Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Э. Кинг
Технология развития критического мышления учит учащихся ориентироваться в потоке окружающей информации, прививает культуру работы с текстом. Вот тут-то и начинают возникать проблемы, т.к. тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии, литературе. Они более «сухие», т.е. более информационные, насыщенные различными понятиями и сложными терминами, и, что самое главное, не всегда написаны на понятном учащимся языке. Всё это затрудняет использование текстов для самостоятельного изучения учащимися на уроке математики. Поэтому-то учителю математики проще взять в руки тряпку и мел и самому, предварительно «пропустив» выбранный математический текст через себя, донести его идею до своих учеников.
В чем же проблема обучения математике?
- не умение детей проводить аналогии, классифицировать и обобщать.
- низкий уровень коммуникативных способностей.
- низкий уровень творческой и самостоятельной активности.
Критическое мышление - способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Изучив модуль «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на семинаре и продолжив самостоятельное изучение соответствующей литературы в различных источниках, я поставила себе цель планировать свои уроки так, чтобы у учеников вместе с формированием математических знаний, умений, навыков, происходило формирование критического мышления.
При планировании урока, если раньше постановку цели формулировала со своей позиции, то сейчас цели ставлю с позиции ученика. В классах обучаются дети с разной мотивацией, дети по-разному мыслящие, по-разному воспринимающие информацию. Поэтому, я использую задания на своих уроках, как разноуровневые, так и учитывая возрастные особенности. Я всегда использовала на уроках метод проблемного обучения. Так и теперь я подвожу учеников к тому, чтобы вспомнили, что они уже знают по изучаемой теме, ставлю перед ними проблему, чтобы ученики обменивались мнениями в группах. При этом учащиеся задают вопросы друг другу, учителю. Я смогла пронаблюдать, как ученики, получив новую информацию, сначала осмысливают её, а потом соотносят с имеющими знаниями. Это стадия вызова.
Затем я постаралась создать ситуацию, при которой учащиеся получили возможность продемонстрировать навык критического мышления. При наблюдении за учащимися группы, я увидела, как они в ходе исследовательской беседы вывели нужные формулы. Это стадия осмысления.
Асхат : О чем мы узнали?
Надежда: Здесь сказано о последовательностях и способах их образования.
Павел: А что мы знаем об этих понятиях из прежних уроков?
Георг: Последовательность – определенный порядок чисел.
Алина: А как теперь можно то, что сказали словами написать формулой?
Юрий: Каждой величине соответствует своё буквенной обозначение. А какое это интересно?
Асхат: Я думаю ап - это п-последовательность.
Учитель : А какие еще вопросы возникают при рассмотрении данного задания? Как зная ряд чисел вывести закономерность?
Павел: Нужно все перевести в формулы.
Из этой беседы учащихся видно, что дети беседуют как равноправные партнеры, учатся оперировать изучаемыми понятиями и делают необходимые выводы, направляя и поддерживая друг друга. Как итог этого задания дети сделали кластер, с необходимыми формулами. При прослушивании нового материала учащиеся задавали вопросы:
-Почему вы решили, что данная величина является главной?
-Что вытекает из знания главной величины?
Обсуждение, диалог и аргументация способствует развитию высокого уровня мышления. При развитии критического мышления учащихся важную роль играет умение учителя поставить вопрос так, чтобы он способствовал обсуждению, диалогу и аргументации. Я изменила свое отношение к постановке вопросов: на уроках я старалась задавать вопросы разных уровней сложности.
На этапе закрепления изученного материала урока, при выполнении задания учащиеся в группах обсуждали, как легче и быстрее решить задачи. При наблюдении за учениками, я наблюдала в одной из групп исследовательскую форму аргументирования:
Павел : Нужно прочитать внимательно задание. И посмотреть, какие понятия нам известны, а какие нет.
Надежда: Посмотреть, какие данные в задании формулы имеются и как их использовать.
Георг: Давайте рассмотрим аналогичную последовательность
Асхат: Лучше решать одно задание.
Надежда: Какая разница
Юрий: Легче просчитать все последовательным сложением.
В результате эффективной исследовательской беседы, ребята, смогли прийти к общему решению.
Я создала проблемные ситуации, при помощи вопросов. Ученики охотно отвечали на поставленные вопросы, мне удалось вовлечь в обсуждение, в целом, весь класс. Дети старались давать развернутый ответ, что, кроме этого, показывало развитую предметную речь учеников.
Для себя я сделала такие выводы и поняла, что если я хочу развивать критическое мышление учащихся через парную беседу и диалог на своих уроках, важно чтобы присутствовали такие факторы:
• Терпимость к мнениям учеников
• Уделять внимание каждому ученику и учитывать степень понимания и возможности
• Научится внимательно выслушивать мнения учеников
• Задавать такие вопросы, чтобы ученик давал полные и ясные ответы
За основу планирования своих уроков я брала обучение через диалог и беседу. Чтобы поддерживать беседу и диалог, использую разные виды вопросов, для развития мышления. Во время беседы с учащимися по схеме вопрос- ответ, убеждаю о высказывании ими разных вариантов ответов и мнений. При беседе в форме опроса, когда ученик дает ошибочный ответ, стараюсь исключить такие фразы « Ответ неправильный», «Нет, неверно» Здесь подбадриваю и поддерживаю словами « Хорошо, а кто считает по-другому», «А вы как считаете ребята?». Критическое мышление учит рассуждать, задавать вопросы, выслушивать ответы, иметь своё мнение и критически относится к мнению других. Процесс развития приучает учащихся быть последовательными и упорными, формирует умение самостоятельно учиться и работать в диалоге со своими партнерами.
Благодаря применению основных идей модуля «Обучение критическому мышлению» мои ученики Надежда и Асхат стали чувствовать себя более уверенно при ответах, они без напряжения начали вступать в диалог и в общую беседу, стали смелее рассуждать и делать выводы.
С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон. Георг и Юрий завышенная самооценка и наоборот Надежда и Асхат заниженная самооценка. Кто и как понял изученный материал урока. Как Вадим и Павел справились с заданиями на уроке, какие у них возникли трудности и как их в дальнейшем перебороть. Применения задания, способствующие к развитию критического мышления, я увидела как Максим и Алина стремятся к взаимодействию, у Надежды возник интерес при работе с справочным материалом, а у Вадима развилась способность работать в группе, так как к его мнению стали прислушиваться.
Подводя итог вышесказанному, я в дальнейшем планирую формировать самостоятельное мышление учащихся, умение задавать вопросы, выслушивать мнения других, анализировать и классифицировать свою работу.
Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же , что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер