СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к рабочей программе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для проведения контрольных работ и промежуточной итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«приложение к рабочей программе»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

МБОУ «Нижнеметескинская СОШ»

_________/Г.К.Шакирова/

от «25 » августа 2015г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Нижнеметескинская СОШ»

____________/Л.А.Закирова /

Протокол №1от «27» августа 2015г


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

МБОУ «Нижнеметескинская СОШ»



/А.Р.Ибрагимов/

Приказ № 1 от«__ » августа 2015г.







ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по русскому языку для 6 класса

учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

ГибадуллинойЗилиШайхлисламовны

на 2015-2016 учебный год

















Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от « 27» августа 2015г



Оценка диктантов



Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.



Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)



Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.



Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.



При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).



При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.


При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.


Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».



При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Проверочная работа (тест) по теме «Повторение изученного в 5 классе».



Вариант 1

К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.


1. Укажите строку, в каждом слове которой есть мягкие звуки.

1) вечер, брусника, зонт, куст

2) газета, запах, край, белка

3) книга, сердце, птица, ночной

4) тень, зерно, кошка, завтрак


2. Укажите строку, в которой представлены только глухие согласные звуки.

1) [с], [п], [л], [в]

2) [т], [х], [в], [р]

3) [х], [ц], [к], [т]

4) [л], [з], [к], [ф]


3. Укажите слово, в котором все согласные звонкие.

1) актриса 3) водитель

2) матрос 4) модельер


4. Укажите ошибку в названии буквы.

1) р - эр 3)щ— ща

2) м —мэ 4) ч — че


5. В какой строке все слова расположены по алфавиту?

1) капуста, редька, морковь, свёкла

2) тетрадь, карандаш, линейка, пенал

3) море, озеро, пруд, река

4) Лермонтов, Толстой, Пушкин, Крылов


6. Укажите слово, в котором буква д обозначает глухой звук [т].

1) задуматься

2) посадка

3) дедушка

4}садовник




7. Буква ь пишется в слове

1) мос...тик 3) мощ..ный

2) пес.. ня 4) вскол...зь


8. Укажите слово, в котором буква с обозначает звонкий звук [з].

1) сделать 3) суметь

2) просить 4) подставить




9. Укажите строку, во всех словах которой каждая из букв е, ё, ю, я обозначает по одному звуку.

1) фляга, учётчик, боец, армия

2) герб, каюта, слёт, яма

3) яблоня, флейта, южный, ёж

4) клюв, дело, пятый, шофёр


10. Укажите строку, в каждом слове которой каждая из букв е, ё, ю, яобозначает два звука.

1) боец, каюта, блёстки, мясо

2) съёмка, колье, станция, юрта

3) язва, стоят, кресло, блюдо

4) линия, разъезд, нюхать, няня


11. Укажите, сколько букв и звуков в слове объятый.

1) 7 букв, 6 звуков

2) б букв, 7 звуков

3) 7 букв, 7 звуков

4) 6 букв, б звуков


12. Укажите слово, в котором есть звук [й'].

1) снегирь 3) лицо

2) книга 4) юрта


13. В каком слове неверно указано ударение?

1) магазИн 3) диалОг

2) пОнял 4) звОнит


14. Укажите слово с ударением на первом слоге.

1) алфавит 3) вереск

2) ваятель 4) взглянул








Вариант 2


К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.


1. Укажите строку, в каждом слове которой есть мягкие согласные.

1) медведь, ребёнок, дорога, волк

2) текст, герань, звон, гром

3) весна, точка, воздух, мотор

4) тема, камера, чаща, детство


2. Укажите строку, в которой представлены только глухие согласные звуки.

1) [к], [м], [ш], [р]

2) [т], [к], [ф], [п]

3) [ш], [л], [б], [х]

4) [ц], [м], [ш]. [б]

3. Укажите слово, в котором все согласные звонкие.

1) учительница 3) агроном

2) художник 4) звездочёт


4. Укажите ошибку в названии буквы.

1) б-бэ 3) п — пэ

2) ж — жэ 4) к — кэ


5. В какой строке все слова расположены по алфавиту?

1) берёза, осина, ель, дуб

2) Волга, Дунай, Лена, Ока

3) астра, тюльпан, нарцисс, гвоздика

4) понедельник, вторник, среда, четверг


6. Укажите слово, в котором буква б обозначает глухой звук [п].

