Тема урока:
Тема урока:
Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы:
- Знаете ли вы, что такое модель ?
- Что такое моделирование ?
- Что такое объект моделирования ?
- Знаете ли вы на какие виды делятся все модели ?
- Знаете ли вы, какие существуют формы представления информационных моделей ?
- Можете ли вы привести примеры форм представления информационных моделей ?
Цели урока:
- Рассмотреть, что такое формы представления информационных моделей.
- Научиться приводить примеры форм представления информационных моделей.
Заполните СХЕМУ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ и пропуски в предложении:
МОДЕЛИ
Информационные (абстрактные) модели – строятся только на информации, характеризующей свойства и состояние объекта моделирования
Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства оригинала
Смешанные модели – это таблицы, схемы, плакаты, фильмы
Образные (наглядные) модели - это чертежи, графики, фотографии
Знаковые (символьные) модели – это текст, формула, программа, описание ТП
В основе метода моделирования лежит ______________ подход к изучению окружающей действительности. Предметом изучения информатики являются ___________________ модели.
В основе метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности. Предметом изучения информатики являются информационные модели.
Цели моделирования
Цели моделирования
Информационное
моделирование
применяют для:
• представления (описания) материальных предметов;
• объяснения известных фактов;
• построения гипотез;
• получения новых знаний об исследуемых объектах;
• прогнозирования;
• управления.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Возьмем в качестве примера человека : в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.
Формы представления информационных моделей
Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы.
В настоящее время существуют следующие формы представления информационных моделей :
- описание,
- таблица,
- граф (дерево, сеть, блок – схема),
- рисунок,
- формула,
- чертеж,
- схема.
Для отображения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей, основными из которых являются табличные, иерархические и сетевые .
1. Описание
Естественные языки используются для построения словесных, текстовых, описательных моделей.
Описательные модели – это устные и письменные описания с использованием иллюстраций.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, происходящие в жизни, с целью их осмысления и использования опыта.
Например, описание любого технологического процесса – это информационная описательная модель.
Со словесного описания начинается построение вообще любой модели, так как оно более или менее точно отражает оригинал. При создании словесной модели важно уметь ясно и понятно строить фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты.
Информационные модели, в том числе описательные, - это продукт творческой деятельности человека. Компьютер позволяет на качественно новом уровне перевести мысленную модель в знаковую форму.
2. Таблицы
Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица .
Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.
Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и так далее.
Объект
Параметры
Название
Действия
Значения
Среда
Табличная модель (таблица) – состоит из строк и столбцов.
В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки столбцов. Пересечение строки и столбца образует ячейку .
Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях.
Так, на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д. И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов , которая представляет собой табличную информационную модель.
Практическое задание:
В текстовом редакторе создать компьютерный текстовый документ, содержащий описательную и табличную модели на базе профессиональной информации.
Итоги урока:
- Мы рассмотрели формы представления информационных моделей – описание и таблицу.
- Научились приводить примеры форм представления информационных моделей.
- Продолжили совершенствовать навыки работы с тестом на компьютере.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Приведите примеры моделирования в вашей профессиональной деятельности.
Как модели помогают определить нам качество продукта?
Презентацию подготовила
преподаватель информатики и ИКТ
ОГБОУ НПО ПЛ № 3 г. Иваново
Меркулова Татьяна Дмитриевна
При создании презентации и подготовке урока были использованы следующие материалы и литература :
- Материалы из ВИКИПЕДИИ (свободной энциклопедии) http://ru.wikipedia.org/wiki .
- Макарова Н.В. «Информатика. Практикум по информационным технологиям» – СПБ.: Питер, 2008. -180 с.
- Пушкарёва Е. В. «Эффективность использования презентаций в преподавании» h ttp://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.
- Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 10-11 кл. средней школы» -М.: «Вако», 2008. -352с.
- Угринович Д. Н., «Информатика и информационные технологии», -М.: «Бином», 2006. -511 с.: ил.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» М.: Бином, 2002. -214 с.
- Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. -192 с.
- Рисунки: http://www.pedlib.ru/work_room/index.php?corner=pics ; http://www.inf1.info/ ; http://redcat-7.narod.ru/indexphoto.html , а также фотография учащихся группы 5/6 (профессия «повар – кондитер») при защите профессионального проекта.