СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы устного счёта

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект, разработанный учащимися для выступления на школьном Дне науки.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы устного счёта»

Проект по математике «Способы быстрого устного счёта»

Проект по математике

«Способы быстрого устного счёта»

Ученика 5 класса «В» МБОУ «СШ №9» Коновницына Артёма
  • Ученика 5 класса «В» МБОУ «СШ №9» Коновницына Артёма
Введение   Одну из самых важных, ролей в школьном курсе обучения занимают вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Счёт в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощённых приёмов устных вычислений остаётся необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора. Освоение вычислительных навыков в уме развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы естественно – математического цикла. Поэтому я поставил перед собой проблему : найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, не рассматриваемые в школьном курсе математики.
  • Введение
  • Одну из самых важных, ролей в школьном курсе обучения занимают вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Счёт в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощённых приёмов устных вычислений остаётся необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора. Освоение вычислительных навыков в уме развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы естественно – математического цикла. Поэтому я поставил перед собой проблему : найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, не рассматриваемые в школьном курсе математики.
Объект исследования  – вычислительные навыки и устный счёт на уроках предметов естественно – математического цикла.  Предмет исследования – нестандартные приёмы и навыки устного счёта при умножении и возведении натуральных чисел.  Цель исследования:  быстрый счёт с использованием нестандартных приёмов устного счёта, знание упрощённых приёмов устных вычислений, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц и калькулятора .  Задачи: 1) узнать об упрощённых, нестандартных способах устных вычислений при умножении, сложении и вычитании натуральных чисел. 2) рассмотреть и показать на примерах применение нестандартных способов при умножении и делении чисел. Методы исследования : 1) сбор информации;   2) систематизация и обобщение. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного « человека» и не требуют уникальных способностей . Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того освоение этих навыков развивает логику и память ученика.  
  • Объект исследования – вычислительные навыки и устный счёт на уроках предметов естественно – математического цикла.
  • Предмет исследованиянестандартные приёмы и навыки устного счёта при умножении и возведении натуральных чисел.
  • Цель исследования:
  • быстрый счёт с использованием нестандартных приёмов устного счёта, знание упрощённых приёмов устных вычислений, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц и калькулятора .
  • Задачи:
  • 1) узнать об упрощённых, нестандартных способах устных вычислений при умножении, сложении и вычитании натуральных чисел.
  • 2) рассмотреть и показать на примерах применение нестандартных способов при умножении и делении чисел.
  • Методы исследования : 1) сбор информации;

2) систематизация и обобщение.

  • Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного « человека» и не требуют уникальных способностей . Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того освоение этих навыков развивает логику и память ученика.
  •  
1-ый способ - Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. 2-ой способ – Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
  • 1-ый способ - Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
  • 2-ой способ – Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
Умножение на 11   2 1 · 11= 21 · 11= | |1 21 · 11= | (2+1)|1 21 · 11=2|(2+1)|1 21 · 11= 231

Умножение на 11

2 1 · 11=

21 · 11= | |1

21 · 11= | (2+1)|1

21 · 11=2|(2+1)|1

21 · 11= 231

86 · 11= 86 · 11= | |6 86 · 11= |(8+6)|6 86 · 11=8|(8+6)|6 86 · 11= 946

86 · 11=

86 · 11= | |6

86 · 11= |(8+6)|6

86 · 11=8|(8+6)|6

86 · 11= 946

Решите примеры 91 · 11 43 · 11 35 · 11

Решите примеры

91 · 11

43 · 11

35 · 11

Проверьте свои вычисления 91 · 11= 1001 43 · 11= 473 35 · 11= 385

Проверьте свои вычисления

91 · 11= 1001

43 · 11= 473

35 · 11= 385

Умножение чисел на 22, 33,… ,99. Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, 44, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 33 = 3 х 11; 44 = 4 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11. Примеры: 18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792; 42 х 22 = 42 х 2 х 11 = 84 х 11 = 924; 13 х 55 = 13 х 5 х 11 = 65 х 11 = 715.
  • Умножение чисел на 22, 33,… ,99.
  • Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, 44, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 33 = 3 х 11; 44 = 4 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
  • Примеры:
  • 18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792;
  • 42 х 22 = 42 х 2 х 11 = 84 х 11 = 924;
  • 13 х 55 = 13 х 5 х 11 = 65 х 11 = 715.
Умножение на 99 86 · 99= 86 · 99= 86 · 100 – 86= = 8600 - 86 = 8514 86 · 99= 8514