1)зарубка 3) каблук

2) перебежчик 4) забор


7ь пишется в слове

1) хищ..ник 3) болел...щик

2) пустяч...ный 4) жен...щина



8. В каком слове три звука?

1) юла

2) еда

3) мёд

4) фея


9. В каком слове на месте пропуска надо писать букву и?

1) уд... виться

2) д...ржать

3) в...черний

4) увл...каться


10. В каком слове неверно определено количество звуков?

1) ночь —3 звука

2) светлый — 7 звуков

3) молния — 6 звуков

4) пальто — 5 звуков


11. В каком слове на месте пропуска пишется буква ю?

1) посещать библиотеку

2) внимательное ж...ри

3) восхищаться картиной

4) ч...десная погода


12. Укажите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

1) каюта

2) весёлая

3) местный

4) вьюга


















Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Фразеология»

Улетают журавли.

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние страны.



Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.



Ещё до рассвета проснулись осторожные журавли. Чуть светится над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли плавно поднимаются с болота. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим мы их прощальные клики.



До свиданья, до свиданья, журавли. До радостной встречи весною!





Грамматическое задание:

1.Подберите синонимы к словам весёлый, врач, мокрый, смелый.

2.Подберите антонимы к словам большой, высокий, добрый, длинный.

3.Составьте 2 предложения с фразеологизмами.







(сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов татарской школы под редакцией Ахмадуллиной, стр.59)

















Тест по теме «Чередование гласных в корнях слов»

1)Укажи неправильный ответ:

а) расстелает;

б) расстелет;

в) расстелить;

2) Какой вариант ответа соответствует правилу:

В корне с чередованием е//и пишется буква И если:

а) после корня есть суффикс ть;

б) после корня идёт любой суффикс;

в) после корня идёт суффикс а;

3) Выберите верное написание слова:

а) запирает;

б) заперает;

в) подпиреть;

4) Какое из утверждений верное:

а)в корнях -клан- /-клон- под ударением пишется только буква а;

б)в корнях -гар- / -гор- под ударением пишется буква а;

в)в корнях –твар- / -твор- под ударением пишется только буква о;

5) В корнях -гор- /-гар- буква о пишется:

а) когда гласная в корне под ударением;

б) когда на гласную в корне не падает ударение;

в) буква о пишется, если после корня суффикс а;

6) Выберите верный ответ:

Исключения из корней -раст- ,-ращ -,-рос- - это слова

а) росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав и слова которые являются родственными к ним;

б) только росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав;

в) исключений из этих корней нет;

7) В корнях с чередованием о//а -раст-, -ращ-, -рос- буква а пишется если:

а) за корнем следует суффикс а;

б) после гласной в корне идет ст или щ;

в) от ударания;

8) Выберете утверждение, соответствующее правилу:

а) в корнях - позд - -пазд - буква а пишется только под ударением;

б) в корнях - позд - -пазд - буква а пишется, если на гласную в корне не падает ударение;

в) в корнях - позд - -пазд – буква о пишется, если на гласную в корне не падает ударение;

9) Какого корня с чередованием е//и не существует:

а) бир/бер;

б) мир/мер;

в) вир/вер;

10) Выберите тот ряд слов, в котором есть корень с чередованием:

а) зажигать, забирать, вербовать;

б) блестеть, косить, тереть;

в) стелить, собирать, запирать;

12) Выберите тот ряд слов, в которых нет корней с чередованием:

а) собирать, умирать, протирать;

б) косить, косичка, косой;

в) протирать, смотреть, касаться.







Тест по теме «Приставки пре-при»

1. Укажите ряд, в котором все приставки имеют приставку ПРИ.



А) при_мирить, пр_забавный, пр_увеличить.

Б) пр_сесть, пр_винтить, пр_спокойный.

В) пр_брежный, пр_ползти, пр_скакать.



2. В каком слове пишется Е?

А) пр_глушить, В) пр_брежный

Б) пр_скучный Г) пр_каз.



3. В каком слове пишется И?

А) пр_вратить В) пр_бить

Б) пр_пятствие Г) пр_образовать.



4. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

А) привыкать В) пригласить

Б) презирать труса Г) преобрести.



5. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

А) примерять В) пригласить

Б) приготовить Г) прежизненный.



