СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приёмы совершенствования навыков чтения у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал был представлен на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы совершенствования навыков чтения у младших школьников"»

Верхнесалдинский городской округ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 Приёмы совершенствования навыков чтения у младших школьников Никулина Лариса Авенировна, учитель начальных классов высшей категории 2024 год

Верхнесалдинский городской округ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

Приёмы совершенствования навыков чтения

у младших школьников

Никулина Лариса Авенировна,

учитель начальных классов

высшей категории

2024 год

«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»  Сухомлинский В.А.

«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»

Сухомлинский В.А.

Цели обучения:  активизировать познавательную деятельность учащихся через уроки чтения; развивать интерес к чтению; -прививать интерес к художественной литературе. Задачи: Обучение детей оптимальному чтению (к концу 2 класса – 60 слов с минуту); Учить умению работы с текстом и с книгой; Расширять знания учащихся об окружающем мире; Развивать речь, мышление учащихся, нравственно-эстетические чувства и художественный вкус.

Цели обучения:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся через уроки чтения;
  • развивать интерес к чтению;
  • -прививать интерес к художественной литературе.

Задачи:

  • Обучение детей оптимальному чтению (к концу 2 класса – 60 слов с минуту);
  • Учить умению работы с текстом и с книгой;
  • Расширять знания учащихся об окружающем мире;
  • Развивать речь, мышление учащихся, нравственно-эстетические чувства и художественный вкус.
Концептуальная основа обучение должно идти впереди развития; системность и целостность содержания учебного материала;  включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;  особая доверительная атмосфера между учителем и учеником. непосредственное участие родителей

Концептуальная основа

  • обучение должно идти впереди развития;
  • системность и целостность содержания учебного материала;
  • включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;
  • особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.
  • непосредственное участие родителей
Этапы работы  1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме. 2.Изучение опыта учителей по данной теме. 3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках. 4.Анализ и подведение итогов.

Этапы работы

1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.

2.Изучение опыта учителей по данной теме.

3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках.

4.Анализ и подведение итогов.

 Характеристика навыков чтения Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к н ему.

Характеристика навыков чтения

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к н ему.

Работа над сознательным чтением При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы  Демонстрация предмета или изображения его на картине. Экскурсия с целью наблюдения этого предмета. Рассказ учителя о предмете, явлении. Полное логическое определение понятия. Описание предмета. Подведение частного понятия под общее. 7.  Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.) 8.  Обращение к составу слова. 9.  Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным.

Работа над сознательным чтением

При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы

  • Демонстрация предмета или изображения его на картине.
  • Экскурсия с целью наблюдения этого предмета.
  • Рассказ учителя о предмете, явлении.
  • Полное логическое определение понятия.
  • Описание предмета.
  • Подведение частного понятия под общее.

7. Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.)

8. Обращение к составу слова.

9. Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным.

Причины, тормозящие скорости чтения Природный темп деятельности Нарушения артикуляции Неправильное дыхание Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень развития памяти

Причины, тормозящие скорости чтения

  • Природный темп деятельности
  • Нарушения артикуляции
  • Неправильное дыхание
  • Малое поле зрения
  • Уровень организации внимания
  • Уровень развития памяти
Цель на урок : Отработать систему упражнений, способствующих повышению техники чтения учащихся Система тренировочных упражнений для совершенствования навыка выразительного чтения.  Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.  Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи: •  сила голоса (громко – тихо); •  темп чтения; •  тембр чтения; •  паузы; •  логическое ударение; •  повышение или понижение интонации.

Цель на урок : Отработать систему упражнений, способствующих повышению техники чтения учащихся

Система тренировочных упражнений для совершенствования навыка выразительного чтения.

Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова.

Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи:

• сила голоса (громко – тихо);

• темп чтения;

• тембр чтения;

• паузы;

• логическое ударение;

• повышение или понижение интонации.

Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов: 1.  Дыхательная гимнастика. 2.  Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»). 3.  Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим громко, тихо, шепотом). 4.  Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно). 5.  Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки). 6.  Приём подражания учителю.

Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов:

1. Дыхательная гимнастика.

2. Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).

3. Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим громко, тихо, шепотом).

4. Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).

5. Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).

6. Приём подражания учителю.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса «Задуйте свечу». «Обрызгайте белье водой» «В цветочном магазине». Использование скороговорки (хором) Тренировка речевого аппарата. Интонационная разминка. Отработка дикции и темпа чтения.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

  • «Задуйте свечу».
  • «Обрызгайте белье водой»
  • «В цветочном магазине».
  • Использование скороговорки (хором)

Тренировка речевого аппарата.

Интонационная разминка.

Отработка дикции и темпа чтения.

Развитие техники чтения Методика Зайцева В. Н. Упражнения для развития техники чтения. 1.  Чтение вслух. 2.  Чтение про себя. 3.  Чтение жужжащее. 4.  Чтение хором. 5.  Чтение в темпе скороговорки. 6.  Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). 7.  Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8.  Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно. 9.  «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. 10.  «Буксир»: а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем; б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Развитие техники чтения

Методика Зайцева В. Н.

Упражнения для развития техники чтения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Упражнения для понимания смысла текста 1.  Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2.  Озаглавливание текста. 3.  Деление текста на части, составление плана. 4.  Определение темы текста, главной мысли. 5.  Определение типа текста. 6.  Подбор иллюстрации к тексту. 7.  По иллюстрации определить содержание текста. 8.  Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9.  Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 10.  Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

Упражнения для понимания смысла текста

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11.  Чтение для подготовки к пересказу. 12.  «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 13.  Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 14.  Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей. 15.  Распространение предложений. из текста.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

15. Распространение предложений.

из текста.

16.  Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом: а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание; б) придумать продолжение рассказа; в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие. 17.  Составление кроссвордов по тексту. 18.  Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 19.  Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 20.  Составление ребусов к словам

16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

17. Составление кроссвордов по тексту.

18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

19. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам

Способы Осуществления цели

Способы

Осуществления

цели

Авторские методики Звукобуквенная методика обучения чтения Д.Б.Эльконина Методика обучения чтению Н.А.Зайцева Методика послогового обучения чтению Т.С.Резниченко и В.В.Воскобовича Методика обучения чтению по системе Г.Домана Методика раннего обучения чтению П.В. Тюленева Методика обучения чтению А. М. Кушнира. Методика обучения чтения по системе М.Монтессори

Авторские методики

  • Звукобуквенная методика обучения чтения Д.Б.Эльконина
  • Методика обучения чтению Н.А.Зайцева
  • Методика послогового обучения чтению Т.С.Резниченко и В.В.Воскобовича
  • Методика обучения чтению по системе Г.Домана
  • Методика раннего обучения чтению П.В. Тюленева
  • Методика обучения чтению А. М. Кушнира.
  • Методика обучения чтения по системе М.Монтессори
Спасибо за внимание! Желаю удачи !

Спасибо за внимание!

Желаю удачи !