СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение формул при решении физических задач

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение формул при решении физических задач

Просмотр содержимого документа
«Применение формул при решении физических задач»

Применение формул при решении физических задач

Сейчас меня будут закидывать тапками и тряпками, но всё, что я напишу здесь, более физично и научно, чем вся школьная физика в том виде, в котором её пихают на уроках (пример в конце)

Как это работает в теории

В задаче (расчетной) обычно просят написать в ответе значение какой-то величины. Узнать это значение можно только измерениями - прямыми или косвенными. Как правило, прямые измерения невозможны, поэтому для решения задачи требуется использовать формулы.

Физические формулы из себя представляют связь между физическими величинами через арифметические действия (+-*/...) и отношения порядка (статье)

Значит, нам надо найти те формулы, которые устанавливают связь искомой величины с данными.

Тут есть две трудности.

Первая трудность: может не оказаться формулы, которая напрямую связывает искомую величину с данными (уже измеренными). Решается эта проблема "легко" - из всех формул выбираются формулы, которые содержат искомую величину, потом выбираются формулы, которые содержат другие "неизвестные" величины, входящие в первый круг формул, и так далее. Путь длинный, но гарантированно верный.

Есть ещё более "лёгкий" вариант решения этой проблемы: для нахождения каждой величины в каждой ситуации (по всем возможным наборам известных величин) выводится (читай - смотрится в интернете) персональная формула и запоминается.

Вторая трудность: Каждая формула работает только в определённых явлениях, и, например, формулу v=s/t нет смысла применять в явлении равноускоренного движения: числа-то мы туда подставим, вычисления произведём, но результат будет просто числом, никак не связанным с реальностью. Для решения этой проблемы надо определять явления, и выбирать только те формулы, которые подходят под данное явление.

Итак. Схема решения любой физической задачи вырисовывается такая:

1. Определить явления и объекты, которые в этих явлениях участвуют.

2. Определить все величины, характерные для этих объектов в этих явлениях

3. Выбрать все модельные связи и определения величин (формулы), которые совместимы с этими объектами и явлениями, и в которые входят величины (возможно, рекурсивно).

4. Решить задачу. Профит.

Пункт 4 "Решить задачу" сам по себе выглядит довольно дерзко. Расшифровывается он так: во все формулы подставляем числовые значения величин (возможно, придётся использовать одну и ту же формулу несколько раз). В общем случае, получается недоопределённая система уравнений (в которых неизвестных куда больше, чем уравнений). Но задача задана всегда таким образом, чтобы система имела частичное решение (то есть, можно определить не все, а только лишь некоторые величины). В "простых" задачах, система оказывается определённой, в которой есть единственное решение (два, в случае квадратных уравнений).

И вот пример применения этого на практике.

Задача

От станции равноускоренно тронулся поезд и, пройдя путь 500 м, достиг скорости 20 м/с. Определите ускорение поезда.

Решение

Шаг 1. Определяем явления. Оно тут одно - равноускоренное движение. Объект тоже один - поезд.

Шаг 2. Для равноускоренного движения и поезда, принятого за материальную точку, можно выбрать величины и серии величин:
[Мгновенная скорость в каждое мгновение задачи], ускорение, [координата в каждое мгновение задачи], пройденный путь, [текущее время в каждое мгновение задачи], затраченное время, средняя скорость (а почему бы и нет?), и так далее. Это не полный список величин, его можно дополнять и, возможно, нам это потребуется (а искомую я подчеркнул)

Шаг 3. Формулы.

Для этих величин подойдут три формулы:

1. Определение ускорения,
2. определение средней скорости,
3. закон движения при равноускоренном движении;

(формулы только для 9 класса возьмём, так как задача из задачника 9 класса)

*Обратите внимание, что в первой формуле "t" обозначает промежуток времени и вообще-то должно писаться через "Δt", Во второй это затраченное время, а в последней - текущее, которое показывает секундомер. Буква одна, величины - разные.

Шаг 4. Подставляем числа.

Есть кое-какие правила подстановки чисел в формулы в физике, ибо это вам не математика.

Во-первых, все числа должны быть в одной системе единиц (сделано).
Во-вторых, в одну формулу можно подставлять только числа, соответствующие одному и тому же процессу или моменту времени, а так же одному и тому же объекту или системе объектов.
В-третьих, мы вольны выбирать моменты времени так, как пожелаем, но лучше всего брать те, для которых мы хотя бы одно число можем узнать.

Вот мы и возьмём два момента времени - (1) при старите, когда на секундомере число "00:00", и (2) когда поезд доехал до отметки 500 м.

*Обратите внимание, что хоть "t" и обозначает разные величины, но их значения будут одинаковыми, так как во втором выбранном моменте время на секундомере в точности совпадает со временем, затраченным на весь путь, а в первом - 0.

Система уравнений решается отлично любым способом. Можно загнать её в вольфрам или маткад, можно попытаться все три неизвестных подобрать. В школьной математике рекомендуют метод подстановки.

По-хорошему, никто не регламентирует метод решения математической задачи (а это уже математическая), важно, что в результате мы найдём числовое значение величины ускорение, которое и надо найти. А если для нахождения этого числа можно решить только одно уравнение, то вообще круто.

Решение от wolfram

А теперь прочитаем требования к развёрнутому ответу на вторую часть ЕГЭ по физике.

(допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);

Это я написал для тех, кто считает, что решать задачи нужно с обязательным выводом формулы и подстановкой уже в неё.

И да - составление системы с числами считается "по частям"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!