6. Отметь предложения, в которых допущены ошибки.

А) Обитатели пригородного морского курорта поспешно перебирались в город.

Б) Он замолкает и прислушивается к стуку аппарата.

В) Верхушки деревьев раскачивались, прегибаясь и выпрямляясь.

Г) Вера с непреятным чувством поднялась на террасу и вошла в дом.

Д) Я давно настаивал, чтобы прекратить эти дурацкие письма.







7. В каком слове пишется И?

А) с_грать В) без_нициативный

Б) сверх_ ннтересный Г) раз_скивать.



8. Отметь ряды слов с чередующимися гласными в корне.

А) росток, ростовщик. Б) выжигать, удивительный.

В) загореть, подгоревший Г) миротворец, умирать.



9. В каком слове пишется буква А?

А) заг_рать В) выг_ревший,

Б) наг_р Г) подг_рел.



10. В каком слове пишется буква А?

А) к_снуться В) прик_сновение.

Б) к_сание Г) к_снешься.



11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) р_стение, прил_гательное, уг_реть.

Б) р_сток, ул_жить, ог_рок.

В) прил_жение, р_стовщик, заг_релый.

Г) р_стительный, уг_р, зар_сли.



















Тест по теме «Приставки пре-при» 2 вариант



1. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ?

А) пр_ворожить, пр_неприятный, пр_усадебный.

Б) пр_интересный, пр_терпевать, пр_града.

В) пр_твориться, пр_терпеться, пр_мудрый.



2. . В каком слове пишется Е?

А) пр_ключение В) пр_быть на работу.

Б) пр_одолеть Г) пр_способить.



3. В каком слове пишется И?

А) пр_вратить В) пр_кратить

Б) пр_пятствие Г) пр_лежный.



  1. Укажите слово, в котором допущена ошибка.



А) пригласить В) притворить дверь

В) прегодиться Г) притвориться больным.



  1. Укажите слово, в котором допущена ошибка.



А) преинтересный В) превлечь

Б) приседание Г) преобразовать.



  1. Отметь предложения, в которых допущены ошибки.

А) Молния блистала почти беспрерывно.

Б) Николай преподнял красный футляр со стола.

В) «Это-то пустое дело!» - возразил принебрежитетельно Николай Николаевич.

Г) Мне почудилось, что он хочет еще что-то прибавить.



  1. В каком слове пишется И?

А) под_скать В) под_тожить

Б) без_мянный Г) сверх_нициативный.



  1. Отметь ряды слов с чередующимися гласными в корне.

А) положить, излагать. В) очаровательная, выбирать.

Б) косой, прикасаться Г) загореть, растение.



  1. В каком слове пишется буква А?

А) разг_раться В) заг_р

Б) г_релый Г) приг_рать.



  1. В каком слове пишется буква О?

А) к_сательная В) к_сание

Б) прик_саться Г) прик_снется.



  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) Р_стов, подр__сли, сл_гать.

Б) выр_сти, предпол_гать, ог_рок,

В) р_сточек, заг_реть, к_снуться,

Г) выр_щенный, р_стовщичество, изл_гать.











































Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Морфемика».

Битва

Орлан сорвался с ветки и полетел вниз. Он старался поравняться с противником. Другая птица стремительно кинулась на него.



Вскоре оба орлана были уже на одном уровне. Птицы хлопали крыльями и издавали пронзительные крики. Один орлан ловким движением крыла уклонялся от нападения врага и сам переходил в наступление. Так они спускались всё ниже и ниже, пока не коснулись земли. Тогда они разлетелись в стороны и начали парить. Каждый старался знать господствующее положение. Постепенно они удалялись от места поединка. Я решил посмотреть, что было в лапах у первого орлана.



Я пошёл к заросли, где упала добыча. Она исчезла. Другой хищник воспользовался суматохой и подобрал лакомый кусок.











Грамматическое задание:



1 вариант

1.Сделать синтаксический разбор предложения: Птицы хлопали крыльями и издавали пронзительные крики.

2.Морфемный разбор слов разлетелись, заросли.

2 вариант

1. Сделать синтаксический разбор предложения: Другой хищник воспользовался суматохой и подобрал лакомый кусок.

2. Морфемный разбор слов поравняться, посмотреть.



(диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов под редакцией Ситниковой, стр.20)







Административный контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».



Дятел.

Дятел подлетел к берёзе. В клюве у него была большая еловая шишка. Он пробежал по стволу берёзы к её верхушке и остановился. Здесь в дереве была трещина. В эту трещину дятел вкладывал шишку, из которых выбирал зёрнышки. Но в трещине торчала пустая шишка. Видит дятел, что нет места для новой шишки, и клювом выбросить из трещины пустую шишку не может: клюв занят.



Тогда дятел новую шишку зажал между деревом и своей грудью. Потом старую и пустую выбросил свободным клювом. А новую шишку вложил в эту трещину и стал выбирать из шишки зёрнышки.



Дятел – деловая, умная птица.







Грамматическое задание:

1 . Морфологический разбор существительных в клюве, шишка (из 2 предложения)

2. Подчеркнуть существительные в первом абзаце (одной чертой)



Грамматическое задание:

1 . Морфологический разбор существительных вдятел, из трещины (из 7 предложения)

2. Подчеркнуть существительные во втором абзаце (одной чертой)





(сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов, стр.78)











Тест по теме «Глагол»


Вариант 1

К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.


1. В каком предложении употреблён глагол I спряжения?

1) Он всегда держ...тся очень уверенно.

2) А ветер суш..т сад.

3) Стыдливо белая береза зеленее..т.

4) Он цен...т каждый час.


2. В каком предложении употреблён глагол II спряжения?

1) Толя не стан...т много говорить.

2) Успе...т встать он за станок.

3) Валя протира...т каждый листочек.

4) Андрей стро...т новые дома.


3. В каком примере в глаголе пропущена буква Е?

1) Мы готов...мся к торжественной встрече.

2) Алексей выкладыва...т стену из кирпича.

3) Грузовик подвоз...т доски.

4) Мы подход...м к штукатуру.


4. В каком примере в глаголе пропущена буква И?

1) Мы ещё побор...мся за победу. 3) Скоро стемне..т.

2) Нигде не дыш...тся вольней родных полей. 4) Пахн...т весной.


5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) собрание (не)закончилось 3) никого (не) заметил

2) работу (не) выполнили 4) мне (не)здоровится


6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)взлюбил соседа 3) (не)скосили траву

2) (не)навидеть за предательство 4) как будто (не)доумевала


7. В каком примере в глаголе пишется Ь?

1) С топором весь свет пройдёш.. . 3) Дуб для жилища не годит...ся.

2) Волк на добычу стремит...ся. 4) Он добросовестно трудит..ся.

8. В каком примере в глаголе не пишется Ь?


1) Особенно интересно охотит...ся за тетеревами.

2) Зимой приятно катат...ся на санках и лыжах,

3) Они расстают...ся на целое лето.

4) В нашем лесу легко заблудит...ся.


9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.

1) Володя хочет устроиться на работу.

2) Экспедиция обязательно состоится.

3) Войска стали располагаться на лесистых холмах.

4) Мы присели на краю вершины.


10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс -ова-/ -ева-

1) Некоторые догад...вались об истине.

2) О нём рассказ...вали чудеса.

3) Пожар свирепств...вал ещё сутки.

4) Дубровский воспит...вался в кадетском корпусе.


11. В каком предложении употреблён глагол в повелительном наклонении?

1) Я бы обязательно это проверил.

2) Передайте мне, пожалуйста, тетрадь.

3) Утром пошёл сильный дождь.

4) Щенок сильно скулил.


12. В каком предложении употреблён глагол в условном наклонении?

1) Составьте уравнение. 3) Ребята подняли шум.

2) Я мог бы проспать до вечера. 4) Учитесь плавать кролем.


13. В каком предложении употреблён глагол в изъявительном наклонении?

1) Стучите сильнее! 3) Я бы вам помог.

2) Вода вытолкнет вас сама. 4) Ответьте на поставленный вопрос.


14. В каком словосочетании употреблён переходный глагол?

1) разбежаться с горки 3) будьте друзьями

2) поддерживает вас 4) прийти на урок


15. В каком словосочетании употреблён непереходный глагол?

1) допустить ошибку 3) нашёл грибы

2) вынесите мусор 4) не ссориться с друзьями


16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

1) мне не верится 3) оденься теплее

2) надейся на лучшее 4) собрание состоится


17. В каком примере пишется Ь?

