Приемы работы с текстом
Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.
Виды чтения
Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения
Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
Познакомиться со структурой текста.
Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
Знакомство с оглавлением.
Использовать аннотации к текстам.
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения
Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
Выделение смысловых частей читаемого текста.
Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
Составление суждений учащихся.
Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.