Приёмы работы с учащимися при подготовке к итоговому сочинению в 11-м классе (из опыта работы)
Автор:Учитель русского языка и литературы Долгих Т.В
МКОУ Черновская СОШ Кыштовского района
Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности - умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением - это первоочередная задача.
Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:
рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;
использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;
моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;
точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции;
оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.
Выбор темы и определение ее границ - это самый первый и трудный шаг на пути к созданию самостоятельного письменного высказывания. Итак, моя задача на первом этапе работы по подготовке к итоговому сочинению- помочь ученику научиться правильно выбрать тему сочинения, а ,главное, затем раскрыть её в своей работе Одним из эффективных приёмов в выборе темы сочинения и определения его идеи является приём «Слово-магнит»
Поясню данный прием на примере слова-магнита «путь».
Учащимся предлагаются следующие темы сочинений: 1.«Что значит «идти по жизни своим путём»?» или 2.« Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?» Определите ключевое слово в названии тем. (путь)
Учащимся предлагается поочередно подобрать к слову синонимы (важным считаю еще и графическое оформление «магнита» на доске, антонимы, однокоренные слова, определения или прилагательные (можно с акцентом на эпитетах), глаголы или сказуемые. «Притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи и даже словосочетаниями, только записывать их надо в начальной форме. Все доброе, положительное, притягивается к доброму. Не могут к доброму, родному слову притягиваться грубые, неблагозвучные, иноязычные слова. При подборе слов можно пользоваться словарями.
Важным считаю еще и графическое оформление «магнита» на доске. Ключевое слово помещаю в центр, и от него в процессе работы расходятся, как лучи, «притягиваемые» слова. Задания при этом я не произношу в открытую, а «маскирую» их под знаками, играющими на доске еще и роль стрелок к подбираемым словам. Например, вместо задания «Подберите глаголы» я рисую две линии (графическое обозначение сказуемого), для прилагательных – волнистую линию, для однокоренных слов – корень (дугу), для синонимов – знак «приблизительное равенство» (можно попросить детей объяснить, почему удачнее использовать такой знак, а не знак равенства) и т.д.
Подытожить работу со словом-магнитом можно с помощью проблемных вопросов, например, «Чем отличается путь от дороги? В каких контексте уместнее использовать слово «путь, а не «дорога».
После разноаспектной работы со словом «Путь» ребятам предлагается прочитать притчу «Иди своим путём» (Приложение 1) без конечной фразы и дописать её. Эта работа играет еще и роль диагностики морально-нравственных качеств детей. Далее ,исходя из контекста, учащиеся дают определение значение словосочетания « жизненный путь» и записывают его. Сравнивают с выполненным кластером.
Далее можно предложить написать сочинение на темы: 1.«Что значит «идти по жизни своим путём»?» 2. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? « на выбор. На этапе работы над сочинением можно использовать приём «Облако мыслей».
На уроках литературы прием «Слово-магнит» незаменим при анализе лирического произведения, в частности, при характеристике ключевого образа или лирического героя. Также этот прием помогает составить и характеристику героя прозаического произведения.
Например, использую «Слово-магнит» при изучении «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» «» в 11 классе. Данный прием помогает ученикам дать характеристику ключевого образа «Родина»,проследить, как меняется этот образ на разных этапах его творчества: и почти самостоятельно выйти на идею его творчества: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.»
Данный прием использую также и на уроках развития речи по русскому языку, например, перед изложением или при подготовке к сочинению-описанию( 5-7 классы) или при подготовке к, сочинению –рассуждению в формате ОГЭ и ЕГЭ .
Приём «Слово-магнит»-это эффективный приём конструирования внешней и внутренней речи : от слова-к собственному тексту.
Приложение №1
Иди своим путем
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, …иди своим путём, будто ничего и не случилось.
Приложение№2
СЛОВО-МАГНИТ: «Путь»
Ассоциации
ПУТЬ ≈ (синонимы)
Фразелогизмы, пословицы