1) у рощ... 3) береч...

2) могуч... 4) кирпич...


18. Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) надеть платье 3) езжу на машине

2) лягте удобнее 4) поехайте туда летом


19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) копИровать 3) премИровать

2) прибылА 4) формировАть


20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) та...л 3) ве...л

2) стро...л 4) чу...л








Вариант 2

К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.


1. В каком предложении употреблён глагол I спряжения?

1) Выраст...м хорошую смену.

2) Он снова за мной гон...тся.

3) Каждый помн...т своего первого учителя.

4) Это он встреча...т нас на пороге школы.


2. В каком предложении употреблён глагол II спряжения?

1) Одному хорошо дума...тся.

2) Что-то слыш...тся родное в долгой песне ямщика.

3) Осенью быстро смерка...тся.

4) Правда глаза кол...т.


3. В каком примере в глаголе пропущена буква Е?

1) Образование цен...тся высоко.

2) Кашу маслом не испорт...шь.

3) Человек всю жизнь бор...тся со своими недостатками.

4) День на день не приход...тся.


4. В каком примере в глаголе пропущена буква И?

1) Своя ноша не тян...т. 3) Время всё леч...т.

2) Насильно мил не буд...шь. 4) Вы мне помож...те?


5. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) поле (не)вспахали 3) бабушка (не)домогает

2) письмо (не)отправили. 4) стенгазету (не)выпустили


6. В каком словосочетании не пишется раздельно?

1) (не)годовать по поводу предательства 3) (не)достал книгу

2) (не)доставало времени 4) (не)здоровилось с вечера



7. В каком примере в глаголе пишется Ь?

1) Летом проводят...ся соревнования по бегу.

2) Заяц боит...ся волка.

3) Любишь катат...ся — люби и саночки возить.

4) Сырые дрова плохо загорают...ся.


8. В каком примере в глаголе не пишется Ь?

1) С радостью убеждаеш...ся в своей правоте.

2) Учит...ся никогда не поздно.

3) Мы продолжали забират...ся в глубь леса.

4) Зима недаром злит...ся.


9. В каком предложении употреблён разноспрягаемый глагол?

1) Участники соревнования бегут очень быстро.

2) Бродят ветры-скоморохи.

3) Мне голос слышится знакомый.

4) Вновь смоленские дали встают предо мною.


10. Укажите предложение, в глаголе которого питается суффикс -ова-/-ева-)

1) Зверь схват...вает передними лапами корягу и поднимается с ней во весь рост.

2) Она нарочно поддразн...вала Чука и Гека.

3) Колёса постук...вали под полом нагона.

4) Друзья посовет...вали своему товарищу больше заниматься русским языком.


11. В каком предложении употреблён глагол в повелительном наклонении?

1) Неправды я не потерплю ни в ком.

2) А как голуби красиво летают!

3) Все книги спрячьте в шкаф.

4) У всех было желание победить.


12. В каком предложении употреблён глагол в условном наклонении?

1) Пора делать стоянку.

2) Солнце не могло бы пробиться через густую чащу ветвей.

3) Начните работать над чертежом.

4) Он хотел всех развеселить.



13. В каком предложении употреблён глагол в изъявительном наклонении?

1) Помогайте друг другу.

2) Максим Максимыч, войдя в комнату, разбудил меня.

3) Перепишите эти строки в тетрадь.

4) Без лесника мы бы не нашли дороги домой.


14. В каком словосочетании употреблён переходный глагол?

1) умываться с мылом 3) расписаться в дневнике

2) верить в справедливость 4) купить шляпу


15. В каком словосочетании употреблён непереходный глагол?

1) обнимать друга 3) едет на велосипеде

2) строить дом 4) решить задачу


16. В каком предложении употреблён безличный глагол?

1) Наступил вечер. 3) Сирень хорошо пахнет.

2) В саду пахнет сиренью. 4) Ребёнок спит.


17. В каком примере пишется Ь?

1) нет дач... 3) ключ...

2) шипуч... 4) стереч...


18. Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) поезжайте в гору 3) не бежите быстро

2) жжёт листву 4) не кладите на стол


19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звонИт 3) премировАть

2) прИбыл 4) формИровать


20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) зате...л 3) кле...л

2) расе...лся 4) та...л






Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Грибной дождь

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

(К. Г.Паустовский «Золотая роза»)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.

