СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к рабочей программе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по литературе 7 класс. Программа В.Я.Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Приложение к рабочей программе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коньшинская средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области



Рассмотрено

Руководитель МС

_____________ И.В.Волкова

Протокол № 5 от «16 » июня 2017 года


Согласовано

Заместитель директора

________ И.В.Волкова

« 31 » августа 2017 года

Утверждаю

Директор МБОУ «Коньшинская СОШ» _____________ В.В .Леонова

Приказ № __

от «_31_» августа 2017 года




Приложение к рабочей программе

по учебному предмету «Литература»

уровень среднего общего образования

(базовый уровень ФГОС).

Составитель:

Учитель русского языка и литературы: Леонова Наталья Владимировна,

высшая квалификационная категория

7 класс



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

4. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева]. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.


Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

















1.Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Содержание урока

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

Программа

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах.

Написание статьи на тему «Советы читателю».

Понимание отношения народа к чтению и книге, особенностей труда писателя, значения изучения литературы


Умение строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл пословиц, пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев

Знать основную проблему изучения литературы в 7 классе (проблема изображения человека);

понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности;

уметь составлять план и тезисы прочитанного.

4.09


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 часов)

2.


Устное народное творчество. Предания.


Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора.

Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»

Понимать значение преданий в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии.

Понимать значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти












Понимать значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти.

Умение  отмечать общее и различное в легендах, быличках, преданиях.














Уметь выяснять значение незнакомых слов (работа со словарями); устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями художников.


Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии народа;

уметь объяснять особенности жанра предания.

Знать особенности жанра былины; особенности былин киевского цикла; сюжет и содержание былины «Вольга и Микула Селянинович»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка); уметь выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.


Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора.

Знать особенности жанра былины; особенности былин новгородского и киевского циклов;

уметь выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

7.09


3.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Составление сообщения о былинах. Устная характеристика героя былины. Инсценированное чтение былины.



11.09



















14.09











4.








Внеклассное чтение.

Русские былины Киевского и Новгородского циклов.

Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.





5.

Внеклассное чтение.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Сравнительная характеристика героев русского и карело-финского эпоса. Иллюстрирование.

Понимать общность эпоса разных народов


Уметь сопоставлять карело-финский эпос и русские былины, произведения фольклора и живописи.


Знать историю карело-финского эпоса; тему и содержание эпоса «Калевала»;

уметь выразительно читать фрагменты произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


18



6.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Роль гиперболы в создании образа героя.

Понимать обобщенное, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира.

Уметь составлять лексические и историко-культурные комментарии.

Знать признаки героического эпоса;

понимать этапы развития сюжета песни; уметь составлять устную и письменную характеристику героев.

21


7.

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Написание сочинения / составление устного рассказа по пословице.

Понимать значение пословиц и поговорок в жизни народа, общность тем пословиц и поговорок разных народов, гуманистический пафос пословиц и поговорок




Уметь находить сходства и различия пословиц разных стран мира на одну тему.










Знать отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды; понимать переносный смысл пословиц и поговорок;

уметь использовать пословицы и поговорки в речи.

Афористические жанры фольклора, пословицы, поговорки, эпитет, сравнение, метафора


25.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

8.

Русские летописи. «Повесть временных лет».






«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. Поучение как жанр древнерусской литературы. Развитие представлений о летописи.

Составление стилизации в жанре поучения

Понимать гуманистический пафос древнерусской литературы


 Уметь определять основную мысль текста, выяснять значение незнакомых слов


Знать черты и основные жанры древнерусской литературы; содержание «Поучения» Владимира Мономаха; понимать значение летописи в развитии литературы;

уметь выразительно читать текст.

28.09 –




9.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.


Домашняя контрольная работа. Проблемный вопрос:

1. Каковы художественные особенности былин? 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Понимать нравственные идеалы и заветы Древней Руси


Уметь выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения живописи и литературы.


Знать черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»; понимать связь «Повести…» с фольклором;

уметь выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки

02.10



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

10.

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Понятие о жанре оды. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Написание текста устной речи «Похвальное слово Ломоносову». Подготовка устного рассказа о Г.Р. Державине. Выразительное чтение наизусть.

