СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование на тему "Применение игровых технологий на уроках английского языка"

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках английского языка»

Применения игровых технологий на уроках английского языка
на начальном этапе обучения







Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам.

Применение на уроках английского языка игровых технологий повышает у учащихся интерес к изучаемому предмету, то есть помогает положительно мотивировать ученика на изучение английского языка. А мотивация в свою очередь определяет значимость того, что познается и усваивается учениками, их отношение к учебной деятельности, ее результатам. Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в  процессе которой формируются не только знания, но и речевые умения. Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, активизирующей мыслительную деятельность, позволяющей сделать учебный процесс интересным. Игровые формы работы ведут к повышению творческого потенциала учащихся, к их раскрытию как индивидуальностей и личностей на уроках.

Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности.

По определению, данному Элькониным Д. Б. “игра – это стихийная школа,…. Предоставляющая ребенку возможность  ознакомиться с традициями поведения людей.”

А.А. Деркач называет игру, используемую в учебном процессе, заданием, содержащим проблемную ситуацию, решение которой обеспечит достижение учебной цели.

Из определений следуют общие постулаты игры:

1.     Игра - самостоятельный вид развивающей деятельности детей.

2.     Игра – свободная форма деятельности детей, которая создает широкий простор для личного творчества, самовыражения, самопознания.

3.     Игра – равноправная деятельность младших школьников.

4.     Игра – практика развития.

5.     Игра – свобода самораскрытия.

6.     Игра – главная сфера общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений.

Таким образом, игра является мощным стимулом для детей в овладении иностранным языком.

Игровые формы работы на уроках английского языка могут нести на себе ряд функций:

·        Обучающая функция – развитие памяти, внимания, восприятия.

·        Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы урока, превращение урока в увлекательное действо.

·        Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения на уроке.

·        Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема материала.

·        Развивающая функция – развитие личностных качеств.

·        Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личностных качеств в игровых моделях жизненных ситуаций.

·        Коммуникативная функция – сплочение коллектива, установление эмоциональных контактов и вербального общения.

Последняя функция в наибольшей степени отвечает принципам урока английского языка, а именно его коммуникативной направленности.

Но для эффективного и успешного проведения игр на уроках нужно:

1.     Чтобы материал был знаком ученикам, т.к. игра опирается на опыт.

2.     Чтобы было заложено преодоление, лишь в этом случае возможна активность действий игроков.

3.     Игры должны быть законченными и правильными.

4.     Необходимо оформление игрового пространства, создание образа игры.

Эффективность использования игры на уроке очевидна, но только если учитель при планировании включения игры/ игрового момента в урок учитывает следующие требования:

·        Игра должна быть направлена на решение определенных учебных задач;

·        Игра должна быть контролируема и управляема и не срывать урок.

·        Игра должна снимать эмоциональное напряжение и стимулировать активность.

·        На первом месте в игре должен быть игровой момент, а учебный эффект на втором.

·        Игра не может считаться эффективной формой , если она не интересна детям.

Дидактическая игра может являться не только формой обучения, но и средством, потому что она представляет собой источник получения знаний и формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, разнообразить наглядность материала, сделав его более доступным, а также активизировать самостоятельную работу.

Классификации игр в современной дидактике различны. Многие методисты и ученые делят игры на языковые (отработка лексики и грамматики) и коммуникативные(ролевые). Некоторые педагоги подразделяют игры на грамматические, орфографические, лексические, фонетические (т.е. способствующие формированию языковых навыков) и творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых умений.

Немалый опыт обучения английскому языку младших школьников и необходимость преодоления сложностей, с которыми приходится сталкиваться ученикам  на начальном этапе изучения английского языка,  подтолкнули меня к систематическому использованию различных типов игр и игровых приемов в моей работе.

Из опыта:      

                   Игры, применяемые на уроках в 2-4 классах.

Игра “Укрась елочку!”(2 класс, изучение темы “цвета”)

Цель: научить понимать высказывание;

Перед учениками искусственная елочка и много разноцветных игрушек. Учитель обращается к ребятам с просьбой “Hang up the blue dolphin, please.” И т.д.

Игра “Волшебный мешочек”(2-3 класс, изучение структуры isita…..?)

Цель: развитие грамматических умений.

В непрозрачный мешок складываю игрушки (животные), учащиеся угадывают, что за игрушка (isitacat?  Is it a dog?)

ИграЧтоон/онаделает?”  (“what’s she/he doing?) (3-4 класс тема present continuous вопросительные структуры)

Цель: развитие грамматических умений.

Изображение на картинке перевернуто наоборот. Учащиеся поочередно спрашивают, что делает он/она на этой картинке.

