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.   Так и шло все из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием Не пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!  

Вспомните: какие законы правописания действуют, когда необходимо слитно или раздельно написать не не с причастиями?

     Приём «Верите ли вы…»   Причастие-это самостоятельная часть речи.  Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.  Причастия бывают 1 и 2 спряжения.  Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.  Причастия могут быть действительными и страдающими.  Действительные причастия могут иметь краткую форму.  Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

     Приём «Верите ли вы…»  

Причастие-это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приём «Ассоциация» Тема: «Частица как часть речи.  Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов. Выводится определение: частица- это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов. Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы .

Приём «Ассоциация»

Тема: «Частица как часть речи.

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Выводится определение: частица- это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы .

Приём «Кластер»

Приём «Кластер»

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»   Технология приема:   Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. •Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Технология приема:  

  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
  • •Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия.

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Прием «Мозаика».  «Реконструкция текста»    Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).  Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.  В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Мозаика».  «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»    Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.  Стратегия позволяет формировать: •  умение формулировать вопросы; •  умение соотносить понятия.  Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.  Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.  После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.     

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • •  умение формулировать вопросы;
  • •  умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

    

 Приём «Концептуальная таблица»  Прием «Концептуальная таблица

Приём «Концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица"особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.

Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём «Синквейн» Это стихотворение из 5 строк, в котором автор отражает свое отношение к проблеме: 1 строка-одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка-два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка-три глагола, показывающиедействия понятия; 4 строка-короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка- резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства,ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна- индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, когда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Приём «Синквейн»

Это стихотворение из 5 строк, в котором автор отражает свое отношение к проблеме:

1 строка-одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка-три глагола, показывающиедействия понятия;

4 строка-короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка- резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства,ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна- индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, когда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

 Пример:  Тема любви.  «Гранатовый браслет», А.И. Куприн Любовь. Роковая, невзаимная, увлекается, страдает, гибнет. Да святится имя твоё. Счастье.

Пример: Тема любви. «Гранатовый браслет», А.И. Куприн

Любовь.

Роковая, невзаимная,

увлекается, страдает, гибнет.

Да святится имя твоё.

Счастье.

Приём  «Знаю, узнал, хочу узнать».  Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.  Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой .        Знаю Глагол обозначает действие,н.ф.-инфинитив, сов. и несов.Вид изменяется по временам (н.в., пр.в.,б.в.) (изменяется по лицам и числам) Хочу знать Узнал Дружат ли время и вид глагола? Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. Бывает будущее простое и будущее сложное время. Можно ли из глагола н.ф. образовать глагол н.в., п.в., б.в.?

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой .

      

Знаю

Глагол обозначает действие,н.ф.-инфинитив, сов. и несов.Вид изменяется по временам (н.в., пр.в.,б.в.) (изменяется по лицам и числам)

Хочу знать

Узнал

Дружат ли время и вид глагола?

Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. Бывает будущее простое и будущее сложное время.

Можно ли из глагола н.ф. образовать глагол н.в., п.в., б.в.?