СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение карт знаний для систематизации математической информации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика является одной из самых сложных с точки зрения усвоения дисциплин.  Для устранения этих трудностей необходимо сделать обучение математике осознанным. То есть показать целостную картину, которая может быть выстроена посредством изучения предмета, а затем уже строить систему образовательных задач и организовать изучение дисциплины таким образом, чтобы учащиеся могли легко отобразить ее содержание.

Одним из относительно простых, но достаточно действенных методов решения обозначенных вопросов, является построение ментальных карт (Mind Map). Среди множества переводов на русский язык английского термина «Mind Map» – «карта памяти», «карта разума», «интеллект-карта», «карта ума», «ментальная карта» – нет такого, который отражал бы в полной мере суть оригинального понятия. В данной работе используется один из переводов английского термина – карта знаний.

По сути, карта знаний – это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме, позволяющей человеку справляться с информационным потоком.

Просмотр содержимого документа
«Применение карт знаний для систематизации математической информации»

Применение карт знаний для систематизации математической информации

Применение карт знаний для систематизации математической информации

 Математика является одной из самых сложных с точки зрения усвоения дисциплин, особенно для учащихся нематематических профилей.  Для устранения этих трудностей необходимо сделать обучение математике осмысленным. То есть показать целостную картину, которая может быть выстроена посредством изучения предмета, а затем уже строить систему образовательных задач и организовать изучение дисциплины таким образом, чтобы учащиеся могли легко отобразить ее содержание.

Математика является одной из самых сложных с точки зрения усвоения дисциплин, особенно для учащихся нематематических профилей.

Для устранения этих трудностей необходимо сделать обучение математике осмысленным. То есть показать целостную картину, которая может быть выстроена посредством изучения предмета, а затем уже строить систему образовательных задач и организовать изучение дисциплины таким образом, чтобы учащиеся могли легко отобразить ее содержание.

 Одним из относительно простых, но, как показал проведенный эксперимент, достаточно действенных методов решения обозначенных вопросов, является построение ментальных карт (Mind Map).

Одним из относительно простых, но, как показал проведенный эксперимент, достаточно действенных методов решения обозначенных вопросов, является построение ментальных карт (Mind Map).

 По сути, карта знаний (КЗ) – это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме, позволяющей человеку справляться с информационным потоком. КЗ могут рисоваться на бумаге или на экране компьютера.

По сути, карта знаний (КЗ) – это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме, позволяющей человеку справляться с информационным потоком. КЗ могут рисоваться на бумаге или на экране компьютера.

 Преимущество таких карт в том, что на одном листе можно видеть сразу целостную картину с взаимосвязями, структурой и логикой.   В процессе рисования ментальных карт развивается не только логическое, но и творческое мышление, а также тренируется память и воображение

Преимущество таких карт в том, что на одном листе можно видеть сразу целостную картину с взаимосвязями, структурой и логикой.

В процессе рисования ментальных карт развивается не только логическое, но и творческое мышление, а также тренируется память и воображение

 Разработка карт знаний является одним из наиболее популярных методов, применяемых в мировой и отечественной практике управления знаниями

Разработка карт знаний является одним из наиболее популярных методов,

применяемых в мировой и отечественной практике управления знаниями

 Цели создания карт могут быть самыми различными: сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний учащимся, структурирование учебной информации и т.п.

Цели создания карт могут быть самыми различными: сбор информации, принятие решения, запоминание сложного материала, передача знаний учащимся, структурирование учебной информации и т.п.

 Карты знаний в наибольшей степени приближают форму записи учебного материала к естественной работе мозга по восприятию и передаче информации.  Зафиксированная на бумаге информация позволяет с первого взгляда видеть картину целиком и устанавливать мысленные связи, помогающие воспринимать и запоминать материал.   Карты знаний позволяют объединять зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей.

Карты знаний в наибольшей степени приближают форму записи учебного материала к естественной работе мозга по восприятию и передаче информации. Зафиксированная на бумаге информация позволяет с первого взгляда видеть картину целиком и устанавливать мысленные связи, помогающие воспринимать и запоминать материал.

Карты знаний позволяют объединять зрительные и чувственные ассоциации в виде взаимосвязанных идей.

 Построение карты включает два этапа.   На первом этапе строится карта знаний по математике. Каждое практическое занятие начинается с дополнения ментальной карты математических знаний, построенной на предыдущем занятии, новым материалом, прочитанном на прошедшем уроке.  Это позволяет:  воспроизвести учебный материал; структурировать его; повторить практически всю предыдущую информацию; изменить или дополнить полученную информацию; зафиксировать взаимосвязи различных математических понятий.

Построение карты включает два этапа.

На первом этапе строится карта знаний по математике. Каждое практическое занятие начинается с дополнения ментальной карты математических знаний, построенной на предыдущем занятии, новым материалом, прочитанном на прошедшем уроке.

Это позволяет:

  • воспроизвести учебный материал; структурировать его;
  • повторить практически всю предыдущую информацию;
  • изменить или дополнить полученную информацию;
  • зафиксировать взаимосвязи различных математических понятий.
 Однако не будет большой пользы от построенной карты, если не связать математику с профильными дисциплинами, т.е. следует показать, где и как применяются математические методы при решении бытовых и профессиональных задач.

Однако не будет большой пользы от построенной карты, если не связать математику с профильными дисциплинами, т.е. следует показать, где и как применяются математические методы при решении бытовых и профессиональных задач.

 Следующее направление применения карт знаний в нашем исследовании состоит в визуализации математической информации и математических знаний.  Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя визуальные способы представления математической информации; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе стандарта.

Следующее направление применения карт знаний в нашем исследовании состоит в визуализации математической информации и математических знаний.

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя визуальные способы представления математической информации; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе стандарта.

 В свернутом состоянии карта показывает взаимосвязь математических разделов друг с другом. При необходимости повторить какой-то материал достаточно развернуть соответствующий раздел на карте, не затрагивая при этом хорошо усвоенную и не требующую повторения информацию.

В свернутом состоянии карта показывает взаимосвязь математических разделов друг с другом. При необходимости повторить какой-то материал достаточно развернуть соответствующий раздел на карте, не затрагивая при этом хорошо усвоенную и не требующую повторения информацию.

 В связи с этим на втором этапе ученики, участвующие в работе «Математические методы в решении квадратных уравнений» создают карты, показывающие связи разных дисциплин с математикой

В связи с этим на втором этапе ученики, участвующие в работе «Математические методы в решении квадратных уравнений» создают карты, показывающие связи разных дисциплин с математикой

 Как показали результаты проведенного эксперимента, предложенная технология визуализации математической информации и математических знаний позволяет:  повысить качество обучения как в математике так и в межпредметных дисциплинах;  обеспечить непрерывность математического образования;  повысить уровень заинтересованности в изучении математики;  увеличить объем запоминаемой информации;  обеспечить систематизацию полученных математических знаний;  стимулировать креативные процессы – логические выводы и ассоциации.

Как показали результаты проведенного эксперимента, предложенная технология визуализации математической информации и математических знаний позволяет:

  • повысить качество обучения как в математике так и в межпредметных дисциплинах;
  • обеспечить непрерывность математического образования;
  • повысить уровень заинтересованности в изучении математики;
  • увеличить объем запоминаемой информации;
  • обеспечить систематизацию полученных математических знаний;
  • стимулировать креативные процессы – логические выводы и ассоциации.