СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы развития памяти\ воображения\ пространственного мышления\ внимания на уроках в начальной школе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ формата Word.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития памяти\ воображения\ пространственного мышления\ внимания на уроках в начальной школе.»

Приёмы развития памяти\ воображения\ пространственного мышления\ внимания на уроках в начальной школе.

Уважаемые коллеги, благодарю вас за присутствие на моем мастер-классе. Для того, чтобы предположить цель нашего мастер-класса, я хочу спросить у вас, как в вашем классе обстоят дела с психическими процессами у каждого обучающегося?

Для начала давайте вспомним, какие психические процессы вообще существуют?

• память

• воображение

• мышление (у нас пространственное)

• внимание

Мне хотелось бы отметить именно урок математики, как там дела с психическими процессами? Есть ли проблемы?

Исходя из того, что мы обсудили ранее, давайте сформулируем цель на данный мастер-класс.

Цель: узнать о приемах обучения для развития памяти, воображения, пространственного мышления, внимания на уроках математики.

Изучение математики требует активных умственных усилий, обучающимся трудно поддерживать произвольное внимание на протяжении всего урока. Напряженная мыслительная деятельность утомляет любого школьника. Нам с вами, и всем остальным нашим коллегам важно поддерживать активность и интерес обучающихся на уроках. Это важно делать с 1 класса, когда определяется и формируется интерес и склонность к какому-либо предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажную роль здесь играют различные упражнения и игровые тренинги, направленные на развитие памяти, внимания, мышления ребёнка. Применяя такие задания на уроках, мы даём возможность учащимся передохнуть от однообразной работы, утомление компенсируется положительными эмоциями и переключением на другой вид деятельности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается память, внимание, мышление и стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируясь в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

Теперь я хочу напомнить всем, за что именно отвечает каждый психический процесс и показать задания, которые я использую на уроках математике в своем классе.

Что же такое память?

Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, сохранение и извлечение информации.

Различают три вида памяти:

1) наглядно - образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;

2) словесно - логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;

З) эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Прежде чем приступать к тренировке памяти, необходимо провести диагностику памяти у подростка, т. е. знать особенности памяти. Занятия следует проводить в эмоционально приятной обстановке (там, где положительные эмоции, - высокая готовность к восприятию). Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

Зрительная память:

Обучающиеся 20 секунд смотрят на расположение фигур в таблице, после чего по памяти воспроизводят то, что удалось запомнить.

Слуховая память:

«10 чисел»

Обучающимся озвучивается 10 трехзначных чисел, после чего они по памяти воспроизводят на бумаге то, что удалось запомнить.

Внимание.



Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности школьников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко и эмоционально).

С возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые быстро снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания - послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребёнка в школе, можно узнать какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.

Уровень произвольности внимания.

Таблицы Шульте.

Учащемуся поочерёдно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до25. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения задания регистрируется. Норма 45 - 60 секунд.

Для тренинга внимания можно использовать следующие игры «Пропусти число» «Считаем вместе», «Развиваем внимательность и наблюдательность», «Повторяем движения».

Игра «Повторяем движения». Участники игры стоят в кругу. Ведущий в центре.

Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного, двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны» - топать ногами. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

Мышление.



Мышление - это неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового.

Условно выделяют следующие виды мышления: наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно логическое.

Все виды мышления постоянно развиваются. Развивая индивидуальные особенности мышления, мы развиваем другие познавательные процессы, речь и творческие способности. Постоянно и регулярно делая «гимнастику для ума», «мышцы интеллекта» станут сильнее, будут работать быстрее и с большей эффективностью.





Воображение.

Воображение — это психологическая особенность человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном, но и в придуманном им самим мире, придумывать нечто новое и воплощать его в реальность.

Воображение неотделимо от внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря умственным операциям, особенно анализу и синтезу.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Таким образом, учителю необходимо подбирать специальные задания, направленные на активизацию процессов воображения. Задания могут быть наглядными, вербальными, рисуночными и другими.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!