Понимать философский смысл и гуманистический пафос стихотворений.


Уметь вести беседу по прочитанным произведениям


Знать сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М. В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия…», «К статуе Петра Великого»; знать особенности жанра оды; понимать особенности языка XVIII века; уметь выразительно читать оду, определять ее тему и идею.Ода (начальные представления).


05.10


11.

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «на птичку…», «Признание».

Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Написание текста устной речи «Похвальное слово Державину – поэту и гражданину». Выразительное чтение наизусть.

Устный рассказ «Мой Пушкин».

Уметь вести беседу по прочитанным произведениям


Знать сведения о жизни и творчестве Г. Р. Державина; содержание стихотворений «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»; уметь выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

09.10


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 часов)

12.
















А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок)



Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников)?». Выразительное чтение наизусть отрывка из «Пролтавы».

Понимать патриотический пафос произведения «Полтава»

.














Понимать чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь);, высокий патриотический пафос произведения




Понимать мысль о тщетности земного всевластия














Понимать значение драмы для русской культуры.



Уметь давать сравнительную характеристику; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства.











Уметь сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусств.







Уметь сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему.






Уметь объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные варианты одного текста; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему.


Знать сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте; понимать отношение автора к героям; уметь выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

12.10


















13.

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

Образ ПетраI. Воспевание автором «града Петрова». Тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка. Приём контраста.

Письменный ответ на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?». Выразительное чтение наизусть вступления к поэме.




Знать историческую основу поэмы «Медный всадник»; уметь выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Знать теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге»; понимать аллегорический смысл баллады; уметь выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль



Знать теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов»; понимать отношение автора к героям; уметь выразительно читать текст; пересказывать сюжет драмы; характеризовать героев

16.10


14.














А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Выразительное чтение баллады наизусть. Письменный ответ на вопрос «В чем смысл противопоставления Олега и волхва?»







19.10


15.

А.С. Пушкин.

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Составление словаря речи Пимена, монаха и летописца. Инсценированное чтение сцены «Келья в Чудовом монастыре».

23.10


16.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Письменный ответ на вопрос «Как в образе Самсона Вырина проявились черты «маленького человека»?

Понимать гуманистический пафос повести



















Понимать сходство и различие сюжета повести и библейского первоисточника.


Уметь объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; понимать проблему, уметь выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.


Уметь давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; объяснять значение устаревших слов и выражений.

Знать историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель»; понимать отношение автора к героям; уметь выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки.


Повесть, литературный тип, «маленький человек»



Знать сюжет и содержание повести; понимать душевное состояние героя; роль деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в повести; уметь выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки.


26..10


17.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и форма его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести.

Подготовка вопросов для викторины по произведениям Пушкина.

Домашняя контрольная работа.

1. Какой показана история России в произведениях А.С. Пушкина? 2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в «Повестях Белкина»? 3. В чем своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»?


9.11


18.

М.Ю Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Составление письменной сравнительной характеристики Калашникова и Кирибеевича.

Понимать драматический пафос произведения


Уметь объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему




Знать сведения о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про … купца Калашникова»; уметь выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта для понимания характеров, идеи произведения.

13.11


19.

М.Ю Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова? 2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой? 3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором?

Понимать
драматический пафос произведения


Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
объяснять значение устаревших слов и выражений.




Знать сюжет и содержание «Песни…»; понимать смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; отношение автора к изображаемому; роль фольклорных традиций в произведении, художественных средств, характерных для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный параллелизм), в создании образов; уметь выразительно читать произведение; характеризовать героев, их поступки.

Фольклоризм литературы.

16.11


20.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы.

Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и ее проявлений как источник душевных сил и творчества. Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных звуках», оставшихся в памяти души, переживание блаженства полноты жизненных сил. Чудесная сила молитвы, ее гармоничность и музыкальность. Мастерство поэта в создании художественных образов.

Выразительное чтение наизусть (по выбору). Письменный анализ одного из стихотворений.

Написание сочинения-эссе «Мой Лермонтов». Подготовка сообщений о Гоголе.