Игра “Chainword” (применяется в любом классе на начальном этапе при изучении любой темы).

Цель: развитие навыков чтения и орфографических навыков.

Найди слова в этой строчке. (можно применить как соревнование между командами).

Workeyesausagearockitexcitegglass

(work, eyes, sausage, ear, rock, kite, excite, egg, glass)

Игра “Бинго”. (в любом классе при повторении темы “алфавит”, “числа”).

Цель: развитие навыков аудирования.

Ученики заполняют поле буквами/ числами. Учитель произносит любые буквы/ числа в произвольной последовательности, дети слышат и зачеркивают их на своем поле. Выигравший первым вычеркивает все буквы/ цифры и кричит “бинго!”

Игра “Назови, что я делаю” (3-4 класс тема present continuous)

Цель: развитие грамматических умений.

Ученик у доски изображает действие, другие ребята по очереди комментируют (you are sleeping, you are dancing, you are playing football).

Игра “Одень куклу” (2 класс тема “одежда”)

Цель: научить понимать высказывание;

Учащиеся изготавливают дома модель куклы и одежду для нее и наряжают своих кукол в разные наряды по команде учителя. (put on the coat, take off the coat, put on the dress, take off the dress, put on….)

 

ИграНазови слово” (just say the word!) (2 класс тема “звуки и буквы”)

Цель: развитие фонетических, орфографических  навыков, навыка чтения.

Учитель произносит слово по буквам, учащиеся его пишут и читают.

Если дети еще плохо знают написание букв, можно составлять эти слова из разрезной азбуки на парте.

Игра “Lucky dip!”(”Удачная рыбалка!”)   (2 класс тема “Алфавит”)

Цель: развитие лексических навыков.

 Карточки с буквами лежат на столе учителя, ученики подходят и по очереди берут любую карточку. Их задача – назвать букву правильно и слово, которое начинается с этой буквы.

Игра “стоп!”(stop!) (2-4 классы)

Цель: усилить навыки произнесения слов по буквам и понимания слов.

Можно работать в парах. Один ученик задумывает слово, второй пытаясь его отгадать, задает вопросы: Is there a letter“E” in your word? Если такая буква есть, ученик ее пишет в слове, если не – пишет букву S в слове STOP. Если слово удалоcь угадать раньше, чем написать stop,  то ученик выиграл!

Игра “Кукольный театр”(Puppet show) (2 класс)

Цель: развивать навыки монологической (диалогической речи)

Дети, надевая пальчиковую куклу на руку, проигрывают диалоги в парах (мини группах), либо выстраивают монолог на различные темы (например ситуация “знакомство”, “в магазине” и т.д.).

***************************************************************************

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть?

Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1) Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
2) Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3) Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4) Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Выделяются три серии игр:

Серия «А» включает игры для отработки операционной структуры лексических единиц.

1. Это игры для повторения ЛЕ. «Кто быстрее вспомнит названия животных и птиц, которые начинаются со следующих букв: р, h, г, с....?» Побеждает тот, кто называет больше слов. (В работе приводятся только единичные примеры, т.к. для удобства пользования материалом в дальнейшей работе, я сделала подборку игр на отдельных листах в приложении).

2. Игры для сочетания ЛЕ между собой и их правильного грамматического оформления. «Говорят ли так?» Школьникам предлагаются картинки с изображением волка, лисы, зайца, свиньи... Они должны сказать как можно больше словосочетаний с данными словами: agreywolf, anangrywolf, ahungrywolf, wolfruns...

Серия игр «Б» имеет целью подготовить учащихся к пониманию слов при аудировании.

Серия игр «В» отрабатывает отдельные операции в структуре лексических навыков чтения. «Найти секретные буквы» Игра проводится по принципу телеигры «Поле чудес». За каждую правильно указанную букву ученик получает жетон. А– – – – – 1 – а (Australia) или «Кто быстрее составит пословицы и расскажет их?»

Важно, чтобы каждый ученик в классе принял участие в работе с игровыми упражнениями. Тренировка и применение нового лексического материала в форме игры позволяет предотвратить процесс забывания активного словаря.

В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Например, грамматический урок обычно не вызывает у ребят энтузиазма, но если включить в него какие-то грамматические игры, то он пройдет интересно и без особого напряжения. Учащиеся на таких уроках легко и просто усваивают необходимые грамматические структуры. Это происходит от того, что игра направлена на усвоение грамматической стороны речи, а не системы языка. Например, грамматическая тема «Разделительные вопросы» обычно представляет большую трудность для учащихся. Помощь оказывает в этом случае игра «who setailisit?»

