СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и наша безопасность 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа и наша безопасность 3 класс»

Тип урока: урок- путешествие с использованием ИКТ.

Цель: познакомить с правилами безопасности при общении с природой и домашними животными.

Задачи:

Оборудование: учебник, карточки с заданием для групповой работы, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Приятно думать о том, что скоро наступит весна. Подарите друг другу солнечные улыбки. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям. Я желаю вам удачи.

2.Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы попробуем быть в роли путешественников. А кто такие путешественники? (Это люди, которые путешествуют и делают какие- то открытия.)

Мы отправимся в увлекательное путешествие в природу. Путешествие далекое, интересное, но на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности.

3.Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что нас может ждать впереди?

- (Слайд) А сейчас, ребята, посмотрите на доску и скажите, что общего у этих слов?

- На какие 2 группы можно их разделить?

(«Опасности в живой и неживой природе»)

- А чтобы путешествие было безопасным, что для этого нужно делать? (знать правила поведения)

(проблема) О чем будут наши правила? (как уберечь себя от опасностей)

- Как защитить себя от опасностей в природе.

4 Решение учебных задач.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в теплый весенний или летний деней. Но впереди опасность.

- Отгадай, как называется первая опасность?

Сначала блеск,

Потом треск,

А затем плеск.

Что это? (гроза)

(Слайд) Какое явление неживой природы вы слышите? (гроза, гром)

-Что вы знаете об этом явление? (рассказ ученика)

(Слайд)

Гром как ударит- становится страшно. В глубокой древности грозы боялись все: и большие и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Еще бы – ка загремит – даже земля дрожит. Кажется, вот – вот она расколется!

- А как вы думаете, что опаснее гром или молния? (ответы детей)

Рассказ о молнии (рассказ ученика)

(САША Т.)Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.

Значит гром – это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния страшная.

- Что вы еще узнали о молнии? Чем она опасна? (рассказ ученика)

(Аня)С молнией шутки плохи. Ударит и вековой дуб – разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена – подожжет, пожар устроит. Особенно опасным считаются лиственные деревья: дуб, тополь, верба, ясень, так как они содержат много крахмала и чаще остальных деревьев поражаются током.

Опасна молния своим электрическим разрядом. В результате чего могут погибнуть люди.

(Слайд шаровая молния)

- А как появляется молния?

- Давайте посмотрим это.

(Видео «Откуда берется гроза?»)

- По каким признакам можно узнать о приближении грозы?

- Как вы думаете, можно уберечься от удара молнии?

-Какие правила поведения во время грозы вы уже знаете? (дети вспоминают)

- Познакомимся с новыми правилами «Как уберечься от грозы?»

- Что следует делать, если вы попали в грозу?

Работа по учебнику стр. 25

- Найдите и зачитайте правила, о которых не сообщалось.

Работа по карточке. «Поведение ребят во время грозы»

Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят

Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошел сильный дождь, началась гроза.

Сережа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашел на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.

- Какие неправильные действия вы обнаружили и подчеркнули?

5 Самостоятельная работа с самопроверкой.

Составьте инструкцию «Как вести себя во время грозы?»

6 Продолжение работы по теме урока.

- Вот и лес. Как красиво. Сколько здесь растений? Однако природа таит в себе много опасностей.

- 2я опасность. Ядовитые растения.

- Отгадайте загадку.

Ягоды бешеные

На кусту развешанные

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет

- Какие ядовитые растения вы знаете? (работа по учебнику)

- Исследование о ядовитых растениях. (Вороний глаз, волчье лыко, белена, ландыш, дурман)

- (Слайд)

- Волчье лыко. (КСЕНИЯ)

Красные душистые цветки и красные аппетитные ягоды очень привлекательны. Но не спеши собирать букет и пробовать на вкус его плоды. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если ты случайно прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом. Все части растения, а особенно плоды содержат остро жгучий ядовитый сок.

- Вороний глаз. (САША Б)

Его ягода – сизовато – черного цвета, похожа на глаз вороны. Растение ядовитое. Никогда не срывай и не бери в рот. Пройди мимо. Не любит солнечного света, на солнце погибнет. Животные вороний глаз обходят стороной. Птицы его склевывают, лечатся.

- Дурман.(ВИКА)

Растет на пустырниках, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит неприятное ядовитое вещество. Колючки наносят раны.

- Белена.(КОСТЯ)

Встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Растение ядовитое. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляется сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Животные не едят это растение.

- Ландыш (Егор)

Листья темно- зеленые. Цветки- колокольчики белые. Цветет в первый раз в возрасте 7 лет. За свою долгую жизнь цвете всего 2 – 3 раза. Плод – оранжево- красная ягода. Растение ядовито. Из листьев, цветков, семян- делают лекарства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

- Чем опасны?МОЖНО ОТРАВИТЬСЯ

- Правило безопасностиНЕ СОБИРАТЬ.

-3-ая опасность. Ядовитые грибы.

- Угадайте, о какой опасности идет речь?

Что за красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки? (Мухомор)

Рассказы о грибах.

- Всем хорошо известен красный мухомор. Как его узнать?

(У него красная шляпка с белыми точками)

У знакомого красного мухомора есть родные братья- мухомор пантерный и мухомор вонючий. У мухомора пантерного шляпка коричневая, его назвали так из – за расцветки, а у мухомор вонючий весь белый, назвали его так из – за неприятного запаха. Срывать мухоморы не следует, им лечатся лоси.

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Нам не надо ни одной

Их обходим стороной.



Бледная поганка.