Понимать авторское стремление к гармонии человека и природы.


Уметь сопоставлять свои впечатления от стихотвоения «Ангел» с впечатлениями Д. С. Мережковского.


Знать элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М. Ю. Лермонтова; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

20.11


21.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

Патриотический пафос повести.

Письменный анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы» или письменный ответ на вопрос «Какие качества характера Тараса Бульбы достойны восхищения?». Выразительное чтение наизусть речи Тараса о товариществе.

Понимать патриотический пафос повести


Уметь выступать с сообщениями на литературную тему; объяснять значение устаревших и диалектных слов


Знать сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба»; понимать роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям; уметь выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки.

23.11


22.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Особенности изображения людей и природы в повести.

Письменная сравнительная характеристика Остапа и Андрия.


Понимать патриотический пафос повести


Уметь пересказывать текст; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему.


Знать сюжет и содержание повести; понимать роль пейзажа, изобразительно-выразительных средств в создании образов; понимать поэтический характер изображения природы в повести; отношение автора к героям; уметь выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки

27.11


23.

Урок развития речи

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Подготовка к сочинению по повести.

Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос: 1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы? 2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия? 3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести?

Чтение повести «Коляска».

Формирование мотивации к самосовершенствованию индивидуальной и коллективной творческой деятельности


Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы

Знать сюжет и героев повести; понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании образов; позицию автора, его нравственные идеалы; уметь писать творческие работы; анализировать текст и определять его основную мысль

30.11


24.

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Письменная характеристика героя рассказа (или сравнительная характеристика героев).

Понимать гуманистический пафос произведения


Уметь сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; сопоставлять описание природы у разных авторов (произведения Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева)



Знать сведения о жизни и творчестве И. С. Тургенева; сюжет и содержание рассказа «Бирюк»; понимать роль пейзажа, портрета в создании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Рассказ, пейзаж, портрет



4.12


25.

И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное достоинство рассказа.

Письменный анализ эпизода.


Формирование мотивации к самосовершенствованию индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь определять меры усвоения изученного материала, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

7.12


26.


И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Выразительное чтение наизусть. Сочинение стихотворения в прозе. Устный рассказ о Некрасове.

Понимать авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе


Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; уметь выступать с сообщением.


Знать особенности жанра стихотворений в прозе; понимать содержание стихотворений в прозе И. С. Тургенева; выразительно читать стихотворения в прозе; уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

11.12


27.

Н.А. Некрасов.

«Русские женщины»:

«Княгиня Трубецкая».

Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Анализ эпизода; инсценирование. Отзыв на фрагмент кинофильма «Звезда пленительного счастья».

Понимать восхищение поэта силой духа, мужеством, самоотверженностью, настойчивостью, непреклонностью, уверенностью героини в своей правоте



Уметь выступать с сообщением на заданную тему; сопоставлять произведения литературы и живописи




Знать сведения о жизни и творчестве Н. А. Некрасова; историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Русские женщины»; теоретико-литературные понятия композиция, диалог; уметь выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; анализировать эпизоды поэмы.

14.12


28.

Урок внеклассного чтения.

Н.А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Подготовка сопоставительной таблицы «Реальные факты жизни и их переосмысление в стихотворении «Размышления…».

Устный рассказ об А.К. Толстом.

Понимать нравственную проблематику произведений.


Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; уметь выступать с сообщением.


Знать содержание стихотворений «Размышления …», «Вчерашний день часу в шестом…»; историю создания «Размышлений…»; теоретико-литературные понятия риторический вопрос, трехсложные размеры; понимать значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях; эмоциональный накал; уметь выразительно читать стихотворения, определять их тему и идею; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

18.12


29.

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и Михайло Репнин» как исторические баллады.

Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Письменный ответ на вопрос «В чем сходство и различие характеров Шибанова и Калашникова?»Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады.

Устный рассказ о Салтыкове-Щедрине.

Понимать нравственную проблематику произведений.




Уметь выступать с сообщением на заданную тему; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять литературные произведения друг с другом («Песня про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и баллады А. К. Толстого).

