Технология развития базовых способностей по пониманию текста
Читается трояким образом:
первое - читать и не понимать;
второе - читать и понимать;
третье - читать и понимать даже то, что не написано.
Я. Княжнин
Виды информации в художественном тексте
Фактуальная
Концептуальная
Факты,
(фабула)
Система взглядов
(концепция)
Подтекстовая
события,
Скрытый смысл,
автора на жизнь,
место и
(подтекст)
время
его мировоззрение
который переда ё тся с
Действия
(концепт, идея,
помощью порядка слов,
Переда ѐ тся
главная мысль).
интонации, языковых
У разных
пересказом
средств ( подтекст).
текста.
читателей разная
информация.
Модель работы читателя с текстом
Этапы
1 этап
2 этап
До чтения
3 этап
Результат
По ходу чтения
Автор. Название. Эпиграф.
Внимание к слову.
Прогноз.
После чтения
Проблемные текстовые ситуации
Переработка информации.
и скрытые вопросы.
Рефлексия:
Создание вторичных текстов (план,конспект,сочинение и т.д.)
- интерпретация (перевод на свой язык),
- интеграция (соединение с прежним пониманием)
Диалог с текстом.
Понимание.
Главная мысль.
Первый этап. Работа читателя до чтения.
1.Знакомство с заголовком
«Заголовок – это «входная дверь текста»…Заголовок будоражит весь «личный багаж»человека, актуализируя в уже имеющемся опыте представления…Заголовок рождает загадку,
вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть дает установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом» (Граник Г.Г., Концевая Л.А.)
Формы работы с заголовком
Обсуждение заголовка до чтения и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста.
Придумывание заголовка к тексту, причём разных типов:
вопрос, загадка, символ.
2.Эпиграф в тексте
«Эпиграфы …берут на себя огромный труд. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они являются полномочными представителями главной мысли»
(Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).
- Это может быть незнакомое слово , непонимание которого тормозит работу с текстом
- Это может быть незнакомое слово , непонимание которого тормозит работу с текстом
- Это может быть важное, ключевое слово , от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста
- Это может быть важное, ключевое слово , от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста
- Это может быть слово-образ , за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста.
- Это может быть слово-образ , за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста.
Второй этап. Работа читателя по ходу чтения.
Внимание к слову
1
2
3
"Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла".
Вопросы к тексту.
Правильно ли поступила лиса? Почему ты так думаешь? Какой лев и какая лиса?
- поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов
- поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов
- вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста
- вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста
- самоконтроль (проверка своих предположений по тексту)
- самоконтроль (проверка своих предположений по тексту)
Диалог с текстом –
один из важных приемов работы с книгой.
Этапы диалога с текстом:
1
2
3
Задание. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте.
Отчего так прекрасно все дорожное, временное, мимолетное? Почему особенно важны дорожные встречи, драгоценны закаты, и сумерки, и короткие ночлеги?.Или хруст колес, топот копыт, звук мотора ,ветер, веющий в лицо,- все, плывущее мимо, назад, мелькающее, поворачивающееся?
( по Ю.Казакову)
Задание . Сформулируйте вопросы к каждому предложению текста.
- В умении ждать есть что-то от главных достоинств человеческой натуры.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Тот, кто умеет по-настоящему ждать и терпеть,- прирожденный мыслитель.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Он понимает, что как ни торопи событие, оно совершится именно тогда. когда ему, событию, нужно. -ни секундой, ни столетием раньше.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- И как бы оно там ни мешкало,как бы ни медлило,как бы ни подтрунивало над ожидающими,оно никуда не денется,оно свершится.
(Ю.Лошиц)
Задание . Вставьте пропущенные слова.
ТЕКСТ №1
- Чем отличается спорый дождь от грибного?
- Слово « спорый» означает-………………,………………
- Спорый дождь льется………………,……………….
- Он всегда приближается с набегающим…………………………………
(К.Паустовский)
ТЕКСТ №2
(1)Мы редко встречаемся друг с другом.
(2)У нас нет………………………………….постоянных общений.(
3)И ,несмотря на огромную данность разных технических средств, мы, по сути дела, привыкли жить…………………….
(4)Нам надо учиться………………………………
(5)…………………иметь общий язык со своими единомышленниками-……………………….говорить с другими людьми, которые совершенно………………думают(.
6) Надо научиться ценить других людей за то, что они………….., и совсем не требовать, чтобы они были…………………………
(по Ю.Лотману)
Третий этап.
Работа читателя после чтения текста.
Создание вторичных текстов
План, пересказ, тезисы, конспект ,сочинение по прочитанному тексту
Итог понимания
- интерпретация (перевод на свой язык),
- интеграция (соединение с прежним пониманием)