СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий и их элементов на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями здоровьесберегающей педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий и их элементов на уроках географии»



Применение здоровьесберегающих

технологий и их элементов на уроках географии.

Человек - высший продукт земной природы.

Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы,

человек должен быть здоровым, сильным и умным.

И.П. Павлов

В своей работе я стараюсь использовать следующие пути решения проблемы, сохранения здоровья детей:

  1. Соблюдение санитарно – эпидемиологических норм и правил; гигиенических условий в классе (кабинете): чистота, температура, освещённость.

  2. Учёт возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей школьников.

  3. Чередование различных видов деятельности на уроке.

  4. Использование различных технологий. Личностно ориентированного обучения, игровых технологий, технологий развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, технологии проектно-исследовательской деятельности и дифференцированного обучения и т. д.

  5. Создание комфортного психологического климата.

  6. Использование элементов эмоциональной разрядки на уроке.

  7. Проведение физкультминуток.

  8. Использование аудиовизуальных средств обучения.

  9. Включение в основную часть урока вопросов связанных с экологией и здоровьем человека.

  10. Дозировка домашнего задания.

На мой взгляд, забота о здоровье учащихся должна начинаться уже со школьного порога. С того, в каких санитарно – гигиенических условиях будут обучаться наши дети. Это хорошая освещенность и проветриваемость кабинетов, соответствие норме температурного режима, степень озеленения школьных помещений. Регулярное проведение влажных уборок и соблюдение идеальной чистоты. Большое значение имеет и правильно составленное школьное расписание уроков с учетом норм Сан Пина.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов урока географии является создание благоприятного психологического климата. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать учитель, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Всегда, когда рядом дети, - и слово, и поступки, и даже взгляд или жест – всё должно быть нацелено на эмоциональную поддержку. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и как следствие, к более высоким результатам.

Наш предмет позволяет широко использовать на уроках географии и элементы эмоциональной разрядки. Это стихи, загадки, поговорки, эпиграфы к урокам. И даже уместные остроумные шутки. Я очень часто начинаю свои уроки со стихов или загадок. Это настраивает ребят на изучение новой темы, вызывает интерес, улучшает настроение. Чтение стихотворений на фоне слайдовых презентаций способствует лучшему восприятию информации. Не говоря уже о том, что осуществляются межпредметные связи. Есть подборки стихов, с которых можно начинать изучение отдельных тем. Например, изучение Австралии в 7 классе начинаю стихотворением «Австралия – страна наоборот». Стихотворное вступление может предварять тему «Гидросфера» или «Атмосфера» в 6 классе. Есть подборки стихов по темам: «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь», «Национальный и религиозный состав населения России» и по многим другим.

Поэтические строки можно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала, так как они служат целевыми установками. Стихи способны задавать тон и ритм выбранной теме. Они привлекают внимание, завораживают, вызывают бурю положительных эмоций. Поэзия на уроках географии воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма. Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку, переключают и мобилизуют внимание. Тонко подмеченная и искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка» создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне.

Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать и узнавать.

Музтерапия - это технология не новая сама по себе, но я заинтересовалась ею совсем недавно. Стала использовать музыкальные фрагменты для формирования географических представлений у учащихся. Механизм влияния музыки на организм сложен. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение этапов урока. Инструментальная классическая музыка изменяет настроения учащихся, снимает усталость, восстанавливает работоспособность. Хороший расслабляющий эффект может быть получен при использовании медленной спокойной мелодии имитирующей звуки природы: шум моря, журчание ручья, шелест листвы, пение птиц и другие. Изучен оздоровительный эффект классической музыки. Так, мелодия некоторых произведений И. С. Баха позволяет получить расслабляющий эффект. Произведения Ф. Шопена позволяют ощутить расслабление мышц туловища, регулируют ритм сердечных сокращений и дыхания. Формированию состояния уверенности помогают произведения М. Таривердиева «Мгновение» и другие.

Одним из элементов здоровье сберегающих технологий является смена видов учебной деятельности. Это чтение, письмо, слушание, рассказ, работа с картой, ответ на вопрос, просмотр видеосюжетов и презентаций. Считается рациональным использование 4 – 7 видов учебной деятельности. Смена видов деятельности должна проводиться через каждые 7 – 10 минут. Поэтапная смена учебной деятельности не позволяет устать ребёнку на уроке. Ведь, как известно, лучший вид отдыха - смена деятельности.