Знать сведения о жизни и творчестве А. К. Толстого; историческую основу, сюжет, содержание баллад «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»; понимать позицию автора; выразительно читать баллады; характеризовать героев и их поступки

21.12


30.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

Инсценирование фрагментов. Составление викторины по сказкам. Иллюстрирование.

Понимать нравственную проблематику рассказа



Формирование навыков исследовательской деятельности, мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Уметь давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему.


Знать сведения о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание повести: теоретико-литературные понятия; понимать сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям; уметь выразительно читать сказку.

Сказка, гипербола, аллегория, комическое: юмор, ирония, сатира, гротеск.

25.12


31.

Урок внеклассного чтения.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

Проблемный вопрос:

1. Каковы средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? 2. В чём заключается общественная роль писателя-сатирика?

Сообщение о детстве, юности и начале литературной деятельности Л.Н. Толстого.

Уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Знать сюжет и содержание сказки «Дикий помещик»; теоретико-литературные понятия; понимать сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям; уметь выразительно читать сказку; характеризовать героя и его поступки

11.01


32.

Л.Н. Толстой.

«Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Взаимоотношения детей и взрослых.

Подготовка пересказа. Письменный ответ на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?» или анализ одного из эпизодов повести.

Понимать гуманистический пафос произведения


Уметь объяснять слова, называющие реалии XIX века


Знать сведения о жизни и творчестве Л. Н. Толстого; сюжет и содержание повести «Детство»; способы создания образов; понимать отношение автора к героям; роль лирических отступлений в повести; уметь объяснять особенности жанра автобиографической повести; выразительно читать и пересказывать повесть; характеризовать героев и их поступки.

Автобиографическоехудожественное произведение, герой-повествователь, лирическое отступление.

16.01


33.

Л.Н. Толстой.

«Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Письменная характеристика главного героя повести. Подготовка к тестированию.

Понимать нравственную позицию писателя


Уметь сопоставлять повесть с иллюстрациями к ней; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Знать сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя; понимать роль лирических отступлений в повести; уметь определять от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; сопоставлять поступки героя с его внутренним миром

18.01


34.

Урок контороля (урок развития речи).

Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого.

Устный рассказ о Чехове.

Формирование навыков исследовательской деятельности, мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою; точку зрения; анализировать и синтезировать материал


Знать содержание и героев прочитанных произведений; понимать роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; уметь анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их

23.01


35.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.

Устный рассказ «Чехов в воспоминаниях современников». Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?»

Понимать нравственную проблематику рассказа

 

Формирование навыков исследовательской деятельности, мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.






























Развитие чувства любви к Отечеству

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения незнакомых слов полученные знания

Знать сведения о жизни и творчестве А. П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Хамелеон»; понимать отношение автора к героям; уметь прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений.

25.01


36.

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.


Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Письменный ответ на вопрос «Какими средствами создан комический эффект в рассказе «Хамелеон»?».

Чтение рассказов А.П. Чехова.


Уметь строить развернутые высказывания (устно и письменно) на основе прочитанного;

при обсуждении прочитанных произведений аргументировано доказывать свою точку зрения; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему. 







Знать сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия; понимать сатирический пафос произведения; отношение автора к героям; уметь прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений.


Знать сюжеты и содержание рассказов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»; понимать позицию автора и его отношение к героям; выразительно читать по ролям и пересказывать тексты; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

30.01


37.

Урок внеклассного чтения.

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Письменный ответ на вопрос «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?» или отзыв на один из рассказов Чехова.












1.02


38..

Урок развития речи.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор).

В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Проблемный вопрос «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о родине и родной природе?»/письменный анализ одного из стихотворений о родной природе.

Устный рассказ о Бунине.

Уметь сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи


Знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть; понимать настроения, выраженные авторами в стихотворениях; уметь выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

5.02


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 часа)

39.

И.А. Бунин. «Цифры».

Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых.

Выполнение творческого задания учебника.

Чтение рассказов «Лапти», «В деревне», стихов поэта.

Понимать гуманистический пафос рассказа


Уметь сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями (Л. Н. Толстой «Детство»); строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.