3.Морфологический разбор глагола:

1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.

4. Морфемный разбор

1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.











Тест по теме «Имя прилагательное»

ВАРИАНТ 1

1.Найдите имя прилагательное.

а) морозный; б) морозит; в) мороз; г) подмораживает; д) мороженое.

2.Данные прилагательные являются качественными:

а) умный человек, б) сельский магазин, в) мамин платок;

г) длинный путь; д) каменный дом.

3.Данные прилагательные являются притяжательными:

а) лисий след; б) медвежья берлога; в) медвежья походка; г) золотое кольцо; д) золотые руки.

4.Выберите варианты, в которых прилагательные выступают в краткой форме:

а) мальчик умен, б) девочка болтлива; в) язык могуч; г) мудрый совет; д) могучее дерево.

5.Определите падеж имен прилагательных.

1)в темном лесу; а) творительный падеж;

2) у большого дерева; б) дательный падеж;

3) маминой подруге; в) родительный падеж.

6.Найдите прилагательные в простой форме сравнительной степени:

а) сильнее; б) более сильный; в) наиболее добрый; г) тоньше; д) тише всех.

7.Признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени, обозначают:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные

8. Определите разряд прилагательных по образцу:

  1. Звонкий – качественное; 2) виноградный – ; 3) лисий – ; 4) весенний – ;

  1. высокий – ; 6) мамина –

9. Указать ошибку в разборе:

а) длинная колонна – прил., н.ф. - длинный, качеств., в полн. форме, в им. п., в ед. ч., в ж. р.

б) бабушкиным кольцом – прил., н.ф. – бабушкин. притяж., в твор. п., в ед . ч., в ср. р.

в) заботливым родителям – прил., н.ф. – заботливый, качеств., в полн. форме, в д. п., во мн. ч.

г) красной рябиной – прил., н.ф. – красная, качеств., в полн. форме.втв. п., в ед. ч., в ж. р.

10. Допущена ошибка в образовании степеней сравнения:

а) высокий – высочайший б) плохой – плоше в) светлый – более светлее г) лёгкий – легче

11.Составьте 3 предложения с прилагательными.

12.Просклоняйте высокий дом, старый друг.
















ВАРИАНТ 2

1.Найдите имя прилагательное.

а) столовый; б) застолбить; в) стол; г) столовничать; д) столовая.

2.Данные прилагательные являются качественными:

а) сельский магазин, б) умный человек, в) мамин платок; г) длинный путь; д) каменный дом.

3.Данные прилагательные являются притяжательными:

а) медвежья походка; б) медвежья берлога; в) заячий след; г) золотое кольцо; д) золотая рожь.

4.Выберите варианты, в которых прилагательные выступают в краткой форме:

а) могучее дерево, б) ученица болтлива; в) язык могуч; г) мудрый совет; д) мальчик умен.

5.Определите падеж имен прилагательных.

1) в красивом зале; а) родительный падеж.

2) больного друга; б) дательный падеж;

3) маминой подруге; в) предложный падеж;

6.Найдите прилагательные в простой форме сравнительной степени:

А) громче всех; б) тоньше; в) наиболее высокий; г) легче; д) более крепкий.

7. Определите разряд прилагательных по образцу:

  1. Звонкий – качественное; 2) яблочный (сок)– ; 3) собачий – ; 4) ледяной– 5) гордый – ; 6) дядин –

8. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному прилагательные:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

9. Указать ошибку в разборе:

а) длинная колонна – прил., н.ф. - длинный, качеств., в полн. форме, в им. п., в ед. ч., в ж. р.

б) бабушкиным кольцом – прил., н.ф. – бабушкин. притяж., в твор. п., в ед . ч., в ср. р.

в) заботливым родителям – прил., н.ф. – заботливый, качеств., в полн. форме, в д. п., во мн. ч., в муж. р..

г) красной рябиной – прил., н.ф. – красный, качеств., в полн. форме.втв. п., в ед. ч., в ж. р.

10. Допущена ошибка в образовании степеней сравнения:

а) высокий – выше б) хороший - хорошее в) светлый – светлейший г) тяжелый – более тяжелее

11.Составьте 3 предложения с прилагательными.

