ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Свеженцева Н.В.
Образование должно помогать
людям становиться помощниками
самим себе.
И.Г. Песталоцци
В настоящее время проблема психологической помощи детям младшего школьного возраста встала особенно остро. Раннее интеллектуальное развитие, которым озабочены родители, зачастую приводит к результату, обратному желаемому. Дети, лишённые возможности заниматься тем, что является в их возрасте единственно правильным – играть, не могут развиваться полноценно психологически. Следствием этого, как правило, становится возникновение у них тревожности, агрессивности. Ребята становятся застенчивыми. Арт- терапия призвана помочь детям справиться с этими проблемами, ненавязчиво вплетаясь в процесс игры и даже обучения. Она преследует единую цель - гармоничное развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, снятие эмоционального напряжения.
Изначально арт- терапия использовалась психологами.
Приоритет теоретического обоснования арт- терапии принадлежит зарубежным специалистам. Наша отечественная педагогическая наука имеет давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих целях.
Несмотря на обилие информации в области применения арт-терапии в работе с детьми, исследований, касающихся эффективного использования арт- терапевтических методик на уроках английского языка в начальной школе недостаточно.
Применение арт- терапевтических методик на уроках английского языка и на занятиях по внеурочной деятельности можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Что же такое арт - технология ? Это - обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. В основе арт - технологий лежит использование техник и приемов арт - терапии.
Основные направления арт - терапии:
- изотерапия (воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно - прикладным искусством);
- имаготерапия (воздействие через образ, драматизацию, театрализацию);
- музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки).
К арт - технологиям обучения английскому языку относятся:
- средства иллюстративной наглядности (фотографии, картины, карикатуры, диаграммы, коллаж, слайды);
- сказки, песни, рифмовки, стихи, игры;
- театральные постановки, танец, рисование.
Как видно из определений, арт - технологии и арт - терапия взаимосвязаны. Их элементы можно интегрировать в различных образовательных областях.
Применение арт-терапевтических методик в работе с младшими школьниками призвано решить ряд задач. А именно:
- создание благоприятной атмосферы в детском коллективе;
- снятие страхов и стрессов;
- формирование положительной учебной мотивации, и, как результат, более успешное обучение иностранному языку;
- повышение самооценки.
Применение арт - терапевтических методик в 1 классе на занятиях в кружке «Занимательный английский» включает в себя рисунки в технике «Мыльные пузыри», «Волшебные ладошки» и рисование ватными палочками, использование природного материала.
Приведу примеры работы в 1 классе.1) Тема занятия «Животные». Учитель готовит для каждой группы учащихся стаканы с разноцветным мыльным раствором и листы белой бумаги. Учитель: А сейчас давайте пофантазируем. Давайте сделаем необычных животных. Make bubbles and tell about your animal. Надуйте мыльные пузыри на лист бумаги. Подумайте, на какое животное похоже изображение на вашем листе. Дорисуйте карандашом. Расскажите друзьям о своем любимом животном.
T: Представители от каждой группы выйдут к доске и презентуют результаты своей работы.P1, P2, P3, P4, P5.
P1: I have got a dog. My dog is big. My dog is brown. My dog can run. I like my dog.
2) Тема занятия «Животные».
T: Do you like to draw?
Ch: Yes, we do.
T: I like to draw a horse. And you?
P1: I like to draw a monkey.
T: What do you like to draw?
P2: I like to draw a bear.
Учитель: А сейчас давайте выполним необычное задание. Обведите ладошку и превратите ее в какое - нибудь животное. Возьмите карандаши и раскрасьте. Расскажите друзьям о своем животном.
(Звучит песня «Old McDonald had a Farm. Дети рисуют, слушают песню и подпевают.)
3) Тема занятия «Животные».
T: Следующее задание в группах. Let’s work in groups.
А сейчас давайте попробуем нарисовать наших любимых животных. Возьмите листья березы, липы. Раскрасьте их. Сделайте несколько отпечатков на листе. Дайте подсохнуть. Дорисуйте, используя карандаши.
T: Узнайте, какиe животные вам нравятся. Are you ready? Ваша группа готова? Кто от вашей группы расскажет?
P1: Sasha likes dogs. Tanya likes frogs.
P2, P3, P4, P5
4) Тема занятия «Одежда».
Учитель: Я предлагаю вам выполнить интересное задание. Поиграем в модельеров. Нарисуйте свой наряд (платье, юбку, блузку, костюм, рубашку) разноцветными пунктирами. Для этого возьмите ватные палочки и краски. Расскажите другу о своем наряде.
P1: I draw a dress. It is yellow.
P2: I draw a blouse. It is green.
В 2 классе мы возвращаемся к теме «Одежда». Также используем изо - терапию, а именно, декоративно - прикладное искусство.
Ребята на занятиях в кружке «Занимательный английский» с удовольствием принимают участие в инсценировке сказок, любят выступать перед детьми из других классов. Царит атмосфера увлеченности и радости. Детям нравится делать маски.
Опыт моей работы позволяет сделать вывод, что арт - технологии в обучении детей английскому языку очень эффективны, они позволяют педагогу повысить мотивацию образовательного процесса, дети успешнее усваивают языковой материал. Применение арт - технологий развивает фантазию ребенка, а также творческое мышление, что положительно сказывается на его эмоциональном состоянии. Кроме того, использование арт-терапевтических приёмов позволяет применить инклюзивное образование, то есть обучение здоровых детей и детей с особенностями в развитии в одной группе. Активное, но в то же время ненавязчивое взаимодействие участников арт-терапевтической деятельности позволит корректировать некоторые особенности у детей с проблемами в обучении с одной стороны и развивать толерантность с другой.
Список литературы:
1. Иванова, Л.А. Как обучать первоклассников иностранному языку в новых условиях // Иностранные языки школе. - 2010. -№6. - С.51-56.
2. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.
3. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов //Завуч начальной школы. - 2011. -№6. - С.36-48.
4. Сушкевич А.С. Английский язык: уроки чтения: 1-4 классы: правила, упражнения, скороговорки, сказки /А.С. Сушкевич, М.А. Маглыш. – Минск: Аверсэв, 2012.