СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе»

Доклад по теме:

«Применение современных педагогических технологий

на уроках в начальной школе»

Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

   Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

    Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным. Как  с  современными детьми говорить на современном языке?  Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

         Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые можно использовать в работе с учащимися начального звена.

 Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

Технологии проблемного обучения

           На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

         Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных    трудностей   у   учащихся  возникает   постоянная   потребность  в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития  коммуникативных    способностей    детей,    развития   их   индивидуальности   и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,  работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например:             

Урок русского  языка. Тема: «Имя существительное»

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы.

Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Вывод:

1) проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

2) у большинства учащихся  формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

4) коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

        Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например,  «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа».

Информационно-коммуникативные технологии

   Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.

         Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

         Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.

         Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро,  качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.

          Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

         Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

         Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

         Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;  активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.

         Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.

         Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.

         Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

         Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать   новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам.

                                       Игровые технологии

        «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                В.А.Сухомлинский

          Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной   проблемой.   В   современной   педагогике   игра,  дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

         Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

         Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

-     успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

-  развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

-  сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

         Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

*  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

*  как элемент более обширной технологии;

* в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

* как технология внеклассной работы.

          Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

         Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.

  Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.

              Игра «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).

5) После мягких согласных пишется гласная... (и).

– Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:

             Гласные тянутся в песенке звонкой,
            Могут заплакать и закричать,
            Могут в кроватке баюкать ребенка,
            Но не желают свистеть и ворчать.

                                   А согласные согласны,
                                  Шелестеть, шептать, скрипеть,
                                  Даже фыркать и шипеть,
                                  Но не хочется им петь.

Разгадывание ребусов

                    Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.

         Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!