Тип урока: урок- путешествие с использованием ИКТ.
Цель: познакомить с правилами безопасности при общении с природой и домашними животными.
Задачи:
Оборудование: учебник, карточки с заданием для групповой работы, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Приятно думать о том, что скоро наступит весна. Подарите друг другу солнечные улыбки. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы попробуем быть в роли путешественников. А кто такие путешественники? (Это люди, которые путешествуют и делают какие- то открытия.)
Мы отправимся в увлекательное путешествие в природу. Путешествие далекое, интересное, но на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности.
3.Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, что нас может ждать впереди?
- (Слайд) А сейчас, ребята, посмотрите на доску и скажите, что общего у этих слов?
- На какие 2 группы можно их разделить?
(«Опасности в живой и неживой природе»)
- А чтобы путешествие было безопасным, что для этого нужно делать? (знать правила поведения)
(проблема) О чем будут наши правила? (как уберечь себя от опасностей)
- Как защитить себя от опасностей в природе.
4 Решение учебных задач.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в теплый весенний или летний деней. Но впереди опасность.
- Отгадай, как называется первая опасность?
Сначала блеск,
Потом треск,
А затем плеск.
Что это? (гроза)
(Слайд) Какое явление неживой природы вы слышите? (гроза, гром)
-Что вы знаете об этом явление? (рассказ ученика)
(Слайд)
Гром как ударит- становится страшно. В глубокой древности грозы боялись все: и большие и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Еще бы – ка загремит – даже земля дрожит. Кажется, вот – вот она расколется!
- А как вы думаете, что опаснее гром или молния? (ответы детей)
Рассказ о молнии (рассказ ученика)
(САША Т.)Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.
Значит гром – это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния страшная.
- Что вы еще узнали о молнии? Чем она опасна? (рассказ ученика)
(Аня)С молнией шутки плохи. Ударит и вековой дуб – разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена – подожжет, пожар устроит. Особенно опасным считаются лиственные деревья: дуб, тополь, верба, ясень, так как они содержат много крахмала и чаще остальных деревьев поражаются током.
Опасна молния своим электрическим разрядом. В результате чего могут погибнуть люди.
(Слайд шаровая молния)
- А как появляется молния?
- Давайте посмотрим это.
(Видео «Откуда берется гроза?»)
- По каким признакам можно узнать о приближении грозы?
- Как вы думаете, можно уберечься от удара молнии?
-Какие правила поведения во время грозы вы уже знаете? (дети вспоминают)
- Познакомимся с новыми правилами «Как уберечься от грозы?»
- Что следует делать, если вы попали в грозу?
Работа по учебнику стр. 25
- Найдите и зачитайте правила, о которых не сообщалось.
Работа по карточке. «Поведение ребят во время грозы»
Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошел сильный дождь, началась гроза.
Сережа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашел на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.
- Какие неправильные действия вы обнаружили и подчеркнули?
5 Самостоятельная работа с самопроверкой.
Составьте инструкцию «Как вести себя во время грозы?»
6 Продолжение работы по теме урока.
- Вот и лес. Как красиво. Сколько здесь растений? Однако природа таит в себе много опасностей.
- 2я опасность. Ядовитые растения.
- Отгадайте загадку.
Ягоды бешеные
На кусту развешанные
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет
- Какие ядовитые растения вы знаете? (работа по учебнику)
- Исследование о ядовитых растениях. (Вороний глаз, волчье лыко, белена, ландыш, дурман)
- (Слайд)
- Волчье лыко. (КСЕНИЯ)
Красные душистые цветки и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но не спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Все части растения, а особенно плоды содержат остро жгучий ядовитый сок.
- Вороний глаз. (САША Б)
Его ягода – сизовато – черного цвета, похожа на глаз вороны. Растение ядовитое. Никогда не срывай и не бери в рот. Пройди мимо. Не любит солнечного света, на солнце погибнет. Животные вороний глаз обходят стороной. Птицы его склевывают, лечатся.
- Дурман.(ВИКА)
Растет на пустырниках, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит неприятное ядовитое вещество. Колючки наносят раны.
- Белена.(КОСТЯ)
Встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Растение ядовитое. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Животные не едят это растение.
- Ландыш (Егор)
Листья темно- зеленые. Цветки- колокольчики белые. Цветет в первый раз в возрасте 7 лет. За свою долгую жизнь цвете всего 2 – 3 раза. Плод – оранжево- красная ягода. Растение ядовито. Из листьев, цветков, семян- делают лекарства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
- Чем опасны?МОЖНО ОТРАВИТЬСЯ
- Правило безопасности – НЕ СОБИРАТЬ.
-3-ая опасность. Ядовитые грибы.
- Угадайте, о какой опасности идет речь?
Что за красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки? (Мухомор)
Рассказы о грибах.
- Всем хорошо известен красный мухомор. Как его узнать?
(У него красная шляпка с белыми точками)
У знакомого красного мухомора есть родные братья- мухомор пантерный и мухомор вонючий. У мухомора пантерного шляпка коричневая, его назвали так из – за расцветки, а у мухомор вонючий весь белый, назвали его так из – за неприятного запаха. Срывать мухоморы не следует, им лечатся лоси.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной
Их обходим стороной.
Бледная поганка.
Самая опасная и ядовитая из всех грибов бледная поганка. Ее яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства – проявляются только через 10 – 13 или даже через 30 часов. За это время яд успевает основательно «поработать» в организме, так что при любом лечении остается мало надежды на выздоровление. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовались в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Сообщение о грибах – двойниках.
