Золотарева Юлия Сергеевна
Педагог-психолог,
ДОУ «Ряжский детский сад №9»
Принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста
с целью формирования представлений о календаре
При организации работы с детьми в области формирования представлений о времени воспитатель опирается на дидактические и методические принципы, которые представляю собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принцип научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и др.
В зависимости от особенностей предмета и специфики работы с детьми применение принципов дидактики и методики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические и методические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных дошкольных занятий, но даже для одного и того же занятия. В разных работах по дидактике и методике указывается неодинаковое количество и состав принципов, отсутствует также единство в их расположении [Щербакова].
Известно, что дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.
Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая - обучаем.
Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание - обучающим.
Принципами обучения называют такие исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Принципы отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.
Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.).
Организационной формой обучения являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, большей степенью сотрудничества педагога с детьми. Главная особенность учебных занятий с дошкольниками состоит в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой. Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста и младших школьников одни и те же. Знания принципов обеспечивают продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название - дидактические принципы обучения.
Замечено, что незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности воспитателя и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В практике мы использовали следующие дидактические и методические принципы работы с детьми в области формирования представлений о времени на основе календаря как системы измерения времени:
принцип научности;
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип активности и сознательности;
принцип систематичности, последовательности и постепенности;
принцип развивающего обучения;
принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.
Далее считаем необходимым охарактеризовать обозначенные принципы.
Так, сущность принципа научности состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания о времени и календаре, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Замечено, что трудно придерживаться данного принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, материал правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и доступен детям. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалистического понимания окружающего мира.
Важность принципа наглядности определяется конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым, но не исключено, что в процессе развития у ребенка формируются качества, прямо противоположные тем, которые воспитателю хотелось бы видеть.
Период дошкольного детства - благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения - все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.
Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени [Васильева].
Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.
В процессе работы с детьми в области формирования представлений о времени на основе календаря используются следующие виды наглядности:
1. предметная;
2. образная;
3. условно-символическая наглядность.
Используя предметную наглядность, детям показывают натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов), которые закрепляют знания, например, о том или ином времени года, зафиксированном в календаре названиями месяцев.
При использовании образной наглядности показываю детям картины, иллюстрации, слайды, закрепляющие понимания, например, о частях суток.
При использовании условно-символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению, например, состава недели и последовательности дней недели.
В обучении детей на занятиях наглядность применяется, прежде всего, в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.
К наглядности, используемой на занятиях по формированию представлений о времени на основе календаря как системе измерения времени, предъявляются следующие требования: наглядность должна в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественной по содержанию и оформлению,
Суть принципа доступности заключается в том, что все, чему учит воспитатель детей, должно быть понятно детям, а также определенно соответствовать развитию ребенка.
Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Заметим, что сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок», чтобы бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.
Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям [Времена года].
Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а, следовательно, и не содействует развитию личности дошкольника. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.
Значение принципа активности и сознательности состоит в том, что, чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. От воспитателя и применяемых методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка [Белошистая]
Если дети не проявляют интереса к изучению календаря, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ребенком. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.
Из нашей практики работы в детском саду стало очевидно, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает заранее подуманных приемов обучения, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, не опирается на активность и самостоятельность ребенка.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности означает, что состав обучения и конкретные задачи к о усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в формировании представлений о времени на основе календаря т легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Последовательность формирования представлений о времени на основе календаря предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
Принцип развивающего обучения проявляется в диалектической природе процесса обучения. Полагаем, что формирование преставлений детей о времени ан основе календаря должно стимулировать личный успех ребенка в плане познания новых понятий о времени, частях суток, временах года. В процессе формирования подобных представлений дошкольники постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания [Белошистая].
Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении отражает суть индивидуального подхода к процессу формирования представлений о времени детей дошкольного возраста на основе календаря. Заметим, что дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем: в быстроте мышления, в скорости усвоения учебного материала, в поведении и т.д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.
Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.
Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок, кто из детей быстро усваивает учебный материал, а кто усваивает медленно. Воспитателю нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к дошкольнику, выявлять характер воспитанника.
Индивидуальный подход в процессе формирования представлений о времени детей дошкольного возраста на основе календаря используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств.
Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях сажают ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала. Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей. Наш практический опят показал, что в детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду [Божович].
Попутно заметим, что в процессе формирования представлений о времени детей дошкольного возраста на основе календаря нами учитывались следующие параметры индивидуальности ребенка:
характер переключения умственных процессов;
уровень знаний и умений;
работоспособность;
уровень самостоятельности и активности;
отношение к обучению;
уровень волевого развития [Времена года].
Руководствуясь дидактическим и методическими принципами, можно достичь лучших результатов в обучении процессе формирования представлений о времени детей дошкольного возраста на основе календаря.
Таким образом, названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности педагога и познавательной деятельности детей. Организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста в области формирования представлений о времени детей дошкольного возраста на основе календаря находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов обучения и умения применять их в своей деятельности.
Список использованной литературы
Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет/ А. Белошистая // пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.
Божович, Л. И. Психология детского подражания / Л.И. Божович, Л. С. Славина // Культурно-историческая психология. ‒ 2014. – № 2. – С. 115 - 120.
Васильева М.А., Гербова В.В., Коморова Т.С. Программа воспитание и обучения в детском саду / М.А. Васильева // Издательский дом «Просвешение», 2006. – 204 с.
Времена года: Для чтения взрослыми детям. - М.: Детский мир, 2008. - 8 с.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 1998. - 271 с.