СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии развития базовой способности по пониманию прочитанного текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана технология развития базовой способности по пониманию прочитанного текста, наглядно представлены зтапы работы, приводятся примеры упражнений на основе начных трудов Г.Г.Граник и Л.А.Концевой. 

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития базовой способности по пониманию прочитанного текста»

Технология развития базовых способностей по пониманию текста Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.   Я. Княжнин

Технология развития базовых способностей по пониманию текста

Читается трояким образом:

первое - читать и не понимать;

второе - читать и понимать;

третье - читать и понимать даже то, что не написано.

Я. Княжнин

Виды информации в художественном тексте          Фактуальная Концептуальная Факты, (фабула) Система взглядов (концепция) Подтекстовая события,  Скрытый смысл, автора на жизнь, место и (подтекст) время его мировоззрение который переда ё тся с Действия (концепт, идея, помощью порядка слов, Переда ѐ тся главная мысль). интонации, языковых У разных пересказом средств ( подтекст). текста. читателей разная информация.

Виды информации в художественном тексте

Фактуальная

Концептуальная

Факты,

(фабула)

Система взглядов

(концепция)

Подтекстовая

события,

Скрытый смысл,

автора на жизнь,

место и

(подтекст)

время

его мировоззрение

который переда ё тся с

Действия

(концепт, идея,

помощью порядка слов,

Переда ѐ тся

главная мысль).

интонации, языковых

У разных

пересказом

средств ( подтекст).

текста.

читателей разная

информация.

Модель работы читателя с текстом   Этапы 1 этап 2 этап До чтения 3 этап Результат По ходу чтения Автор. Название. Эпиграф. Внимание к слову. Прогноз. После чтения Проблемные текстовые ситуации  Переработка информации.  и скрытые вопросы. Рефлексия:  Создание вторичных текстов (план,конспект,сочинение и т.д.) интерпретация (перевод на свой язык),  интеграция (соединение с прежним пониманием) Диалог с текстом. Понимание. Главная мысль.

Модель работы читателя с текстом

Этапы

1 этап

2 этап

До чтения

3 этап

Результат

По ходу чтения

Автор. Название. Эпиграф.

Внимание к слову.

Прогноз.

После чтения

Проблемные текстовые ситуации

Переработка информации.

и скрытые вопросы.

Рефлексия:

Создание вторичных текстов (план,конспект,сочинение и т.д.)

  • интерпретация (перевод на свой язык),
  • интеграция (соединение с прежним пониманием)

Диалог с текстом.

Понимание.

Главная мысль.

  Первый этап. Работа читателя до чтения.   1.Знакомство с заголовком «Заголовок – это «входная дверь текста»…Заголовок будоражит весь «личный багаж»человека, актуализируя в уже имеющемся опыте представления…Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть дает установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом» (Граник Г.Г., Концевая Л.А.) Формы работы с заголовком Обсуждение заголовка до чтения и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста. Придумывание заголовка к тексту, причём разных типов: вопрос, загадка, символ. 2.Эпиграф в тексте «Эпиграфы …берут на себя огромный труд. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они являются полномочными представителями главной мысли»  (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

Первый этап. Работа читателя до чтения.

1.Знакомство с заголовком

«Заголовок – это «входная дверь текста»…Заголовок будоражит весь «личный багаж»человека, актуализируя в уже имеющемся опыте представления…Заголовок рождает загадку,

вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть дает установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом» (Граник Г.Г., Концевая Л.А.)

Формы работы с заголовком

Обсуждение заголовка до чтения и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста.

Придумывание заголовка к тексту, причём разных типов:

вопрос, загадка, символ.

2.Эпиграф в тексте

«Эпиграфы …берут на себя огромный труд. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они являются полномочными представителями главной мысли»

(Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).

Это может быть незнакомое слово , непонимание которого тормозит работу с текстом Это может быть незнакомое слово , непонимание которого тормозит работу с текстом Это может быть важное, ключевое слово , от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста Это может быть важное, ключевое слово , от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста Это может быть слово-образ , за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста. Это может быть слово-образ , за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста. Второй этап. Работа читателя по ходу чтения. Внимание к слову 1 2 3
  • Это может быть незнакомое слово , непонимание которого тормозит работу с текстом
  • Это может быть незнакомое слово , непонимание которого тормозит работу с текстом
  • Это может быть важное, ключевое слово , от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста
  • Это может быть важное, ключевое слово , от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста
  • Это может быть слово-образ , за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста.
  • Это может быть слово-образ , за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста.

Второй этап. Работа читателя по ходу чтения.

Внимание к слову

1

2

3

"Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла".

