Просмотр содержимого документа
«Приёмы сжатия (компрессии) текста»
Способы сжатия (компрессии) текста
Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.
Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение.
Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?
Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!
Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?
Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.
Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.
Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.
2. Обобщение.
Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).
Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.
3. Упрощение.
Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.
Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.
Текст № 1 | Приемы сжатия |
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. | Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца: Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности. |
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. | Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении: Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое. |
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры. | Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом): Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово) |
Текст № 1 | Приемы сжатия |
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. | Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца: Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности. |
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. | Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении: Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое. |
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры. | Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом): Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово) |
Текст № 2 | Приемы сжатия |
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. | Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем: |
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. | Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»: |
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. | Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого: |
Текст № 2 | Приемы сжатия |
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. | Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем: |
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. | Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»: |
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. | Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого: |
Текст № 3 | Приемы сжатия |
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов. | |
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов. | |
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. | |
Текст № 3 | Приемы сжатия |
Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов. | |
Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов. | |
Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. | |