Д.Н. Голдабина
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н.А. Плутова
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:
Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
Изменение форм и методов учебной деятельности.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.
Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – “Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников”. Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:
Живая и неживая природа
Смена времён года. Смена дня и ночи
Форма Земли. Ориентирование на местности
Размножение и распространение цветковых растений
Три состояния воды. Круговорот воды в природе
Круговорот веществ (жизни) в природе
Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.
Так на уроке окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные» с использованием ИКТ на разных этапах были сформированы УУД.
1. Актуализация знаний.
Отгадайте слово, зашифрованное в кроссворде.
Вспомните к каким группам можно отнести животных в кроссворде? Найдите их представителей в кроссворде? (Звери - медведь, еж; Птицы - ласточка, дятел; Насекомые - пчела жук, Рыбы - окунь)
УУД: П. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; К. умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.
2.Самоопределение к деятельности.
Отгадать загадки. (Корова, Еж, Баран, Лиса). Можем ли мы разделить этих животных на группы в зависимости от образа жизни? Какие это будут группы? Давайте посмотрим еще раз на наши загадки и сделаем вывод, о чем мы будем говорить, а помогут нам вот эти фразы:
Думаю, что на уроке я узнаю…как живут дик. и домаш. живот., зачем человек завел дом. Жив. Я хочу узнать …откуда появились домашние животные. Это и будут наши цели урока.
УУД: П. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров (из загадок). Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
Физкультминутка. В современной школе всё больше и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Они вызывают наибольший интерес у детей, проходят намного эффективнее и эмоциональнее, так как дети выполняют комплекс упражнений под веселую музыку вместе с различными сказочными персонажами.
3. Рефлексия учебной деятельности.
О ком говорили на уроке? Какие выводы сделали? Давайте вернемся у целям нашего урока и подведем итог используя фразу Мы узнали…Достигли ли мы поставленных целей? Оцените свою работу на уроке (у каждого на столе 3 смайлика). На столах у вас лежат три смайлика, которые отражают ваше настроение после нашего урока: крас.-отл,зел.-хор,син-груст.
УУД: П. определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие информации. Р. оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. К. оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.
Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности ребят, а также создавать условия для достижения успешности освоения знаний всеми обучающимися.
Список использованных источников:
1. Лебедева Светлана Николаевна. Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной// 2019 года [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-okruzhaiushchego-mira.html
2. Шипицына Светлана Юрьевна. Актуальность применения ИКТ // 2020 года года [электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://urok.1sept.ru/articles/597262
3. Статья на тему «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира» [электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://урок.рф/library/informatcionnokommunikatcionnie_tehnologii_kak_sred_180506.html