Знать сведения о жизни и творчестве И. А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Цифры»; понимать смысл названия рассказа; отношение автора к героям; уметь выразительно читать и пересказывать текст.

8.02


40.

Урок внеклассного чтения.

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

Душевное богатство простого крестьянина.

Проблемный вопрос «Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина?».

Анализ одного из стихотворений Бунина или отзыв на прочитанный рассказ писателя.

Чтение рассказа И.А. Куприна «Извощик Петр».

Устный рассказ о М.Горьком.

Понимать гуманистический пафос рассказа.











Уметь сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями (Л. Н. Толстой «Детство», образ Натальи Саввишны); строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

Знать сюжет и содержание рассказа «Лапти»; понимать отношение автора к герою; уметь выразительно читать текст.




12.02


41.

М. Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.

Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

Письменная характеристика одного из героев. Художественный пересказ одного из эпизодов.

Понимать гуманистический пафос произведения.


Уметь составлять план; сопоставлять повесть с другими литературными произведениями (Л. Н. Толстой «Детство», И. А. Бунин «Цифры»); выяснять значение незнакомых слов.


Знать сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство»; понимать отношение автора к героям; уметь пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Портрет как средство характеристики героя.

15.02


42.

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

Письменный анализ эпизода или сочинение о героях повести.

Письменный отзыв на одну из иллюстраций.

Уметь сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему.


Знать сюжет и содержание повести; понимать идею произведения (влияние детства на формирование характера, вера в человека, его творческие силы); позицию автора и его отношение к героям; уметь определять тему и пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки.

Портрет, тема, идея.

19.02


43.

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Романтический характер легенды. Мечта о сильной личнлсти, ведущей к свету.


«Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей

Письменная характеристика Данко.

Устный рассказ о Л.Н. Андрееве.

Понимать гуманистический пафос произведения


Уметь сопоставлять легенду с иллюстрациями к ней


Знать сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия; понимать идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою; уметь выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Романтический герой, легенда, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

22.02


44.

Л.Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Выборочный письменный пересказ «История Кусаки».

Устный рассказ о В.В. Маяковском.









Понимать гуманистический пафос произведения.

Уметь сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему.


Знать сведения о жизни и творчестве Л. Н. Андреева; сюжет и содержание рассказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки; понимать отношение автора к героям; уметь выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев

26.02


45.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Выразительное чтение стихотворения наизусть; письменный анализ.

Уметь строить развернутые высказывания; сопоставлять стихотворение с иллюстрациями к нему.


Знать сведения о жизни и творчестве В. В. Маяковского; теоретико-литературные понятия; уметь выразительно читать стихотворение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Ритм, рифма, неологизм, тоническое стихосложение, лирический герой

1.03


46.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир – безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения наизусть; письменный анализ.

Письменное сообщение «Мое восприятие стихов Маяковского».

Устный рассказ об А.П. Платонове.

Понимать гуманистический пафос произведения.


Уметь строить развернутые высказывания; сопоставлять стихотворение с иллюстрациями к нему.


Знать теоретико-литературные понятия; уметь выразительно читать стихотворение, определять его тему (противостояние гуманизма и бессердечия) и идею (сочувствие, сострадание, добро вселяют веру в жизнь); находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

5.03


47.

48.

А.П. Платонов. «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем.

А.П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.

Письменная характеристика Юшки.

Краткий пересказ «История Юшки».

ПРОЕКТ. Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

Понимать гуманистический пафос произведения.


Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; сопоставлять рассказ с фольклорными произведениями.


Знать сведения о жизни и творчестве А. П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Юшка»; понимать отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе; уметь определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

12.03


Проблемный вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?».

Выборочный пересказ «История машиниста Мальцева» («В прекрасном и яростном мире»).


49.

Урок внеклассного чтения.

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Сопоставительная таблица «Чем схожи платоновские герои (Никита, Юшка, неизвестный цветок, машинист Мальцев).

Подготовка к классному контрольному сочинению:

1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей ХХ века). 2. Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина? 3. В чем проявился гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений).

Понимать гуманистический пафос произведения.


Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности.

Уметь строить развернутые высказывания; уметь выяснять значение незнакомых слов.


