Принцип Дирихле
Исследовательская работа ученицы 6а класса
МБОУ Краснинской СОШ
Логуновой Виктории
Руководитель: Серова Надежда Николаевна,
учитель математики
Моя цель : изучить один из методов математики - принцип Дирихле
Задачи :
- Познакомиться с литературой по этой теме
- Научиться применять принцип Дирихле при решении задач
- Выступить перед учащимися 6 и 7 класса
Гипотеза: применение соответствующих формулировок принципа Дирихле – наиболее рациональный и изящный подход при решении задач на доказательство
- Объектом моего исследования является принцип Дирихле
- Предметом моего исследования являются различные формулировки принципа Дирихле и их применение при решении задач
План
- Введение. Исторический материал.
- Основная часть
1)Основы принципа
2) Кролики и клетки
3) Обобщенный принцип Дирихле
4) Задачи
- Вывод. Использование принципа Дирихле при решении олимпиадных задач
Немного истории
«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» Козьма Прутков
Немного истории
Ио́ганн Пе́тер Гу́став Лежён Дирихле́
(13.02.1809-05.05.1859)
Немного истории
Ио́ганн Пе́тер Гу́став Лежён Дирихле́ (13.02.1809-05.05.1859)
- Немецкий математик, внёсший существенный вклад в математический анализ, теорию функций и теорию чисел. Член Берлинской и многих других академий наук, в том числе Петербургской
- При решении многих задач используется логический метод рассуждения — "от противного". Именно этим методом Густав Дирихле решал свои задачи, особенно на доказательство арифметических утверждений, и это ему позволило сделать определенные выводы в форме принципа, названного его именем
Основы принципа
- Этот принцип достаточно прост и очевиден, иногда им пользуются из соображений логики, даже не зная его формулировки. Но, зная этот принцип, легче догадаться в каких случаях его применять. Проще всего принцип Дирихле выражается в такой шуточной форме: «Если в n клетках больше чем n+1 зайцев, то хотя бы в одной клетке сидят не меньше двух зайцев».
- Если я хочу применить принцип Дирихле при решении конкретной задачи, то мне предстоит разобраться, что в ней — "клетки", а что — "зайцы". Это обычно является самым трудным этапом в доказательстве.
Основы принципа
- С помощью принципа Дирихле обычно доказывается существование некоторого объекта, не указывая, вообще говоря, алгоритм его нахождения или построения. Это даёт так называемое неконструктивное доказательство - я не могу сказать, в какой именно клетке сидят два зайца, а знаю только, что такая клетка есть.
n , то хотя бы в одной клетке сидят, по крайней мере, два зайца. " width="640"
«Кролики и клетки»
1* Если в n клетках сидит m зайцев,
причем m n ,
то хотя бы в одной клетке сидят,
по крайней мере, два зайца.
«Кролики и клетки»
2* Если в n клетках
сидит m голубей,
причем m ,
то хотя бы одна клетка
останется свободной .
2 и 4 2. " width="640"
Приведу еще похожее на принцип Дирихле (и столь же очевидное) утверждение, взятое из литературы и используемое мною при решении аналитических задачах:
3* «Если среднее арифметическое нескольких чисел больше А, то хотя бы одно из этих чисел больше А».
Например : Возьмем числа: 2, 3, 4. Их среднее арифметическое (2 + 3 + 4) : 3 = 3 2 и 4 2.
n то, по крайней мере, в одной части будет более одного элемента» 5* . «Предположим, m зайцев рассажены в n клетках. Тогда, если m n , то хотя бы в одной клетке содержится не менее m:n зайцев, а также хотя бы в одной другой клетке содержится не более m:n зайцев». " width="640"
Обобщенный принцип Дирихле
4* .«Если множество из k элементов разбито на n непересекающихся частей, не имеющих общих элементов, где kn то, по крайней мере, в одной части будет более одного элемента»
5* . «Предположим, m зайцев рассажены в n клетках. Тогда, если m n , то хотя бы в одной клетке содержится не менее m:n зайцев, а также хотя бы в одной другой клетке содержится не более m:n зайцев».
