Мастер – класс
«Применение проектного метода на уроках литературы»
Чтобы освоить метод проектов, я предлагаю вам решить такой пример:
Загадайте число
Прибавьте столько же
Прибавьте 10
Разделите на два
Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу.
Так происходит и в проектной деятельности обучающихся. Используя алгоритм работы, зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность обучающихся.
По словам одного из разработчиков общей теории и методологии про-ектирования Л.Б. Переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями.
Сегодня ситуация изменилась кардинально.
Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, которые дает школа – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. В настоящее время основой социальной успешности является умение адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Поэтому сегодня интегрированным компонентом современной системы образования становится метод проектов, так как он учит гибкости мышления, умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения.
В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений.
Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая цель и способы достижения цели, направленная на создание нового продукта, который имеет личностную или социальную значимость.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
А для учителя учебный проект – это дидактическое средство обучения и воспитания, которое позволяет развивать все основные виды универсальных учебных действий.
Литература как учебный предмет – замечательная почва для проектной деятельности.
Практическая часть мастер-класса
Сегодня мастер-класс посвящен проектной деятельности на уроках литературы.
Цель работы – создание слайд-шоу по балладе М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Участники фокус - группы получили задание провести небольшую исследовательскую работу по тексту и ответить на вопросы.
Но сначала слушаем текст, я вам читаю сокращенный вариант стихотворения (чтение учителя). Прошу приступить к работе.
Работа с залом:
- Пока наши участники работают, я прошу вас поделиться впечатлениями об услышанном.
- Какое настроение появляется у слушателей в начале стихотворения? Чем оно вызвано? (Вначале появляется чувство радости, потому что три пальмы украшали песчаные степи аравийской земли, давали тень усталым странникам).
- Как меняется оно в конце? Почему? (А в конце возникает чувство грусти, печали, потому что пальмы погибли.).
- Какой момент вам показался наиболее напряженным? (Гибель пальм)
- Нам встретились новые слова. Предлагаю вспомнить их значение.
Словарная работа
Аравийская земля - находится в Египте.
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.
Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода.
Шатер - большие палатки, крытые тканью, коврами.
Фарис - всадник; верховой воин – араб
Эти слова заимствованные, они пришли к нам с востока.
Именно поэтому Лермонтов дает подзаголовок «Восточное сказание»
- Как вы считаете, реальные или фантастические события описываются в стихотворении?
(Эти события вполне реалистичны: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне. Есть и волшебное событие - появление каравана сразу вслед за укором пальм небу).
Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.
Работу по балладе мы продолжим с фокус - группой.
1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (Жарко, знойно, пески, сухо)
2. Как здесь передвигаются люди? (На верблюдах)
3. Но есть в мире песков живое место, где растут деревья, журчит вода, как оно называется? (Оазис)
4. Какие деревья там растут? (Пальмы)
5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (Родник)
6. Какие картины рисует автор в начале и в конце произведения?
Пальмы - «гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»
7.Что осталось? («почва бесплодная», «пепел седой и холодный», «всё дико и пусто кругом», «не шепчутся листья с гремучим ключом», «коршун - степной нелюдим, добычу терзает и щиплет над ним»)
Вывод. Путники оказались неблагодарными, на добро они ответили злом. Проявили свой эгоизм, не подумали о других людях, которым тоже может понадобиться помощь в трудной ситуации.
Проведите исследование и ответьте на следующие вопросы:
1.Вспомните, что такой эпитет и для чего автор его использует? (Эпитеты нужны для того, чтобы оживлять слова. Эпитеты: гордые, знойный, роскошные, звучный)
2.Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм - это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).
3.На что же «ропщут» пальмы? Роптать - «негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду»). (Живут без пользы)
4. Как называют свою судьбу? («Святой приговор»)
5.Почему автор называет их «питомцы столетий». (Они живут тут долго, сто лет, много лет они хотели принести добро, пользу)
6.Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. («И пали без жизни питомцы столетий!»)
«Пали»... Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах)
7.Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...)
Вывод: не всегда люди отвечают добром на добро, не всегда могут оценить бескорыстную помощь. Делая добро, не надо ждать благодарности, надо просто совершать добрые поступки, зная, что ты кому-то помог, ты не живешь только ради себя.
Проведите исследование произведения и составьте план:
А) Жизнь гордых пальм в пустыне.
Б) Пальмы обращаются к Богу.
В) Появление каравана.
Г) Пальмы встречают долгожданных гостей.
Д) Гибель гордых пальм
Е) «Все дико и пусто кругом».
- Мы проанализировали текст, оценили поступки героев, а теперь следующий этап работы по созданию конечного продукта нашей деятельности – слайд - шоу.
Задание группам: подпишите рисунки, иллюстрирующие эту балладу, цитатами из текста.
Предполагается, что к 5-му классу обучающиеся владеют определенными приемами проектирования.
Тем не менее, пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной помощи педагога почти на всех этапах работы над проектом
На уроке литературы целесообразно применять групповые проекты, так как это позволяет эффективно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Как правило, это урочные и краткосрочные проекты.
Однако при выполнении группового проекта нет возможности дать каждому опыт активного участия на всех этапах осуществления проекта в одинаковой степени. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то отходит на второй план. Поэтому наряду с групповыми проектами дети должны попробовать свои силы и в индивидуальных проектах.
Группы читают подписи.
Обобщение учителя. В рамках нашего мастер-класса нет возможности показать всю работу над проектом. Поэтому я вам предлагаю готовый продукт - диафильм или, говоря современным языком, слайд-шоу. За рамками мастер-класса осталось наложение музыки и распределение рисунков по порядку. Для этого необходимо еще дополнительное время. Моя цель – показать методику работы над подобным проектом.
Предлагаю вашему вниманию слайд-шоу.
Таким образом, создание совместного продукта в результате проектной деятельности вызывает интерес школьников к изучению литературного произведения, расширяет кругозор, учит их анализировать, обобщать, работать в группе.