Применение технологии проблемного обучения при организации самостоятельной работы студентов колледжа.
Для современного мира присуща высокая скорость обновлений и изменений, требующая от человека эластичности, мобильности, умения приспосабливаться в новых условиях, работать с разными источниками информации, умножать свой профессиональный уровень. В связи с этим одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность студентов, которая необходима для принятия студентом самостоятельных решений и действий в процессе преодоления учебных проблем. Любой зачинающий специалист должен обладать прочными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых задач, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Образовательные цели самостоятельной работы студентов (воспитательные, развивающие, организационно- педагогические):
-развитие общеучебных навыков и познавательных способностей студентов: инициативы, самостоятельности и организованности;
-развитие исследовательских способностей;
-развитие ответственности за собственное образование.
-повышение эффективности проводимых занятий.
Дидактические цели самостоятельной работы студентов:
-расширение и углубление знаний;
-закрепление и систематизация знаний;
-формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
-перевод приобретенной студентом учебной информации во внутреннее знание.
Анализ сущности широко используемых традиционных и внедряемых в последние годы в педагогическую практику инновационных педагогических технологий позволяет заключить, что многие из них обладают определенными возможностями для организации самостоятельной работы учащихся разных уровней.
Традиционная педагогическая технология позволяет организовать самостоятельную работу студентов на репродуктивном уровне. Сложившиеся традиционные формы учебной деятельности студентов в колледже – лекции, практические, лабораторные занятия, семинары – обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. В этом случае самостоятельная работа выполняется, чаще всего, по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода самостоятельной работы – закрепление знаний, формирование умений, навыков. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.
Организации самостоятельной работы учащихся на более высоком уровне может способствовать применение технологии проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся. При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
Технология проблемного обучения следующую структуру:
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании студентов.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Второй уровень отличается тем, что у студентов воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, – на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Применение технологии проблемного обучения при организации самостоятельной работы позволяет каждому студенту научится самостоятельно добывать знания, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Использованная литература:
1.Богданов И. В., Лазарев С. В., Ануфриенко С. С., Чмыхова Е. В., Усольцева И. В., Калинина Н. В. Педагогика и психология//Лекции. – РУДН, 2011.
2.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – Москва: Знание, 1983. – 298с.
3.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – Москва, 1993. – 89с.
4.Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.