12, то, по принципу Дирихле (формулировка 1* ) найдется, как минимум, одна «клетка», в которой будет сидеть, по крайней мере, 2 «зайца». Ответ: найдется месяц, в котором будут отмечать дни рождения не менее 2 учеников класса. " width="640"
Задачи и их решение
1. В классе 15 учеников. Доказать, что найдутся как минимум 2 ученика, отмечающих дни рождения в один месяц.
Решение:
Пусть 15 учеников будут «зайцы». Тогда «клетками» будут месяцы года, их 12. Так как 1512, то, по принципу Дирихле (формулировка 1* ) найдется, как минимум, одна «клетка», в которой будет сидеть, по крайней мере, 2 «зайца».
Ответ: найдется месяц, в котором будут отмечать дни рождения не менее 2 учеников класса.
2. В ковре размером 3х3 метра Коля
проделал 8 дырок. Доказать, что из него можно вырезать коврик размером 1х1 метр, не содержащий внутри себя дырок.
Решение:
Разрежем ковер на 9 ковриков размерами 1х1 метр, Так как ковриков - «клеток» - 9, а дырок - «голубей» - 8, то по принципу Дирихле (формулировка 2* ) делаем вывод.
Ответ: найдется коврик размером 1х1м без дырок внутри.
4, значит по формулировке 3* найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений. 2 способ : предположим, что каждый школьник знает не более 4 стихотворений. Значит, 27 школьников знают не более 4•27=108(стихотворений), значит найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений. 3 способ : 27 школьников – это клетки, 109 стихов – это зайцы, 109 27, по принципу Дирихле ( 5 * ) хотя бы в одной клетке содержится не менее 109 : 27 = 4 зайцев, то есть не менее 5. Ответ: значит найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений. " width="640"
3. В 3а классе учится 27 школьников, знающих
всего 109 стихотворений. Доказать, что найдется
школьник, знающий не менее 5 стихотворений.
Решение:
1 способ : узнаем, сколько стихотворений в среднем знает каждый ученик 3а класса: 109 : 27 = 4 4, значит по формулировке 3* найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений.
2 способ : предположим, что каждый школьник знает не более 4 стихотворений. Значит, 27 школьников знают не более 4•27=108(стихотворений), значит найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений.
3 способ : 27 школьников – это клетки, 109 стихов – это зайцы, 109 27, по принципу Дирихле ( 5 * ) хотя бы в одной клетке содержится не менее 109 : 27 = 4 зайцев, то есть не менее 5.
Ответ: значит найдется школьник, знающий не менее 5 стихотворений.
4. В городе 15 школ. В них обучается 6015
школьников. В концертном зале городского Дворца
культуры 400 мест. Доказать, что найдётся школа,
ученики которой не поместятся в этот зал.
Решение:
Эту задачу также можно решить несколькими способами. Я буду использовать принцип 3*. Найду среднее количество школьников в каждой школе 6015 : 15 = 401, значит найдется школа, в которой более 401 ученика.
Ответ:
Поэтому ученики какой-то школы не поместятся в зал на 400 мест.
5. В школе 5 восьмых классов: 8а, …, 8д. В каждом из них учится по 32 человека. Доказать, что найдутся 14 человек, родившихся в одном месяце.
Решение:
1 способ: предположим, что в каждом месяце родилось не более 13 учеников. Значит за 12 месяцев родилось 12•13=156(школьников).
Но по условию в школе обучается 5•32=160(человек). Значит, найдется месяц, в котором родилось больше, чем 13 учеников, то есть хотя бы 14.
2 способ: ученики, их 5•32=160(человек) – «кролики», 12 месяцев – «клетки», применяем принцип 5* , то хотя бы в одной «клетке» не менее
160 : 12 = 13,33… «зайцев», т.е. хотя бы 14.
Ответ:
Значит, найдется месяц, в котором родилось больше, чем 13 учеников, то есть хотя бы 14.
6. Задача на комбинаторику В коробке лежат шарики 4-х разных цветов (много белых, много черных, много синих, много красных). Какое наименьшее количество шариков надо на ощупь вынуть из мешка, чтобы среди них заведомо оказались два одного цвета?