Рисуем различных животных (со съемными хвостами). Должно быть несколько тигров, собак и т.д. На туловище животного напишем повествовательное предложение, а на хвосте соответствующий краткий общий вопрос.

The tiger likes sweets, doesn't it? Etc. Затем, хвосты отделяются от туловища и перемешиваются, а грустные звери без хвостов ждут своего спасителя. Им может стать один из участников или целая команда, которая вернет зверю его хвост.

Итак, вышеописанные формы игры являются как бы подготовкой к более серьезной ролевой игре. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.

Основные требования к ролевой игре

1. Игра должна вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения
2. Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована
3. Она должна быть принята всей группой
4. Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли
5. Ролевая игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал.

Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи учащихся. Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:

1. Овладение диалогическими единицами
2. Овладение микродиалогами
3. Создание собственных диалогов различных функциональных типов. В каждой группе используется ролевая игра.

Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.

Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.

I. Лексические игры

1. "Кто убежал?"

Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течении 1-1,5 минут. Затем им показывают другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.

2. "Много слов из одного слова"
Учитель называет слово. Ученики должны назвать животных, названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове.

3. "Кошка мяукает, собака лает, а тигр?"

На листке бумаги (доске) записаны названия животных и рядом глаголы

a dog

mews

a tiger

barks

a cat

growls

4. "Кто быстрее назовет животных и расскажет о них?" Учащимся представляется серия картинок с изображением различных животных. Они называют животных и рассказывают о них. Побеждает тот, кто назовет большее количество животных и подробнее расскажет о них.
Ex. This is a fox. It is not big. It is red. It is clever. It is wild. The fox eats hens and hares.

5. "Кто лучше запомнит и повторит"

Учащиеся слушают скороговорки. Затем они должны воспроизвести их по памяти. Побеждает тот, кто вспомнит большее количество скороговорок.

6. "Найди рифму"

Учащиеся слушают четверостишие, например: A frog is green A parrot is bright A fox is orange A hare is ... . (white)

7. "Chainword"

Учитель пишет на доске любое слово Затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Слова по цепочке не повторяются.
Ex. boy – yard – door – red – des! – know – white... Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.

8. "Looksharp" – позволяет повторить лексику. Проходит в быстром темпе, участие принимают все. Учитель предлагает одному из учеников палочку и называет любое слово, представляющее собой ту или иную часть речи или относящееся к какой-либо теме. Ученик называет другое слово по заданной теме и передает палочку другому. Учащийся, последним назвавший предмет, выигрывает. Нарушивший правила игры выбывает из нее или платит штраф (стихотворение).
Ex. sleep – get up – play – draw – read... a desk – a book – a lesson – our teacher...

9. "Кто больше?"

За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Ex. examination, constitution.

10. "Crossword"

На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend

11. "Запомни, повтори и добавь слово"

Р, а реп – a pen and a book – a pen, a book and a pencil...

12. "Съедобное – несъедобное" – активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот ловит мяч и говорит "yes" (если данное слово обозначает то, что едят) или "по".

13. "Пестрый домик" – назвать цвета предметов.
Класс делится на две команды. Учащиеся строят красивые яркие домики для Винни-Пуха и Карлсона, которые следят за тем, чтобы ребята правильно называли цвет каждого "кирпичика". Если ученик допустил ошибку, он лишается права положить свой "кирпичик". Выигрывает команда, первая построившая домик.
Ex. 
This brick is red
This brick is brown, etc.

14. "Составь фоторобот" – учит описывать внешность человека. Класс делится на три команды, каждая из которых – отделение полиции. С помощью считалки выбираются трое ведущих. Они обращаются в полицию с просьбой отыскать пропавшего друга..., описывают внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
Ex. I can't find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Her eyes are blue. She has a red hat on and a white hat on.

15. "Любимые герои сказок".

Учитель говорит, что в гости к ребятам пришли персонажи сказок. Но увидеть их можно только отгадав, кто они. Учащиеся по очереди описывают героев разных сказок. Если дети угадали, им показывают соответствующие картинки.
Ex. This is a girl. She is a small girl. She has a nice dress and a red hat on. She h'as a grandmother. She often goes to see her.

II. Грамматические игры

1. "TheGate" – на повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений. Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку.
Ex. Are you going to .. .(do smth)?
What are you going to do in (on, at)?

2. "Guessit" – на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?