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются …(Опята) (Слайд)
- У съедобного опенка шляпка коричневато- желтая, у ложных опят ярко- желтая, красноватые или серо – зеленые.
- У настоящих опят пластинки светло – бурые, нередко покрыты ржавыми пятнышками, у ложных опят они серовато – зеленые или дымчато – черные.
Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб) (Слайд)
- У белого гриба есть несъедобный двойник – желчный гриб, чрезвычайно горький, как желчь. Различить их можно по следующим признакам: у белого гриба мякоть на изломе белая, у желчного слегка розовая.
Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Она похожа на шампиньон. Но у шампиньонов пластинки розовые, а у поганки белые. Сверху шляпка зеленоватая, на ножке разорванный мешочек, а у шампиньонов на ножке нет мешочка.
-Сейчас я узнаю, умеете ли вы собирать грибы
игра «Хлопай – топай».
-Если вы согласны с моим высказыванием, тогда хлопаем, а если нет – топаем.
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь;
2. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд;
3. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить;
4. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.
Молодцы, вы настоящие грибники.
- Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?
Правила составляют дети
1. Не собирай грибы и ягоды, которыене знаешь;
2. Не собирай те грибы, в съедобности которых естьхоть малейшие сомнения;
3. Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.
7. Физкультминутка
4-ая опасность. Змеи.
- Какие еще опасности можно встретить в лесу? Вам поможет моя загадка. Догадайтесь, кому она посвящена:
Лежит веревка,
Шипит плутовка
Брать опасно –
Укусит, ясно?(Змея)
Чем опасны змеи?
-Я вам зачитаю отрывок, а вы послушайте:
- Ходит по пустыне человек, ищет ядовитых змей, ловит их. Но ведь они ядовитые и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд.
-Зачем ему змеиный яд, как вы думаете?
-Оказывается, змеиный яд – ценное лекарство, оно дороже золота.
- Что вы еще знаете о змеях?
- Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и легких тапочках, а надо надеть сапоги и длинные плотные брюки.
-Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно же не надо совать руку в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка.
- Какие змеи обитают в нашей местности?
- В нашей местности лесах обитают и ядовитые гадюки, и безобидные ужи. Их часто путают между собой.
-По каким признакам их можно отличить? (Слайд)
- Гадюка – ядовитая змея. Вдоль спины у нее тянется черная полоса. Еще раз внимательно посмотрите на нее. Не путайте ее с безобидным ужом.
- У ужей по бокам головы желтые пятна.
- А если все – таки укусила змея, что делать в таких случаях?
-Ваши действия:
1. Пострадавшему обеспечить полный покой, так как любое движение усиливает кровообращение, а значит и проникновение яда в организм.
2. Дать пострадавшему теплое питье и доставить его в лечебное учреждение.
-5 –ая опасность. – Осы, пчелы и клещи.
- О ком эта загадки?
Домовитая хозяйка,
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Она поделится медком. (Пчела) (Слайд- пчела)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса) (Слайд – оса)
- Чем опасны насекомые, о которых говорилось так безобидно в загадках?
- Как уберечь себя от укуса осы или пчелы?
1. Не приближаться к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.
2. Не разорять гнезда ос.
3. Если насекомое залетело в комнату, не гоняться за ним. Открыть пошире окно и подождать, когда насекомое улетит.
4. Осы часто забираются в мед, варенье, фрукты. Будьте осторожны, когда едите или пьете сладкое.
-Ребята, давайте вспомним почему ранней весной нам не советуют гулять по лесу. Какое насекомое нам угрожает? (клещ)
- Что вы знаете про него? (Слайд)
Обычно опасны, они бывают ранней весной, когда только распускаются листья на деревьях. И свою жертву они ждут н6а листьях, даже на траве. В это время года советуют не ходить в лес. Если вы, все – таки собрались на природу, то нужно обезопасить себя: надо обязательно надеть головной убор, куртку, чтобы они сразу не добрались до вашего тела. По приходу домой обязательно раздеться и проверить, нет ли в вашем теле клеща.
(Укус может быть ядовит или вызовет очень сильную аллергию)
8. Гимнастика для глаз.
9. Продолжение по теме урока.
6 –ая опасность. Домашние животные.
- В лесу много диких животных. Их надо опасаться. Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.
- Могут ли ожидать нас опасности при возвращении домой? (человек может пострадать от домашних животных)
- Какие правила безопасности нужно знать? (Ответы детей)
- Что делать, если на вас выбегает с лаем собака?
-Посмотрим, что советуют кинологи. (Видео)
Ответы детей)
10. Подведение итогов урока
- Как защитить себя от опасностей в природе?
11. Рефлексия
Поделись своим впечатлением об уроке.
Мне урок понравился
Я узнал о …..
Я запомнил ….
Мне было интересно задание….
12. Домашнее задание:
- Перечитать с. 25 – 30, (?).
Творческое задание:
Подумайте, может быть есть еще какие- то опасности в природе, о которых мы сегодня не говорили. Проведите свои исследования и расскажите нам.
ПАМЯТКА
«Как вести себя во время грозы»
1. Нельзя прятаться под ______________________________________________________________________________________
2. Нельзя находиться возле____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Нельзя прикрываться от дождя_________________________________________________________________________________
ПАМЯТКА
«Как не отравиться ядовитыми растениями и грибами»
1. Не собирай грибы и ягоды, которые____________________________________
2. Не собирай те грибы, в съедобности которых есть _______________________________________
3. Пополняй постоянно знания о _______________