Умножение на 99

86 · 99=

86 · 99= 86 · 100 – 86=

= 8600 - 86 = 8514

86 · 99= 8514

Решите примеры 56 · 99 76 · 99 254 · 99

Решите примеры

56 · 99

76 · 99

254 · 99

Проверьте свои вычисления 56 · 99 = 5544 76 · 99 = 7524 254 · 99 = 25 146

Проверьте свои вычисления

56 · 99 = 5544

76 · 99 = 7524

254 · 99 = 25 146

Сложение чисел при помощи «округления» 76 + 78= 78≈80 76 + 80 – 2 = 154 76 + 78 = 154

Сложение чисел при помощи «округления»

76 + 78=

78≈80

76 + 80 – 2 = 154

76 + 78 = 154

598 + 221= 221≈200 598 + 221 = 598 + 200 + 21= 819 598 + 221 = 819

598 + 221=

221≈200

598 + 221 = 598 + 200 + 21= 819

598 + 221 = 819

Решите примеры 65 + 78 52 + 49 433 + 788

Решите примеры

65 + 78

52 + 49

433 + 788

Проверьте свои вычисления 65 + 78 = 143 52 + 49 = 101 433 + 788 = 1221

Проверьте свои вычисления

65 + 78 = 143

52 + 49 = 101

433 + 788 = 1221

Вычитание чисел при помощи «округления» 89 – 26 = 89 ≈ 100 89 – 26 = 100 – 26 – 11= 63 89 – 26 = 63

Вычитание чисел при помощи «округления»

89 – 26 =

89 ≈ 100

89 – 26 = 100 – 26 – 11= 63

89 – 26 = 63

156 – 89 = 89 ≈ 100 156 – 89 = 156 – 100 + 11= 67 156 – 89 = 67

156 – 89 =

89 ≈ 100

156 – 89 = 156 – 100 + 11= 67

156 – 89 = 67

481 – 63 = 63 ≈ 60 481 – 63 = 481 – 60 – 3= 418 481 – 63 = 418

481 – 63 =

63 ≈ 60

481 – 63 = 481 – 60 – 3= 418

481 – 63 = 418

Решите примеры 198 – 124 232 – 79 674 - 85

Решите примеры

198 – 124

232 – 79

674 - 85

Проверьте свои вычисления 198 – 124 = 74 232 – 79 = 153 674 – 85 = 589

Проверьте свои вычисления

198 – 124 = 74

232 – 79 = 153

674 – 85 = 589

Заключение  В своей работе я рассказал лишь о нескольких упрощённых нестандартных приёмах устных вычислений устного счёта при умножении, сложении и вычитании натуральных чисел из существующих более чем 30 способов, способствующих развитию памяти и повышению математической культуры мышления.  На основании своих исследований я сделал вывод о том, что знание упрощённых приёмов устных вычислений остаётся необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов. Работа, проведенная мною, доказывает, что знание этих приёмов и их применение особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц или калькулятора.  Спасибо за внимание!
  • Заключение
  • В своей работе я рассказал лишь о нескольких упрощённых нестандартных приёмах устных вычислений устного счёта при умножении, сложении и вычитании натуральных чисел из существующих более чем 30 способов, способствующих развитию памяти и повышению математической культуры мышления.
  • На основании своих исследований я сделал вывод о том, что знание упрощённых приёмов устных вычислений остаётся необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов. Работа, проведенная мною, доказывает, что знание этих приёмов и их применение особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своём распоряжении таблиц или калькулятора.
  • Спасибо за внимание!