Знать сюжет и содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире»; понимать отношение автора к героям; своеобразие языка рассказа; уметь определять тему и идею рассказ; выделять в тексте отдельные эпизоды и пересказывать их; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

15.03


50.

Контрольное сочинение (урок развития речи).

Написание сочинения.

Устный рассказ о Б.Л. Пастернаке.

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности.

Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, планировать алгоритм ответа, формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

19.03


51.

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».

Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Развитие представлений о сравнении и метафоре.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений и его письменный анализ.

Устный рассказ об А.Т. Твардовском.

Понимать философскую проблематику произведений.


Уметь сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.


Знать сведения о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака; содержание стихотворений; понимать настроения, выраженные автором в стихотворениях; уметь выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

22.03


52.

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Развитие понятия о лирическом герое.

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений. Сочинение-описание «В лесу весной» с включением в него слов из стихотворений А. Твардовского.

Понимать гуманистический пафос произведения.


Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели; строить монологическую речь, овладеть диалогической речью.


Знать характерные признаки лирики и уметь выделять их в изучаемых стихотворениях; уметь составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.

2.04


53.

Урок внеклассного чтения.

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Ритмы и образы военной лирики.

Выразительное чтение наизусть стихотворения о войне. Составление вопросов для интервью с участником Великой Отечественной войны. Устный рассказ о Ф.А. Абрамове.

Понимать высокий, патриотический пафос произведений; роль поэзии и искусства вообще в военное время


Уметь формулировать вопросы (для интервью).


Знать особенности жанра интервью; содержание стихотворений о Великой Отечественной войне; понимать чувства, настроения, интонации, выраженные в стихотворениях, их мену; уметь выразительно читать стихотворения.

5.04


54.

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Письменный ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?»

Устный рассказ о Е.И. Носове.

Понимать гуманистический пафос произведения


Уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений


Знать сведения о жизни и творчестве Ф. А. Абрамова; сюжет и содержание рассказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция; понимать смысл названия рассказа; позицию автора; уметь определять тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать литературные традиции в рассказе (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.)

9.04


55.

56.

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»).

Е. И. Носов. «Живое пламя».

Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Нравственные проблемы в рассказе.

Письменная характеристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?»

Понимать гуманистический пафос произведения.


Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом (К. К. Случевский «Кукла», Е. И. Носов «Кукла»).


Знать сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова; сюжет и содержание рассказов «Кукла», «Живое пламя»; понимать смысл названия рассказов; позицию автора (боль за человека, горечь от утраты нравственных ценностей); уметь определять тему и идею рассказов; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

12.04


Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Письменный ответ на один из вопросов:

1. О чем рассказ Е.И. Носова «Живое пламя» и почему он так называется? 2. Что значит «прожить в полную силу» (по рассказу «Живое пламя»)?

Устный рассказ о Ю.П. Казакове.

Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, планировать алгоритм ответа, формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.



57.

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Письменный ответ на вопрос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» или составление плана и комплексный анализ рассказа.

Сообщение о Д.С. Лихачеве.

Понимать нравственную проблематику произведения.


Уметь строить развернутые высказывания; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему.


Знать сведения о жизни и творчестве Ю. П. Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро»; понимать отношение автора к героям; искренность писателя; уметь анализировать рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

16.04


58.

Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы).

Духовное напутствие молодежи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр.

Письменный ответ на вопрос «Какие проблемы поднимает в своей публицистической книге Д.С. Лихачев?» Устный рассказ о М.М. Зощенко.

ПРОЕКТ. Коллективный проект «Искусство моего края».

Понимать нравственную проблематику, публицистический, патриотический пафос произведения


Уметь строить развернутые высказывания; составлять конспект статьи.


Знать сведения о жизни и творчестве Д. С. Лихачева; теоретико-литературные понятия; содержание цикла «Земля родная»; понимать значение трудов Д. С. Лихачева; уметь анализировать текст; воспринимать напутствия и советы Д. С. Лихачева

19.04


59.

Урок внеклассного чтения.

М. Зощенко «Беда» и другие рассказы.


Смешное и грустное в рассказах писателя.