3. "20 Questions" – для среднего и старшего этапов обучения. Как и в предыдущей игре, специальные вопросы исключаются. Типы вопросов расширяются, но так, чтобы на них можно было ответить только "да" или "нет". Впервые приступая к игре, учитель объясняет цель, условия, ход игры. Он может предложить учащимся примерные варианты вопросов.
Ex. Object number 1 is a human being. Is it a man or a woman? Is he (she) alive or dead? Is he present here?
He (she) is a pupil (teacher), isn't he (she)? Do you know him (her) in person? Is he (she) your relative (friend)? Etc

4. "Кругосветное путешествие" – закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door...". Тот, кто ошибся, покидает корабль.

5. "Театр мимики и жеста"
Две команды сроятся в шеренги лицом друг к другу. Каждая команда выбирает своего актера. Актеры поочередно выполняют какие-либо действия, а команда комментирует его действия. Выигрывает команда, которая правильно описывала действия своего "актера".

6. "Чтотырисуешь?" – Present Continuous.
У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
– Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?...

7. "Составь предложение" – придаточные предложения времени и условия. Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например:
Г И read you a book if...
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk. you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде балл.

8. "Конкурс красоты" – при изучении притяжательного падежа существительных. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к одежде. Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд) и пишет свое мнение на листочке. I like Ann's hair-cut. I like Kate's dress. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.

III. Ролевые игры

1. "На ярмарке"

Оборудование: кусочки ткани, образцы материалов, визитные карточки. Класс делится на 2 группы. Члены одной группы – представители торговых фирм, другая группа – промышленные предприятия. У каждого на груди визитка с указанием имени и названием фирмы или предприятия. Представители фирмы ведут диалоги с представителями предприятий, делают заказы. Побеждает тот, кто сделает больше продаж. 
Ex. 
– Good morning! I'm mister Black. I'm from London.
– Nice to see you.
– I'd like some cotton for dresses. 
– What colour?
– Here you are. This is a very good cotton. It's quite bright. And these are some dresses made of this cotton. Do you like them?
– Yes, I do. I'll take two hundred meters.
– Fine!

2. "Модницы"

Оборудование: куклы с набором платьев. Игра проводится в парах. Школьники учатся вести беседу об одежде.
– Do you like my new dress?
– Yes, I do. It's really nice. What is it made of?
– Cotton. Do you like cotton things?
– No, I don't. I prefer things made of wool. They are very warm.
– I've got some dresses made of wool. But I wear them only in winter. And what about you?
– I have a nice coat. It is made out of wool too.

3. "Покупки"

На первых партах располагаются отделы продуктового магазина. Каждый ряд получает задание купить все продукты к обеду, завтраку и ужину. Затем
представитель каждого ряда делает покупку. Побеждает тот, кто покупает все необходимое.
Ex. 
– Good afternoon! I want to buy some meat for soap.
– Here is some good beef. Will you take it?
– Yes, I will. How much does it coast?
– 80 roubles a kilo.
– All right. I take it.

4. "Покупка билетов"

Оборудование: окошко кассы, билеты, карта. Учитель исполняет роль кассира. Учащиеся делятся на 2 группы и выбирают кратчайший маршрут до намеченного пункта. Затем представитель каждой группы покупает билеты. Побеждает тот, кто четко объяснится с кассиром и купит билеты. 
Ex. 
– Good morning. I need 5 tickets to Rostov. Return, please.
– When do you need them for?
– For the 16th of June.
– Do you want a sleeper?
– Yes, a sleeper, please.
– 1 thousand roubles.
– Here they are. Thank you.

5. "Что, где, когда?"

Оборудование: волчок, конверты с вопросами, портреты писателей (поэтов). Класс делится на 2 команды, которые по очереди садятся за стол. Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Каждая команда получает конверт, в который вложена фотография известного человека и вопрос "Что вы знаете об этом человеке?" Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество баллов.

*****************************************************************************

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.

Изучение иностранного языка в небольшой сельской школе зачастую имеет свои проблемы. Одной из самых значительных является довольно низкий уровень мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Чтобы решить эту проблему, важно с начального этапа изучения иностранного языка позволить учащимся почувствовать успешность в изучении предмета, сформировать основы коммуникативной компетенции, которые позволят в дальнейшем переходить на качественно новые ступени развития.
Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется продолжительный срок, потому что учащимся необходимо с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Они должны научиться многому:

- понимать иноязычную речь на слух;

- выражать свои мысли средствами изучаемого языка;

- читать и понимать иноязычный текст;

-писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

А чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, лексических единиц, речевых образцов, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Именно здесь игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. 

Об обучающих возможностях использования игрового метода на уроках иностранного языка известно давно. Эффективность его использования объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно, способности любого человека, а ребенка в особенности.