12.Просклоняйте высокий дом, старый друг.




















Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Синички и снежинки


Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето.

(По В. Белову.)



Грамматическое задание

 

1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов:  пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).  

3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).























Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».



Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал. У нас в деревне была только начальная школа. Поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр...

  Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год еще не отпустил. А нас у матери было трое, я самый старший. Весной я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе. Тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались. А может быть, он был настолько мал, что мы его не почувствовали.

(По В. Распутину)



 

  Задания к тексту:

  1) Просклоняйте числительные. 1 вариант – три ученика, 2 вариант – два пруда.

  2) Морфологический разбор числительных. 1 вариант – в пятый (класс), 2 вариант – в одиннадцать (лет).

 

























Тест по теме «Местоимение»

1. Часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их, - это: 1) глагол, 2) прилагательное, 3) числительное, 4) местоимение.

2. Определите разряд выделенного местоимения в предложении: Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст. (Л.Толстой.)

1) личное, 2) возвратное, 3) притяжательное, 4) отрицательное.

3. Укажите относительное местоимение: 1) кто-либо, 2) некоторый, 3) кто, 4) нам.

4. Отметь ряд, в котором все местоимения пишутся раздельно.

1) (не) которое, (какой) нибудь

2» (кое) кто, (не) (с) кем

3) (ни) (о) чём, (кое) (с) кем

4) (кто) либо, (ни) чему

5. Определи разряд местоимений самый, всякий, каждый, весь.

1) указательные, 2) определительные, 3) относительные, 4) неопределенные.

6. Укажи цифру, под котороё все слова являются личными местоимениями.

1) меня, твой, вами; 2) этого, тобой, он;

3) мы, они, нас; 4) ею, нашими, тебе.

7. Под какой цифрой все слова являются местоимениями?

1) кто-то, им, все; 2) уж, нас, эти; 3) собой, мне, двое, 4) кому-либо, ещё, нашим.

8. Укажи местоимение, которое не имеет рода: 1) собой, 2) этой, 3) который,

4) какое-нибудь.

9. Укажи местоимение, которое не изменяется по числам.

1) я, 2) твои, 3) кто, 4) те.

10. Определи разряд местоимения собой.

1) относительное, 2) возвратное, 3) личное, 4) определительное.



II. Задание: отгадайте загадки; выпишите местоимения, распределяя их по разрядам.

1) Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? 2) Что возвратить нельзя? 3) Всех кормлю с охотою, а сама безротая. 4) Пятак есть, а ничего не купит. 5) Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, без тела, а живёт оно, без языка – кричит.



III. Спишите. Определите падеж выделенных личных местоимений. Подчеркните эти местоимения как члены предложения.

Меня ещё там нет, а мне печётся хлеб,

И вот он вынут из огня, чтоб накормить меня.

И кто-то мне газеты шлёт, и кто-то мне одежду шьёт,

И кто-то учит роль и для меня волнуется,

И где-то кто-то учится, как успокоить боль,

Чтоб мне её (не) знать!

И потому б..ру тетрадь и, что-то нап..вая,

Ст..хи пишу тому, кого ещё (не) знаю. (Э.Мошковская)



IV. Определите количество местоимений в мини-тексте.

Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. (И.С.Тургенев)



V. Отметьте цифру, под которой все местоимения пишутся слитно:

1) (какой)то, (ни)(к)чему; 2) (кое)что, (ни)чего; 3) (ни)(с)кем, что(то); 4) (не)сколько, (ни)кто





























Промежуточная итоговая аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием.



Ежи.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным сто­лом. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог по­нять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не уме­ют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные су­гробы, и они преспокойно спят всю зиму.

(По И. Соколову- Микитову)







Грамматические задания



1. Выписать местоимения, определить разряд



1 вариант: 1 абзац

2 вариант: 2, 3 абзац



2. Произвести морфологический разбор



1 вариант: сидел (Первое предложение)

2 вариант: покрывают (Последнее предложение)











3. Произвести синтаксический разбор указанных предложений



1 вариант: Днем они спят, а ночью выходят на охоту.