Письменный ответ на вопрос «Над чем смеется и о чем горюет автор в рассказе «Беда»?» или комплексный анализ одного из рассказов М. Зощенко.

Понимать сатирический пафос произведения.


Уметь строить развернутые высказывания.


Знать сведения о жизни и творчестве М. М. Зощенко; сюжет и содержание рассказа «Беда»; понимать особенности авторской иронии; отношение автора к герою; уметь выразительно читать и анализировать рассказ, определять его тему и идею; характеризовать героя и его поступки

23.04


60.

«Тихая моя Родина». Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого и др.


Стихи поэтов ХХ века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Создание письменных высказываний-эссе на темы: 1. Снег-волшебник (по стихотворению В. Брюсова «Первый снег»). 2. Родной край, родной дом (по стихотворению Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой…»). Анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся).

ПРОЕКТ. Конкурс чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается».


Понимать лирический пафос стихотворений.


Уметь находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; строить развернутые письменные высказывания.


Знать содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; уметь выразительно читать стихотворение; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

26.04


61.

Песни на слова русских поэтов ХХ века А. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге…».

Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства.

Проблемный вопрос «Что я считаю особенно важным в моем любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины ХХ века?»

Понимать лирический пафос песен-стихотворений


Уметь строить развернутые устные высказывания.


Знать сведения о творчестве русских поэтов ХХ века; содержание песен; уметь выразительно читать стихотворения; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

3.05


62.

Контрольная работа. Тестирование.

Контрольная работа по произведениям русской литературы, изученным на 51-61 уроках. Выполнение тестовых заданий.

Устный рассказ о Р. Гамзатове.

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности.

Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, планировать алгоритм ответа, формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

7.05


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

63.

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»),«О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Письменный ответ на вопрос «Какие вечные ценности утверждает Р. Гамзатов в своих стихотворениях?».

Устный рассказ о Р. Бёрнсе.

Понимать патриотический пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.


Уметь строить развернутые устные высказывания.


Знать краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова; содержание стихотворений поэта; уметь выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

10.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)

64.

Урок внеклассного чтения.

Роберт Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Составление тезисов статьи учебника «Роберт Бёрнс». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устный рассказ о Байроне.

Понимать сатирический, гуманистический пафос стихотворения.


Уметь строить развернутые устные высказывания.


Знать краткие сведения о жизни и творчестве Р. Бёрнса; содержание стихотворения поэта; понимать значение просторечной лексики в произведениях; уметь выразительно читать стихотворение.


14.05


65.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…»

Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Письменный ответ на вопрос

«О каких героях русской литературы и фольклора можно сказать словами Байрона: «И в песнях родины святой/ Жить будет образ величавый»?»

Устный рассказ о мастерах японских хокку Мацуо Басё и Кобаяси Исса.

Понимать философский пафос произведения.


Уметь строить развернутые устные высказывания.


Знать краткие сведения о жизни и творчестве Дж. Г. Байрона; содержание стихотворения «Душа моя мрачна…»; понимать значение «высокой» лексики в произведении; уметь выразительно читать стихотворение; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

17.05


66.

Японские хокку (трехстишия).

Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Составление стилизаций хокку на русском языке. Устный рассказ об О. Генри.


Понимать лирический, философский пафос японских трехстиший.

Уметь строить развернутые высказывания.


Знать особенности жанра хокку; уметь воспринимать и выразительно читать стихотворения, раскрывать их смысл; создавать собственные трехстишия.

Хокку (хайку)


21.05


67.

68.

О. Генри. «Дары волхвов».

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы».

Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе.

Краткий письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы или письменный ответ на вопрос «Почему рассказ О. Генри «Дары волхвов» имеет такое название?». Устный рассказ о Р.Д. Брэдбери.

Понимать гуманистический пафос произведения.


Уметь строить устные развернутые высказывания; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему.


Знать сведения о жизни и творчестве О. Генри; сюжет и содержание рассказа «Дары волхвов»; понимать смысл названия рассказа; отношение автора к героям; уметь выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.

24.05


Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Развитие представлений о жанре фантастики.

Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р.Д. Брэдбери?». Чтение новеллы З. По «Убийство на улице Морг», рассказов «Сапфировый крест» Г.К. Честертона, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойля и «Бедняков не убивают» Ж. Сименона (по группам). Устные сообщения о писателях.

Понимать философский, гуманистический пафос произведения.

Уметь строить устные развернутые высказывания.


Знать сведения о жизни и творчестве Р. Д. Брэдбери; сюжет и содержание рассказа «Каникулы»; понимать смысл названия рассказа; соотношение реальности и фантастики в рассказе; отношение автора к героям; уметь характеризовать героев и их поступки.














2. Материально-техническое оснащение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 10 учащихся


Иллюстрации // Плакаты

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

-

2

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

-

СРЕДСТВА ИКТ

3

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

-

4

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

-

5

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

-

6

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

-

7

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

1

8

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

1

9

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

-

10

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

1

11

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

1

12

Экран настенный

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа

-

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

-

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

-

15

Принтер лазерный формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

1

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

-

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

-

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

-

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

-

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

-

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

-

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

-

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

-

24

Планшетный (панельный) компьютер

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

-

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

25

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

26

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

27

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

-

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

28

Инструмент построения генеалогических древ

Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические древа с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий писателей и поэтов

-


Ленты времени

Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал

-

ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

29

Школьная информационная среда

Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство.

-

30

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

-

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

31

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

-

32

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

-

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы

http://pisatel.org/old/ ˗ Древнерусская литература

http://profile-edu.ru/ ˗ профильное обучение в старшей школе

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://slova.org.ru ˗ Слова: поэзия Серебряного века

http://som.fio.ru/ ˗ сетевое объединение методистов

http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев

http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»


http://likhachev.lfond.spb.ru ˗ Академик Дмитрий Сереевич Лихачев

http://www.aleksandrpushkin.net.ru ˗ Пушкин Александр Сергеевич

http://www.antonchehov.org.ru ˗ Чехов Антон Павлович

http://www.belinskiy.net.ru ˗ Белинский Виссарион Григорьевич

http://www.bulgakov.ru ˗ Булгаковская энциклопедия

http://www.chernishevskiy.net.ru ˗ Чернышевский Николай Гаврилович

http://www.dobrolyubov.net.ru ˗ Добролюбов Николай Александрович

http://www.dostoevskiy.net.ru ˗ Достоевский Федор Михайлович

http://www.fonvisin.net.ru ˗ Фонвизин Денис Иванович

 http://www.gercen.net.ru ˗ Герцен Александр Иванович

http://www.goncharov.spb.ru ˗ Иван Александрович

http://www.griboedow.net.ru ˗ Грибоедов Александр Сергеевич

http://www.karamzin.net.ru ˗ Карамзин Николай Михайлович

http://www.krylov.net.ru ˗ Крылов Иван Андреевич

http://www.kuprin.org.ru ˗ Куприн Александр Иванович

http://www.lermontow.org.ru ˗ Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.levtolstoy.org.ru ˗ Толстой Лев Николаевич

http://www.nekrasow.org.ru ˗ Некрасов Николай Алексеевич

http://www.nikolaygogol.org.ru ˗ Гоголь Николай Васильевич

http://www.ostrovskiy.org.ru ˗ Островский Александр Николаевич

http://www.saltykov.net.ru ˗ Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

http://www.tolstoy.ru ˗ Лев Толстой и «Ясная Поляна»

http://www.turgenev.org.ru ˗ Тургенев Иван Сергеевич

http://www.tutchev.net.ru ˗ Тютчев Федор Иванович

http://www.zhukovskiy.net.ru ˗ Жуковский Василий Андреевич




34

Учебно-методические комплексы по литературе

УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

9

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

-

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся.

-





3. Формы и средства контроля. 7 класс

Содержание

Кол-во часов

Р.р

Из них КР

Вн.чт

Введение.

1




Устное народное творчество

6



2

Из древнерусской литературы.

2




Из литературы XVIII века.

2




Из литературы XIX века.

27

3

1

3

Из литературы XX века.

24

1

1

3

Из литературы народов России

1




Из зарубежной литературы.

6



2

Уроки итогового контроля

1


1


ИТОГО

70

4

3

10