Вопросы к тексту.

Правильно ли поступила лиса? Почему ты так думаешь? Какой лев и какая лиса?

поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста самоконтроль (проверка своих предположений по тексту) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту)  Диалог с текстом – один из важных приемов работы с книгой. Этапы диалога с текстом: 1 2 3
  • поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов
  • поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов
  • вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста
  • вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста
  • самоконтроль (проверка своих предположений по тексту)
  • самоконтроль (проверка своих предположений по тексту)

Диалог с текстом

один из важных приемов работы с книгой.

Этапы диалога с текстом:

1

2

3

Задание.  Ответьте на вопросы, поставленные в тексте.    Отчего так прекрасно все дорожное, временное, мимолетное? Почему особенно важны дорожные встречи, драгоценны закаты, и сумерки, и короткие ночлеги?.Или хруст колес, топот копыт, звук мотора ,ветер, веющий в лицо,- все, плывущее мимо, назад, мелькающее, поворачивающееся?  ( по Ю.Казакову)

Задание. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте.

Отчего так прекрасно все дорожное, временное, мимолетное? Почему особенно важны дорожные встречи, драгоценны закаты, и сумерки, и короткие ночлеги?.Или хруст колес, топот копыт, звук мотора ,ветер, веющий в лицо,- все, плывущее мимо, назад, мелькающее, поворачивающееся?

( по Ю.Казакову)

Задание .  Сформулируйте вопросы к каждому предложению текста.   В умении ждать есть что-то от главных достоинств человеческой натуры.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тот, кто умеет по-настоящему ждать и терпеть,- прирожденный мыслитель.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Он понимает, что как ни торопи событие, оно совершится именно тогда. когда ему, событию, нужно. -ни секундой, ни столетием раньше.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ И как бы оно там ни мешкало,как бы ни медлило,как бы ни подтрунивало над ожидающими,оно никуда не денется,оно свершится.  (Ю.Лошиц)

Задание . Сформулируйте вопросы к каждому предложению текста.

  • В умении ждать есть что-то от главных достоинств человеческой натуры.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Тот, кто умеет по-настоящему ждать и терпеть,- прирожденный мыслитель.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Он понимает, что как ни торопи событие, оно совершится именно тогда. когда ему, событию, нужно. -ни секундой, ни столетием раньше.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • И как бы оно там ни мешкало,как бы ни медлило,как бы ни подтрунивало над ожидающими,оно никуда не денется,оно свершится.

(Ю.Лошиц)

Задание . Вставьте пропущенные слова.   ТЕКСТ №1 Чем отличается спорый дождь от грибного? Слово « спорый» означает-………………,……………… Спорый дождь льется………………,………………. Он всегда приближается с набегающим…………………………………  (К.Паустовский) ТЕКСТ №2 (1)Мы редко встречаемся друг с другом. (2)У нас нет………………………………….постоянных общений.( 3)И ,несмотря на огромную данность разных технических средств, мы, по сути дела, привыкли жить……………………. (4)Нам надо учиться……………………………… (5)…………………иметь общий язык со своими единомышленниками-……………………….говорить с другими людьми, которые совершенно………………думают(. 6) Надо научиться ценить других людей за то, что они………….., и совсем не требовать, чтобы они были…………………………  (по Ю.Лотману)

Задание . Вставьте пропущенные слова.

ТЕКСТ №1

  • Чем отличается спорый дождь от грибного?
  • Слово « спорый» означает-………………,………………
  • Спорый дождь льется………………,……………….
  • Он всегда приближается с набегающим…………………………………

(К.Паустовский)

ТЕКСТ №2

(1)Мы редко встречаемся друг с другом.

(2)У нас нет………………………………….постоянных общений.(

3)И ,несмотря на огромную данность разных технических средств, мы, по сути дела, привыкли жить…………………….

(4)Нам надо учиться………………………………

(5)…………………иметь общий язык со своими единомышленниками-……………………….говорить с другими людьми, которые совершенно………………думают(.

6) Надо научиться ценить других людей за то, что они………….., и совсем не требовать, чтобы они были…………………………

(по Ю.Лотману)

Третий этап. Работа читателя после чтения текста. Создание вторичных текстов План, пересказ, тезисы, конспект ,сочинение по прочитанному тексту Итог понимания интерпретация (перевод на свой язык),  интеграция (соединение с прежним пониманием)

Третий этап.

Работа читателя после чтения текста.

Создание вторичных текстов

План, пересказ, тезисы, конспект ,сочинение по прочитанному тексту

Итог понимания

  • интерпретация (перевод на свой язык),
  • интеграция (соединение с прежним пониманием)