СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация содержит сведения о приемах работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом»

Основное общее образование  Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом:   Поиск информации и понимание прочитанного.  Преобразование и интерпретация информации.  Оценка информации.

Основное общее образование Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом:

  • Поиск информации и понимание прочитанного.

  • Преобразование и интерпретация информации.

  • Оценка информации.

В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами.  Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности : -понимать коммуникативную цель чтения текста; -фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); -определять основную мысль текста; -дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; -выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; - комментировать и оценивать информацию текста.

В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами.

Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности :

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

Выделяют четыре основных способа осмысления текста : постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); конструирование собственных высказываний о прочитанном

Выделяют четыре основных способа осмысления текста :

  • постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;
  • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);
  • создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
  • конструирование собственных высказываний о прочитанном
Приемы активного чтения: Приём

Приемы активного чтения:

  • Приём "Феномен"
  • Описание: приём интерактивного обучения. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагает прочитать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ученик прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется находящимся на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
Пример. Перед учащимся художественный текст, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания «ШЬ», – «выделены» подчёркиванием, цветным маркером и т. д. Ученик вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуживает специального внимания. Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому, ищеШЬ, как просочиться к озеру – не найдёШЬ, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын)
  • Пример. Перед учащимся художественный текст, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания «ШЬ», – «выделены» подчёркиванием, цветным маркером и т. д. Ученик вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуживает специального внимания.
  • Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому, ищеШЬ, как просочиться к озеру – не найдёШЬ, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын)

Приём «Лингвистическая сказка»  Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала Приём «Письмо с дырками (пробелами)» .  Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» .

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)   1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения , если… .

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

  • 1) Имя существительное обозначает…
  • Отвечает на вопросы…
  • Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
  • 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
  • или ….
  • или …
  • Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
  • Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
  • Существительные изменяются по … и … .
  • 3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
  • Имя существительное не является членом предложения , если… .
Прием «Верите ли вы, что…»  Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Прием «Верите ли вы, что…»

Формируем умения:

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):  Причастие - это самостоятельная часть речи.  Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.  Причастия бывают 1 и 2 спряжения.  Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.  Причастия могут быть действительными и страдающими.  Действительные причастия могут иметь краткую форму.  Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приемы активизации ранее полученных знаний  Прием «Ассоциация»   Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:  если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;  оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приемы активизации ранее полученных знаний Прием «Ассоциация»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс).  Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов. Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.  Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы

Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы

Приём “Шаг за шагом” Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приемы графической переработки учебного материала  Прием «Составление кластера» Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Приемы графической переработки учебного материала Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема:   Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

  • Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
  • Технология приема:  
  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
  • Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
  • 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  • 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  • 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
  • Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Приемы, используемые при групповой работе:  Приём «Корзина» идей, понятий….  Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приемы, используемые при групповой работе: Приём «Корзина» идей, понятий….

  • Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут). 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много») -  Обмен информацией в группах. - Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) - Какое слово может быть лишним? Почему?  мороз снег снежки холод  -( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). - Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Прием «Письмо по кругу»  Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:  размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте; сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Прием «Письмо по кругу»

  • Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
  • размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;
  • сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Приём “Роман с продолжением” Описание: приём экстраактивного обучения. Используется при работе с параллельными классами на уроках русского языка. Ученики переводят содержание белорусского текста на русский язык в стихотворной форме. Работа начинается в одном классе, а продолжается творчество в другом.

Приём “Роман с продолжением”

Описание: приём экстраактивного обучения. Используется при работе с параллельными классами на уроках русского языка. Ученики переводят содержание белорусского текста на русский язык в стихотворной форме. Работа начинается в одном классе, а продолжается творчество в другом.

Маркировочные таблицы   Творческое чтение . Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется отличать главное от второстепенного. На подготовительном этапе использую просмотровое чтение. Перед чтением текста предлагают учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста : на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

Маркировочные таблицы Творческое чтение .

  • Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется отличать главное от второстепенного. На подготовительном этапе использую просмотровое чтение.

Перед чтением текста предлагают учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста : на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT»  или «Учимся сообща» Описание:  Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочных таблиц. Этот прием графической организации материала используется для формирования умения систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT» или «Учимся сообща»

  • Описание:  Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочных таблиц. Этот прием графической организации материала используется для формирования умения систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
  • "Инсерт" - это:
  • / — interactive интерактивная
  • Nnoting размечающая
  • Ssystem система
  • Еeffective для эффективного
  • Rreading and чтения и
  • Т — thinking размышления
Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (
  • Приём используется в три этапа:
  • В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
  • Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
  • Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
  • Таблица ИНСЕРТ

«V»

«+»

Подставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или ду­мали, что зна­ете

«— »

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым

«?»

Поставьте «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы по­лучить более под­робные сведения по данному воп­росу

Приём

Приём "Цветные поля"

Описание : приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала   Прием «Словарик» Например, при изучении темы «Правописание приставок пре- и при» в 6 классе или при изучении словарных слов на тему «Спорт» в 5 классе учащимся предложено составить тематические словари. Класс делится на команды. Каждая команда вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, удовлетворяющие какому-либо заранее оговоренному требованию. Усложнить задачу можно, если ввести разнообразные ограничения (имена существительные должны быть только одушевленными). Затем слова из получившегося списка участники команды поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает команда, которой удалось составить наиболее длинный список, а также дать толкование слов команды противников.

Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала Прием «Словарик»

Например, при изучении темы «Правописание приставок пре- и при» в 6 классе или при изучении словарных слов на тему «Спорт» в 5 классе учащимся предложено составить тематические словари.

Класс делится на команды. Каждая команда вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, удовлетворяющие какому-либо заранее оговоренному требованию. Усложнить задачу можно, если ввести разнообразные ограничения (имена существительные должны быть только одушевленными). Затем слова из получившегося списка участники команды поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает команда, которой удалось составить наиболее длинный список, а также дать толкование слов команды противников.

Приём

Приём "Коллекционер"

  • Описание: приём интерактивного обучения.
  • Пример. При подготовке к уроку «Слова исконно русские и заимствованные» (5 класс) В течение нескольких месяцев ученики собирали марки, открытки, наклейки, этикетки с заимствованными словами, а затем вклеили их в альбом в соответствии со страной происхождения слова, дополнив каждое изображение коротким текстом с описанием существенных характеристик. В итоге получился объёмистый самодельный справочник.
Приём “Диктант значений” Описание: приём экстраактивного обучения.  Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. Пример . Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент»,  «Совокупность всех притоков реки, озера» - «Бассейн», «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» - «Мировоззрение».

Приём “Диктант значений”

  • Описание: приём экстраактивного обучения.

Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.

  • Пример . Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент»,

«Совокупность всех притоков реки, озера» - «Бассейн»,

«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» - «Мировоззрение».

Прием «Замена» .

  • В основе лежит прием перефразировки, который позволяет отработать умения сжатия текста за счет использования слов вместо развернутых их толкований. Возможно и расширение текста за счет замены толкований понятий их краткими эквивалентами.

«Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!                        Держи лентяйку в черном теле

Чтоб в ступе воду не толочь,                    И не снимай с нее узды!

Душа обязана трудиться                         Коль дать ей вздумаешь поблажку,

И день и ночь, и день и ночь!..                 Освобождая от забот,

Не разрешай ей спать в постели               Она последнюю рубашку

При свете утренней звезды,                       С тебя без жалости сорвет.

                                                 (Н.А.Заболоцкий)

Проводится словарная работа.

Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом.

В черном теле держать – плохо обращаться с кем-нибудь, плохо содержать кого-нибудь.

Далее проводится анализ стихотворения с нахождением ключевых слов, средств художественной выразительности.

Приём «Лови ошибку» Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Приём «Лови ошибку»

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Прием  «Перевертыши» .  Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением. Пример. Формируем умение подбирать слова, противоположные по значению. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их. На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое. У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая. Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая. Формируем умение объяснять образное сравнение. Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.  Свежий хлеб – …  свежий ветер – …  свежая рубашка – … Чёрная ткань – …  чёрная работа – …  чёрные мысли – …

Прием «Перевертыши» .

Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

Пример. Формируем умение подбирать слова, противоположные по значению. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.

У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.

Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Формируем умение объяснять образное сравнение. Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Свежий хлеб – … свежий ветер – … свежая рубашка – …

Чёрная ткань – … чёрная работа – … чёрные мысли – …

Приёмы для формирования познавательных учебных умений  Прием «Выделяем существенные признаки» Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.  Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха». Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное

Приёмы для формирования познавательных учебных умений Прием «Выделяем существенные признаки»

Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.

Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха».

Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное

 Прием «Мозаика».  «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приёмы, направленные на анализ стилистических особенностей текста  Прием «Выбираем стиль».  Прием «Меняем стиль».

Приёмы, направленные на анализ стилистических особенностей текста

Прием «Выбираем стиль».

Прием «Меняем стиль».

 Приёмы, направленные на формирование умения произвольно строить речевое высказывание, близкое к оригиналу  Приём «Разученный диктант»   В основе которого лежит письмо по памяти Пример . Выделенные слова подскажут вам, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Для чего в речи нужны такие слова?  ……………………… ... ……………………… ... … снежной …………..   Неподвижною, немою,   Чудной ……………... .   ……………………… … волшебным ……..,   …………………………  Лёгкой …… пуховой...  

Приёмы, направленные на формирование умения произвольно строить речевое высказывание, близкое к оригиналу Приём «Разученный диктант»

  • В основе которого лежит письмо по памяти

Пример . Выделенные слова подскажут вам, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Для чего в речи нужны такие слова?

……………………… ...

……………………… ...

снежной …………..  Неподвижною, немою,  Чудной ……………... .  ………………………

волшебным ……..,  ………………………… Лёгкой …… пуховой...  

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

 

"Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

"Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

  

  "Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

"Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 

"Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

"Чтение с остановками"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

 

"Ассоциативный куст " Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Чтение в парах – обобщение в парах"

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

"Читаем и спрашиваем"

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

"Дневник двойных записей"

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

"Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

+

Знакомая информация

--

Новая информация

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

 

Общие

черты

 

Черты

Черты

1 объекта

2 объекта

"Сенкан (синквейн)"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура сенкана.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

  • В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:
  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
  • Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
  • Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Недопустимо   использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  • Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  • На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
  • Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
  • Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
  • Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением школьной дисциплины.
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии.
  • Почаще ставьте себя на место ребенка.
  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
  • Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!