Игровая деятельность призвана выполнять на уроке следующие функции:

- коммуникативную;

-развлекательную;

-диагностическую;

-терапевтическую;

-эстетическую;

-самореализации и социализации.
Игры на уроке способствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

При использовании игровых методов обучения задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы организовать познавательную деятельность обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности. Как показывает опыт, использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, т.к.

1). Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого ученика в отдельности и всех вместе взятых, и тем самым является эффективным средством управления учебным процессом;

2). Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности обучающихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

3). Игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения, саморазвития;

4). Игра имеет определенный результат и стимулирует обучающихся к достижению цели;

5). Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

6). В игре - все равны. Она посильна практически каждому ученику. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовленности обучающихся, особенности изучаемого учебного материала, конкретных целей и задач урока . Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести на уроке до 15 минут времени. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением учебного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Многое зависит и от конкретных условий работы учителя, его темперамента, творческих способностей. Следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игра потеряет свежесть эмоционального воздействия. Игровой метод обязательно должен сочетаться и с другими методами обучения, иначе оно потеряет свой основной смысл.

Большой интерес на уроках иностранного языка вызывает использование ролевых игр, необходимых для моделирования реальной ситуации общения. Ролевые игры способствуют развитию у обучающихся сознательной дисциплины, трудолюбия, взаимопомощи, активности, самостоятельности. В качестве игровой ситуации на уроке можно так же достаточно интересно использовать различные сказки. Вместе с тем, весьма важным является принцип наглядности, который создает условия для чувственного восприятия. Мышление детей младшего школьного возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность – яркая, цветная, привлекательная, вызывающая интерес.

Другим наиболее эффективным способом воздействия на чувства и эмоции школьников являются музыка, пение, разучивание стихов. Песни и стихи можно использовать для фонетической зарядки, для закрепления лексического и грамматического материала, для релаксации в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Существуют различные виды игр, которые учитель может использовать в своей практической деятельности: обучающие, тренировочные, развивающие, познавательные, коммуникативные, творческие и т.д. Эти игры используются для формирования навыков аудирования, для отработки лексического и грамматического материала, развития навыков правописания, проведения динамических пауз и т.д.

Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее:
I. Игры по изучению алфавита:
1. Перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;
2. Называя алфавит, добавить фразу;
3. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его;
4. Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы;
5. Подписать строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным ;
6.Подписать пропущенные буквы ;
7. Исправить порядок следования букв в алфавите;
8. Найти ошибки в записи алфавита;
9. Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву, задавая вопрос;
10. Послушай и хлопни в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма из букв алфавита);
11. Хлопни в ладоши при произношении гласных;

II. Лексические игры 
1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы .

2. Учебники нового поколения имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма:
- “Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова” ;
- “Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова” ;
- “Найди выделенное слово” 
III. Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать основные грамматические формы:
1. “Врата”: активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц и речевые образцы можно тренировать у доски, где два ученика образуют ворота. Остальные задают вопросы.
IV. В отдельную группу выделяются ролевые игры, диалоги, полилоги. Имея специальные бумажные куклы для обыгрывания “мультфильмов”, учащиеся с удовольствием подражают героям. 
Примеры использования занимательных заданий на уроках английского языка:
II класс
- рассели буквы и звуки по своим домикам; 
- составь из букв слова ;
- найди лишнее слово в списке; 
- составь из слов предложение ;
- составь из фраз диалог;
- составь из предложений связный рассказ; 
- составь кроссворд по теме;
- прочитай и найди соответствующий ответ каждому вопросу; 
- прочитай ответ и придумай вопрос к нему;
- прослушай предложение и подними карточку, с которой будет начинаться соответствующий вопрос;
III класс

- составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение; 
- прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности;
- прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;
- прочитай начало предложения и придумай конец;
- составь вопросы для интервью на заданную тему;
- составь меню и т.д.

Это, конечно же, совсем малый перечень игр и занимательных упражнений, используемых на уроках иностранного языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Более того, одна игра может одновременно нести в себе и лексический, и грамматический, и фонетический материал. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Она может вклиниться в любой этап урока или пронизывать весь урок. В последнем случае за урок можно успеть расколдовать принцессу, победить злого волшебника, отыскать золотой ключик, построить дом, вырастить сад, ну и, конечно же, отработать весь грамматический, лексический, фонетический материал. И для этого вовсе не обязательно придумывать сложные костюмы и прочие атрибуты, порой, чтобы погрузится в игру-сказку достаточно прошептать волшебные слова или взмахнуть волшебной полочкой и … А сюжет сказки подскажут сами учащиеся. Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать, какой именно навык, какие умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!