2 вариант: Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.



















































Изложение «Болезнь Маруси»

Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Тогда я решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил мне дать ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой ни- когда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух- трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг ожила. Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу босыми ногами. Зато мне эта кукла доставила много тревожных минут. Прежде всего, когда я нес ее за пазухой, направляясь с ней на гору, в дороге мне попался старый Януш, который долго провожал меня глазами. Потом дня через два старушка-няня заметила пропажу и стала соваться по углам, везде разыскивая куклу. Соня старалась унять ее, но своими наивными уверениями, что ей кукла не нужна, что кукла ушла гулять и скоро вернется, только вызвала недоумение служанок и возбуждала подозрение, что тут не простая пропажа. Отец ничего еще не знал, однако в тот же день остановил меня на пути к садовой калитке и велел остаться дома. На следующий день повторилось то же, и только через четыре дня я встал рано утром и махнул через забор, пока отец еще спал. На горе дела опять были плохи. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже: лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.

















Сжатое изложение «Чудесный двор»

Перед ним, за деревьями, был виден серый кирпичный дом с высокой аркой в стене. Толя пошел прямо под эту арку, надеясь выйти на улицу, но попал не на улицу, а в другой двор. Здесь было гораздо красивее, чем там, откуда явился Толя. Посреди двора возвышалась огромная круглая клумба с цветущими астрами, георгинами и яркими, как огоньки, настурциями. Недалеко от клумбы была куча песка, обнесенная с четырех сторон голубым деревянным заборчиком. Какие-то красивые тихие дети сидели вокруг кучи и лепили из песка пирожки. Они были в ярких, цветастых платьицах и костюмчиках. Издали их тоже можно было принять за цветы. По обеим сторонам песочной кучи были разбиты газоны с аккуратно подстриженной зеленой травкой. Вдоль газонов стояли удобные лавочки, на которых сидели мамы детей. Они мирно беседовали между собой, читали книжки и следили, чтоб детишки хорошо вели себя и не запорошили друг Другу песочком глаза.
     Позади лавочек была волейбольная площадка с протянутой поперек нее веревочной сеткой. Несколько мальчиков и девочек постарше играли в волейбол.
     Двор был большой, широкий, окруженный со всех четырех сторон стенами домов с балконами. На многих балконах пестрели цветы, высаженные в длинных деревянных ящиках. Толя невольно остановился и залюбовался открывшейся перед ним картиной. Все это было удивительно: и цветы, и газоны с травой, и дети, и большой кожаный мяч, плавно взлетавший над волейбольной сеткой.
     "Ах, если бы и мне жить в этом доме! - подумал Толя. - Я бы каждый день глядел на цветочки, на песочную горку с детишками, играл бы с этими мальчиками и девочками в волейбол".





















Изложение с дополнительным заданием

Беличьи кладовки.

Солнце ещё только позолотило макушки высоких деревьев, а я уже подумываю об отдыхе. Выбрав укромное местечко под нависшими ветками вечнозелёной старухи ели, снимаю лыжи и сажусь на её толстую коричневато – фиолетовую руку. Сижу тихо, посматриваю из засады вокруг.

И вдруг прямо передо мной шлёпается в снег серебристый пушистый комок. “Белка! Что же ей надо на вырубке?”

Поведение зверька заинтересовало меня. Вот он спокойно движется по вырубке, изредка склоняя мордочку к снегу. Вот направляется к высокому древнему пеньку, надвинувшему снежную чалму на самые глаза. Здесь белка останавливается и вдруг скрывается в облачке снежной пыли. Через минуту зверёк весь уходит под снег.

Этого я уже не могу вытерпеть. Быстро, не закрепляя, надеваю лыжи и бегу к месту происшествия. Напуганная белка опрометью кидается из ямки и длинными прыжками стелется в сторону ближней ёлки. По пути зверёк роняет на снег что-то чёрное. Подхожу – сухой гриб!

Тут – то я и вспомнил, что с осени белки запасают грибы, накалывая их на сухие сучки, забивая под отставшую кору старых пней. Запах грибов белки чувствуют через тридцатисантиметровую толщу снега. Конечно, белки не помнят всех своих кладовок. Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли? Особенно когда голодное время настанет.

Примерный план текста:

  1. Отдых под елью;

  2. Неожиданное появление белки;

  3. Странное поведение зверька;

  4. Бегство белки с места происшествия;

  5. Беличьи запасы грибов.



Ответьте на один из вопросов: “Как белки готовятся к зиме?” или “Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?” (по выбору).












Скачать

© 2016, 696 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!