Вот, что конкретно я применяю на уроках географии для того, чтобы облегчить учащимся усвоение учебного материала, помочь почувствовать радость успеха, вызвать интерес к предмету, положительную мотивацию, поддерживать в течение всего урока оптимальную работоспособность и предотвращать утомляемость. На своих уроках я использую различные задания занимательного характера. Приведу примеры некоторых из них. Например, задание под названием «Квадрат магических чисел». В клетки квадрата вписываются цифры, даты. Учащиеся дают объяснения этим значениям. «Бой с тенью» здесь задаются вопросы, на которые не обходимо ответить. Вопросы приблизительно следующего содержания, какое из морей расположено восточнее, Баренцево или Берингово? Залив Шелихова находится в Охотском море или в Беринговом? «Кто такой и что такое?» в столбик выписываются имена исследователей, названия географических объектов, природных зон, а учащиеся дают объяснения. «Самое сильное звено в цепи» к доске выходит несколько человек, могут взяться за руки, им задаются вопросы тот, кто не даёт правильных ответов уходит, так определяется самое сильное звено. «Собери картинку» задание выполняется по принципу сбора детских пазлов. Собирать можно контур материка или экономического района. С особым интересом дети работают над географической номенклатурой. Причем, стараюсь всякий раз предлагать новую форму. Вот некоторые из них: игра «Молчанка» учитель молча показывает географические объекты на карте, учащиеся, молча их, записывают затем идет проверка. Игра «Кто быстрее?» к карте вызываются два ученика, а остальные цепочкой задают им вопросы. Каждый из играющих, стремится показать географические объекты быстрее. Например, для переключения видов деятельности можно использовать игры типа «Отыщи на карте», «Четвертый лишний» (среди групп географических объектов выделить лишнее и объяснить, почему), «Геолото» и другие. Ещё можно предложить задания на установление соответствия, на расположение объектов в порядке убывания и возрастания, на работу с «немыми» картами. Для наиболее осмысленного усвоения понятий, формирования глубоких знаний, использую опорные конспекты. Большой опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. Обучение приемам графического конспектирования имеет определённое практическое значение. Для изучения некоторых тем в школьном курсе по географии можно использовать алгоритм заранее заданных действий. Например, описание географического положения материка, характеристика природной зоны, характеристика реки и т. д. Заданный алгоритм требует от школьников самостоятельности, а те знания, которые добыты самостоятельно, наиболее прочны и глубоки, они приносят положительные эмоции и приводят к успеху. Таким образом, продуманное сочетание разных видов учебной деятельности обеспечивает комфортный для здоровья режим и темп работы, без переутомления.

Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Игра – один из видов активной деятельности. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в игре, способствует раскрепощению творческих резервов, нейтрализует чувство тревоги, создаёт ощущение спокойствия, облегчает межличностное общение. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – путешествия. «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера), «Полёт на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вершину горы Аконкагуа» (Южная Америка), «Путешествие по южным материкам», «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме «Мировой океан»). В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как групповая дискуссия.

Считаю приемлемым и метод работы в группах. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. На уроках создаются разно уровневые группы по уровню обученности, либо смешанные, чтобы более слабый ученик старался дотянуться до сильного. В группах происходит общение ученика друг с другом и учителем – это очень важно для ребят.

Учитель выступает в роли организатора, наставника готового прийти на помощь. Такие уроки всегда проходят увлекательно, интересно. Именно здесь реализуется творческая активность учащихся.

Физкультминутки. Огромное положительное влияние оказывают физкультминутки на учебную деятельность. Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.

Как бы ни был интересен урок, после 20-25 минут от начала урока, у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.

Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.

Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность. 
«Мировой океан» 
А над морем чайки кружат, 
Полетим за ними дружно. 
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою! 
«Ветер» 
Осторожно ветер 
За калитку вышел, 
(руки вверх и махи руками вправо-влево) 
Постучал в окошко, 
(постучать пальчиками по парте) 
Пробежал по крыше, 
(перебирать пальчиками по парте) 
Покачал тихонько 
Ветками черемух, 
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) 
Пожурил за что-то 
Воробьев знакомых. 
Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться. 
«Стороны горизонта» 
Вытягивая руки, учащиеся показывают стороны горизонта, ориентируясь относительно окружающей местности или относительно карты. 
«Воображаемое путешествие по карте». 
Можно отправиться в воображаемое путешествие – в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза. 
«Найдём ошибку вместе». 
Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют, 
В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий. 
Школьники с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов, шум океанического прибоя). 

В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий.

Школьники с удовольствием учувствуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов, шум океанического прибоя). Здоровье сберегающий компонент в рамках предмета. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть: 
- Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика» 
Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и электростанции (Кислогубская ПЭС, Паужетская геотермальная ЭС и др.) 
Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых, геотермальных, приливных электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения здоровья человека? 
- Урок в 7 классе на тему «Япония» 
Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?» 
1) Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно. 
2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц. 
3) Доброжелательность друг к другу. 
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца. 
- Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут». 
Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала: 
Руки вниз – южная сторона горизонта; 
Руки вверх – север; 
Правая рука в сторону – восток; 
Левая рука в сторону под прямым углом – запад. 
Использование перечисленных приёмов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряжения учебной деятельности. 
Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми привело к следующим результатам: 
- значительно снизились показатели тревожности, утомляемости полученные при психологической диагностике обучающихся 5 классов в начале учебного года; 
- повысился познавательный интерес к предмету, успеваемость и качество обучения; 
- исчезла проблема учебной дисциплины. 
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями здоровьесберегающей педагогики, только когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. 

Когда иду на урок, ставлю цель - больше улыбаться на уроке! Так мы сохраним здоровье и себе и нашим ученикам. Дети - это чудо природы. Работа с ними - это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Это может лишь учитель духовно, эмоционально и физически здоровый.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!