СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии критического мышления на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умеющие мыслить умеют   задавать вопросы. 

Э. Кинг

Технология развития критического мышления учит учащихся ориентироваться в потоке окружающей информации, прививает культуру работы с текстом. Вот тут-то и начинают возникать проблемы, т.к. тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии, литературе. Они более «сухие», т.е. более информационные, насыщенные различными понятиями и сложными терминами, и, что самое главное,  не всегда написаны на понятном учащимся языке. Всё это затрудняет использование текстов для самостоятельного изучения учащимися на уроке математики. Поэтому-то учителю математики проще взять в руки тряпку и мел и самому, предварительно «пропустив» выбранный математический текст через себя, донести его идею до своих учеников.

В чем же проблема обучения математике?

  • не умение детей проводить аналогии, классифицировать и обобщать.
  • низкий уровень коммуникативных способностей.
  • низкий уровень творческой и самостоятельной активности.

Критическое мышление - способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Изучив  модуль  «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на семинаре и продолжив самостоятельное изучение соответствующей литературы в различных источниках, я поставила себе цель  планировать свои  уроки так, чтобы у учеников вместе с формированием математических знаний, умений, навыков, происходило формирование критического мышления.

 При планировании урока, если раньше постановку цели формулировала со своей позиции, то сейчас цели ставлю с позиции ученика. В классах обучаются дети с разной мотивацией, дети по-разному мыслящие, по-разному воспринимающие информацию. Поэтому, я использую задания на своих уроках, как разноуровневые, так и учитывая  возрастные особенности. Я всегда использовала на уроках метод проблемного обучения. Так и теперь я подвожу учеников к тому, чтобы вспомнили, что они уже знают по изучаемой теме, ставлю перед ними проблему, чтобы ученики обменивались мнениями в группах.  При этом учащиеся задают вопросы друг другу, учителю. Я смогла пронаблюдать, как ученики, получив новую информацию, сначала осмысливают её, а потом соотносят с имеющими знаниями. Это стадия вызова.

Затем я постаралась создать ситуацию, при которой учащиеся получили возможность продемонстрировать навык критического мышления. При наблюдении за учащимися группы, я увидела, как они в ходе исследовательской беседы вывели нужные формулы. Это стадия осмысления.

Асхат : О чем мы узнали?

Надежда: Здесь сказано о последовательностях и способах их образования.

Павел: А что мы знаем об этих понятиях из прежних уроков?

Георг: Последовательность – определенный порядок чисел.

Алина: А как теперь можно то, что сказали словами написать формулой?

Юрий: Каждой величине соответствует своё буквенной обозначение. А какое это интересно?

Асхат: Я думаю ап  - это п-последовательность.

Учитель : А какие еще вопросы возникают при рассмотрении данного задания? Как зная ряд чисел вывести закономерность?

Павел:  Нужно все перевести в формулы.

Из этой беседы учащихся видно, что дети беседуют как равноправные партнеры, учатся оперировать изучаемыми понятиями и делают необходимые выводы, направляя  и поддерживая друг друга. Как итог этого задания дети сделали кластер,  с необходимыми формулами.   При  прослушивании  нового материала учащиеся задавали вопросы:

-Почему вы решили, что данная величина является главной?

-Что вытекает из знания главной величины?

Обсуждение, диалог и аргументация способствует развитию высокого уровня мышления. При  развитии критического мышления учащихся важную роль играет умение учителя поставить вопрос так, чтобы он способствовал обсуждению, диалогу и аргументации. Я изменила свое отношение к постановке вопросов: на уроках я старалась задавать вопросы разных уровней сложности.

На  этапе закрепления изученного материала урока, при  выполнении задания учащиеся в группах обсуждали,   как легче  и быстрее решить задачи. При наблюдении за учениками, я наблюдала в одной из групп исследовательскую  форму аргументирования:

Павел :  Нужно прочитать  внимательно задание. И посмотреть, какие понятия нам известны, а какие нет.

Надежда: Посмотреть,  какие данные в задании формулы имеются и как их использовать.

Георг: Давайте рассмотрим аналогичную последовательность

Асхат: Лучше решать одно задание.

Надежда: Какая разница

Юрий: Легче просчитать все  последовательным сложением.

 В результате эффективной исследовательской беседы, ребята, смогли прийти к общему решению.

Я создала проблемные ситуации, при помощи вопросов. Ученики охотно отвечали на поставленные вопросы, мне удалось вовлечь в обсуждение, в целом, весь класс. Дети старались давать развернутый ответ, что, кроме этого, показывало развитую предметную речь учеников.

Для себя я сделала такие выводы и поняла, что если я хочу развивать критическое мышление учащихся через парную беседу и диалог на своих уроках, важно чтобы присутствовали такие факторы:

•   Терпимость к мнениям учеников

•   Уделять внимание каждому ученику и учитывать степень понимания и возможности

•   Научится  внимательно выслушивать мнения учеников

•   Задавать такие вопросы, чтобы ученик давал полные и ясные ответы

За основу планирования своих уроков я брала обучение через диалог и беседу. Чтобы поддерживать беседу и диалог, использую разные виды вопросов, для развития мышления. Во время беседы с учащимися по схеме вопрос- ответ, убеждаю о высказывании ими разных вариантов ответов и мнений. При беседе в форме опроса, когда ученик дает ошибочный ответ, стараюсь исключить такие фразы  « Ответ неправильный», «Нет, неверно» Здесь подбадриваю и поддерживаю словами « Хорошо, а кто считает по-другому», «А вы как считаете ребята?». Критическое мышление учит рассуждать, задавать вопросы, выслушивать ответы, иметь своё мнение и критически относится к мнению других. Процесс развития приучает учащихся быть  последовательными и упорными, формирует умение самостоятельно учиться и работать в диалоге со своими партнерами. 

Благодаря применению основных идей модуля «Обучение критическому мышлению» мои ученики Надежда и Асхат стали чувствовать себя более уверенно при ответах, они без напряжения начали вступать в диалог и в общую беседу, стали смелее рассуждать и делать выводы.

     С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон. Георг и Юрий    завышенная самооценка и наоборот Надежда и Асхат заниженная  самооценка. Кто и как  понял изученный материал урока.  Как Вадим и Павел  справились с заданиями на уроке, какие у них возникли  трудности и как их в дальнейшем перебороть. Применения  задания, способствующие к   развитию критического мышления, я увидела как Максим и Алина  стремятся к взаимодействию, у Надежды возник интерес при работе с справочным материалом, а  у Вадима  развилась способность работать в группе, так как к его мнению стали прислушиваться.

 Подводя итог вышесказанному, я в  дальнейшем планирую формировать самостоятельное мышление учащихся, умение задавать вопросы, выслушивать  мнения других,  анализировать и классифицировать свою работу.

Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же , что и все, только исключительно хорошо.

Колин Тёрнер