Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Кластер», «Сводная таблица»,«Инсерт», «Концептуальная таблица»
Приём «Кластер»
Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»
растения
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название | Основные свойства | Использование |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; | Строительство, мел, мрамор. |
Гранит | Зернистый. Твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. |
Глина | Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. | Кирпич, посуда |
Песок | В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. | Дороги, стекло |
Железная руда | Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др. |
Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.
Приём «Инсерт».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».
Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» | «+» | « – » | «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
поставьте « V » (да) на | поставьте «+» | поставьте « – » (минус), на |
полях, если то, что вы | (плюс) на полях, | полях, если то, что вы |
читаете, соответствует | если то, что вы | читаете, противоречит |
тому, что вы знаете, или | читаете, является | тому, что вы уже знали, |
думали, что знаете; | для вас новым; | или думали, что знаете; |
Окружающий мир, 3класс, «Почва».
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва? Самостоятельно читают статью в учебнике.
Приём «Инсерт»
думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Приём «Концептуальная таблица».
Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».
Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»
Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?
а) первая линия сравнения
Для работы класс делится на три группы:
группа работает с информацией о тайге
группа работает с информацией о смешанном лесе
группа работает с информацией о широколиственном лесе
б) вторая линия сравнения
группа работает с информацией о растениях тайге,
группа работает с информацией о растениях смешанного леса,
группа работает с информацией о растениях широколиственного леса.
в) третья линия сравнения
группа работает с информацией о животных тайги
группа работает с информацией о животных смешанного леса,
группа работает с информацией о животных широколиственного леса.
Линии сравнения | Тайга | Смешанный лес | Широколиственный лес |
Климатические условия | | | |
Растительный мир | | | |
Животный мир | | | |