СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"принципы и методика применения средств икт в образовательном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по учебной дисциплине "Методика применения ИКТ в образовательном процессе"

Просмотр содержимого документа
«"принципы и методика применения средств икт в образовательном процессе"»

ЛЕКЦИЯ 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Понятие информационных и коммуникационных технологий

Слово технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение делать вещи, а это значит действование или процесс, то есть совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Реализуется процесс с помощью различных средств и методов. Раньше понятие технология относилось только к сфере материального производства и обозначало совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология всегда изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения конечного материального продукта.

Поскольку, как уже говорилось, основным видом деятельности человека становится производство информации, то и появился термин «информационные технологии», под которыми понимают процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, явления или процесса (информационного продукта).

Таким образом, если цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы, то цель информационных технологий - производство информации для ее анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты (например, мясо можно сварить, а можно поджарить). То же самое справедливо и для технологий переработки информации (книга и фильм, поставленный по книге). Информационные технологии были всегда (речь, письменность, радио, телеграф, телевидение и так далее), но сам термин появился с появлением компьютеров, как самого эффективного средства для обработки информации, и означает использование вышеназванных средств и методов в отношении информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.

Итак, современные информационные технологии обеспечения разных видов деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники. В настоящее время в определенном контексте слова современный и компьютерный являются синонимами. Термин коммуникация означает связь, сообщение (общение), передача и, таким образом, семантически оказывается тесно связанным с понятием информация, так как вышеназванные действия направлены на информацию (передача информации, сообщение информации, связь (соединение) с целью последующей передачи сообщения, информации). Поэтому возникновение информационных и коммуникационных технологий (и самого понятия ИКТ) было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Под информационными и коммуникационными технологиями понимают комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой, доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

На сегодняшний день в понятие ИКТ входят микроэлектроника, разработка и производство компьютеров и программного обеспечения, связь (радио, телевидение) и телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет, обеспечение информационных ресурсов Интернета, а также разнообразные культурные феномены, связанные с перечисленными областями деятельности, и правила (как формальные, так и неформальные), регламентирующие эти области деятельности.

В последние годы термин информационные технологии часто выступает синонимом термина компьютерные технологии, так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютеров. Однако, термин информационные технологии шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин современные информационные технологии.

Функции

Благодаря информационным технологиям на занятиях можно:

  • повышать содержательность учебной деятельности;

  • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных детей;

  • использовать зрительные образы для придания занятиям максимальной эффективности;

  • стимулировать желание учиться;

  • внести в занятие динамичность, наглядность.

ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

  • в процессе объяснения нового материала;

  • при закреплении полученных ЗУН;

  • для проведения физминуток;

  • во время контроля и повторения.

В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на:

– обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

– обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

– обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

– обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

– обработку знаний (экспертные системы).

Целью использования ИКТ в учреждении дошкольного образования (далее УДО) являются оптимизация и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации дошкольников к образовательному процессу. Таким образом, УДО ставит перед собой следующие задачи:

1. Создать информационно-коммуникационную среду;

2. Использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми, а так же в процессе взаимодействия УДО с родителями;

3. Использовать ИКТ в организации методической работы с

педагогическими кадрами. 

Сегодня ИТК позволяют: 

  • Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.

  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

ИКТ в УДО можно применять в следующих видах деятельности:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям;

  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

  • Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;

  • Оформление стендов группы и кабинетов;

  • Оформление стендов, газет и буклетов  для родителей;

  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов;

  • Ведение сайта УДО;

  • Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;

  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

  • Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;

  • Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям УДО;

  • Использование электронной почты.

Применение информационных технологий на занятиях в УДО позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога УДО.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,

  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,

  • развитие широкого спектра навыков и представлений,

  • высокий технический уровень,

  • возрастное соответствие,

  • занимательность.

Существующие обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.