Приёмы создания атмосферы коллективного творчества
Поскольку ключевыми словами в теме моего выступления являются слова «коллективное» и «творчество» логично говорить об использовании мною интерактивных форм и методов обучения.
Понятие «интерактив» толкуется как взаимодействие», исходя из этого интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика учеников друг с другом. Главная черта интерактивного обучения — использование учеником собственного опыта при решении проблемных вопросов. Поэтому, я считаю, что уроки курса «Основы здоровья» как нельзя лучше подходят для применения элементов интерактивного обучения в начальных классах.
Используя интерактивные формы работы (работа в группах по 8 человек, парах) я ставлю перед собой задачи:
1. Каждого учащегося на уроке сделать не только слушателем и наблюдателем, но и активным участником учебного процесса, так как и от его работы зависит конечный результат.
2. Данные формы работы развивают у детей познавательный интерес,
целеустремленность, совершенствуют речевые навыки, вдохновляют к творчеству.
3. Интерактивные формы обучения развивают коммуникативные умения и навыки. Дети учатся взаимодействовать в группе, прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссы во имя достижения единой цели. Распределение ролей, оказание помощи друг другу, принятие совместного решения помогают установлению эмоциональных контактов между детьми, реализации воспитательных задач урока.
Интерактивные методы и приёмы применяются мною не только при работе в группах или парах, но и во время совместной (фронтальной) работы всего класса. Далее хочу привести конкретные примеры интерактивных методов и приемов, используемых мною на уроках «Основы здоровья». Ролевые игры
Тема «Безопасность жизни»
Игра «Нужна помощь». Класс поделен на 4 групп. Каждой присвоен номер (01,02,03,04) Учитель «делает вызов», т.е. сообщает об опасности и просит помощи. Та служба, которая может помочь в данной ситуации громко называет номер, по которому нужно обратиться. Например: «Хулиганы в подвале дома разожгли костер, возник пожар. Нужна помощь. Звоните...!», или «Старенький дедушка потерял сознание на лестнице». Здесь же применяется прием игрового моделирования ситуации, когда один ученик из группы исполняет роль звонящего, другой - диспетчера. Цель - отработать умение правильно вызывать аварийные службы, сообщая нужные данные, не теряться в экстренной ситуации.
Тема «Семья и здоровье»
Ролевая игра «Дочки-матери»
Каждая группа получила задание изобразить конкретную ситуацию в семье: «Ученик пришел из школы с двойкой», «У мамы день рождения», «Вечер в семье». Дети сами распределяли роли папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка и даже домашнее животное, затем разыгрывали сценки. Причем другие группы должны были угадать ситуацию.
Широко применяю игру «Оживи пословицу», где каждой группе ребят после небольшой подготовки нужно при помощи пантомимы изобразить пословицу, а другие группы должны ее сформулировать. Например, по теме «Поведение и здоровье» - «Старый друг лучше новых двух», «За чужим погонишься и своё потеряешь». А также смоделировать ситуацию, которую можно было бы закончить этой пословицей.
Очень нравятся детям разыгрывать этюды. Например, по теме «Показатели здоровья» игра «Тренируем эмоции», где учащиеся мимикой должны были изобразить различные чувства и эмоции (интерес, жалость, испуг, обиду и т.п.), а остальные угадать.
Работу в группах я использовала на уроке по теме «Безопасность в школе. Что такое конфликт». Каждой из 4 групп было дано задание составить правила поведения в столовой, на перемене, на уроке труда и в спортивном зале. В процессе презентации задания остальные группы дополняли и уточняли правила, за что получали дополнительные баллы. Также учащимся было предложено разработать нормы и правила жизни в классе. Представители групп зачитывали выработанные правила, из которых был составлен этический кодекс класса, соблюдение которого считалось обязательным для всех.
Работа в парах использовалась мною по теме «Внимание и память». Во время проверки внимания (назови числа в порядке возрастания по таблице) и зрительной памяти( посмотри на фигуры ,потом зарисуй, правильно передавая форму и расположение) учащиеся выполняли задания поочередно, контролируя своего соседа.
Игра «Зеркало» (тема «Внешний вид») Учащиеся в парах по очереди обсуждают внешний вид друг друга и дают советы по исправлению недостатков.
Упражнения на развитие рефлексии. Их я условно называю тесты «Наедине с самим собой». Ответы теста обрабатываются и оцениваются самим ребенком и помогают в развитии личностной рефлексии и формировании объективной самооценки. Например, вопросы теста по теме «Правонарушения» звучат так:
1. Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?
2. Если бы у меня была возможность отомстить моим обидчикам при помощи друзей-старшеклассников, сделал бы я это?
3. Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?
Очень показателен тест «Знаешь ли ты себя?», где ребята получают возможность сравнить свое мнение о себе с мнением окружающих. Вначале проводится тест под названием «Ладошка», когда ребенок обводит на листе свою ладонь и на каждом пальце пишет качество, которое ему присуще. А учитель заранее записывает фамилию каждого ребенка на отдельный листочек и сворачивает его так, чтобы ничего нельзя было прочитать. Свернутые листочки складываются в коробку и предлагается каждому вытащить один из них. Учащиеся не должны рассказывать друг другу, чью фамилию они
вытащили. Затем каждый пишет свое мнение о человеке, который ему «достался».Таким образом ребенок может сопоставить свое собственное представление о себе и то, что думают о нем другие.
Для развития речи учащихся на уроках провожу небольшие сочинения-миниатюры на темы «Мои права и обязанности», «Чему я хочу научиться у своих родителей».
Часто задаю творческие домашние задания, например : взять интервью у бабушки, подготовить рассказ о реликвиях и традициях твоей семьи (по теме «Семья и здоровье»), составить меню на неделю (по теме «Здоровье и питание», нарисуй места с ограниченной видимостью, которые встречаются на пути к твоей школе («Дорога с ограниченной видимостью»)