Решение
Эта задача изумительно решается с помощью принципа 1*
Возьмем за «кроликов» шары, а за «клетки» - черный, белый, синий, красный цвета. Клеток 4, поэтому если кроликов, хотя бы 5, то какие-то два попадут в одну клетку (будет 2 одноцветных шарика).
Ответ: наименьшее количество – 5 шариков
7. Доказать, что среди шести целых чисел найдутся два числа, разность которых делится на 5.
Решение. Рассмотрим множество из 6 элементов, разобьем его на 5 непересекающихся частей, пронумерованных 0,1,2,3,4, - цифрами, представляющими собой остатки от деления на 5. Распределим в эти 5 частей шесть произвольных целых чисел в соответствии с остатком от деления на 5, то есть, в одну и ту же часть помещаем числа, имеющие одинаковый остаток от деления на 5. Поскольку элементов больше, чем частей, согласно принципу 4* , существует по крайней мере одна часть, содержащая более одного элемента. Следовательно, существуют два числа с одинаковым остатком от деления на 5. Тогда, разность этих чисел делится на 5.
8. В магазин привезли 25 ящиков с яблоками трех сортов, причем в каждом ящике лежат яблоки какого-то одного сорта. Можно ли найти 9 ящиков с яблоками одного сорта?
Решение:
Задачи для самостоятельного решения
9. Доказать, что среди 101 целого числа всегда можно выбрать два таких, что их разность делится на 100.
10. В классе 30 человек. Саша Иванов в диктанте сделал 13 ошибок, а остальные – меньше. Доказать, что по крайней мере 3 ученика сделали ошибок поровну (может быть, по 0 ошибок).
11. Шесть школьников съели семь конфет. Доказать, что один из них съел не мене двух конфет.
12. У человека на голове не более 400 000 волос, в Москве более 8 миллионов жителей. Доказать, что найдутся 20 москвичей с одинаковым числом волос.
13. Петя хочет написать на доске 55 различных двузначных чисел так, чтобы среди них не было двух чисел, дающих в сумме 100. Сможет ли он это сделать?
Вывод
- Я поняла, что принцип Дирихле важен, интересен, полезен. Его можно применять в повседневной жизни, что развивает логическое мышление.
- Многие олимпиадные задачи решаются c помощью этого специального принципа. Он дает возможность обобщать.
- Меня поразила совершенная очевидность этого принципа. Его применение является весьма эффективным методом решения задач, дающим во многих случаях наиболее простое и изящное решение.
- Я узнала, чтобы применять данный метод, надо:
определить, что удобно в задаче принять за «клетки», а что за «кроликов»;
выбрать для решения требуемую формулировку принципа Дирихле.
Вывод
- Я изучила принцип Дирихле и умею решать некоторые пока не сложные олимпиадные задачи с помощью разных формулировок этого принципа
- В дальнейшем я планирую применять этот принцип для решения более сложных олимпиадных задач
- Обязательно выступлю перед своими одноклассниками и научу их решать олимпиадные задачи по принципу Дирихле
Используемая литература
- В.А.Гусев, А.И.Орлов, А.П.Розенталь «Внеклассная работа по математике в 6-8 классах», М: Просвещение – 1984, (принцип Дирихле с.67-78)
- В.В.Прасолов, Задачи по планиметрии, ч.2, Москва, Наука, 1991, 139стр.
- И.Л.Бабинская, Задачи математических олимпиад, Москва, Наука, 1975, 112стр.
- А.В. Спивак "Математический праздник", М.:МЦНМО, 1995 - 78стр. (пр.Дирихле 62-66)
- С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин "Ленинградские математические кружки", 1994 - 272стр. (пр.Дирихле 39-47)
- А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи "Как решают нестандартные задачи", М.:МЦНМО, 1997 - 96стр. (пр.Дирихле 29-32)
- Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах/ сост.В.Ю. Сафонова, М.:МИРОС, 1995 - 72стр. (пр.Дирихле 14-15)
- Задачник Кванта: Математика. Часть 3./под ред.Н.Б.Васильева - 1997 - 128стр. (Шесть зайцев в пяти клетках В.Болтянский 16-22стр. (или в Квант, ╪2, 1977, 17-21стр.))
- http:// school-collection.edu.ru,
- http:// math.ru
- www.fcior.edu.ru
Спасибо
за внимание!