Самая опасная и ядовитая из всех грибов бледная поганка. Ее яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства – проявляются только через 10 – 13 или даже через 30 часов. За это время яд успевает основательно «поработать» в организме, так что при любом лечении остается мало надежды на выздоровление. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовались в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Сообщение о грибах – двойниках.

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках, шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются …(Опята) (Слайд)

- У съедобного опенка шляпка коричневато- желтая, у ложных опят ярко- желтая, красноватые или серо – зеленые.

- У настоящих опят пластинки светло – бурые, нередко покрыты ржавыми пятнышками, у ложных опят они серовато – зеленые или дымчато – черные.

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб) (Слайд)

- У белого гриба есть несъедобный двойник – желчный гриб, чрезвычайно горький, как желчь. Различить их можно по следующим признакам: у белого гриба мякоть на изломе белая, у желчного слегка розовая.

Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Она похожа на шампиньон. Но у шампиньонов пластинки розовые, а у поганки белые. Сверху шляпка зеленоватая, на ножке разорванный мешочек, а у шампиньонов на ножке нет мешочка.



-Сейчас я узнаю, умеете ли вы собирать грибы

игра «Хлопай – топай».

-Если вы согласны с моим высказыванием, тогда хлопаем, а если нет – топаем.

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь;

2. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд;
3. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить;

4. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.

Молодцы, вы настоящие грибники.

- Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?

Правила составляют дети

1. Не собирай грибы и ягоды, которыене знаешь;

2. Не собирай те грибы, в съедобности которых естьхоть малейшие сомнения;

3. Постоянно пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.

7. Физкультминутка

4-ая опасность. Змеи.

- Какие еще опасности можно встретить в лесу? Вам поможет моя загадка. Догадайтесь, кому она посвящена:

Лежит веревка,

Шипит плутовка

Брать опасно –

Укусит, ясно?(Змея)

Чем опасны змеи?

-Я вам зачитаю отрывок, а вы послушайте:

- Ходит по пустыне человек, ищет ядовитых змей, ловит их. Но ведь они ядовитые и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд.

-Зачем ему змеиный яд, как вы думаете?

-Оказывается, змеиный яд – ценное лекарство, оно дороже золота.

- Что вы еще знаете о змеях?

- Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и легких тапочках, а надо надеть сапоги и длинные плотные брюки.

-Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно же не надо совать руку в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка.

- Какие змеи обитают в нашей местности?

- В нашей местности лесах обитают и ядовитые гадюки, и безобидные ужи. Их часто путают между собой.

-По каким признакам их можно отличить? (Слайд)

- Гадюка – ядовитая змея. Вдоль спины у нее тянется черная полоса. Еще раз внимательно посмотрите на нее. Не путайте ее с безобидным ужом.

- У ужей по бокам головы желтые пятна.

- А если все – таки укусила змея, что делать в таких случаях?

-Ваши действия:

1. Пострадавшему обеспечить полный покой, так как любое движение усиливает кровообращение, а значит и проникновение яда в организм.

2. Дать пострадавшему теплое питье и доставить его в лечебное учреждение.

-5 –ая опасность. – Осы, пчелы и клещи.

- О ком эта загадки?

Домовитая хозяйка,

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Она поделится медком. (Пчела) (Слайд- пчела)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса) (Слайд – оса)

- Чем опасны насекомые, о которых говорилось так безобидно в загадках?

- Как уберечь себя от укуса осы или пчелы?

1. Не приближаться к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.

2. Не разорять гнезда ос.

3. Если насекомое залетело в комнату, не гоняться за ним. Открыть пошире окно и подождать, когда насекомое улетит.

4. Осы часто забираются в мед, варенье, фрукты. Будьте осторожны, когда едите или пьете сладкое.

-Ребята, давайте вспомним почему ранней весной нам не советуют гулять по лесу. Какое насекомое нам угрожает? (клещ)

- Что вы знаете про него? (Слайд)

Обычно опасны, они бывают ранней весной, когда только распускаются листья на деревьях. И свою жертву они ждут н6а листьях, даже на траве. В это время года советуют не ходить в лес. Если вы, все – таки собрались на природу, то нужно обезопасить себя: надо обязательно надеть головной убор, куртку, чтобы они сразу не добрались до вашего тела. По приходу домой обязательно раздеться и проверить, нет ли в вашем теле клеща.

(Укус может быть ядовит или вызовет очень сильную аллергию)

8. Гимнастика для глаз.

9. Продолжение по теме урока.

6 –ая опасность. Домашние животные.

- В лесу много диких животных. Их надо опасаться. Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.

- Могут ли ожидать нас опасности при возвращении домой? (человек может пострадать от домашних животных)

- Какие правила безопасности нужно знать? (Ответы детей)

- Что делать, если на вас выбегает с лаем собака?

-Посмотрим, что советуют кинологи. (Видео)

Ответы детей)

10. Подведение итогов урока

- Как защитить себя от опасностей в природе?

11. Рефлексия

Поделись своим впечатлением об уроке.

Мне урок понравился

Я узнал о …..

Я запомнил ….

Мне было интересно задание….

12. Домашнее задание:

- Перечитать с. 25 – 30, (?).

Творческое задание:

Подумайте, может быть есть еще какие- то опасности в природе, о которых мы сегодня не говорили. Проведите свои исследования и расскажите нам.







ПАМЯТКА

«Как вести себя во время грозы»

1. Нельзя прятаться под ______________________________________________________________________________________

2. Нельзя находиться возле____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Нельзя прикрываться от дождя_________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА

«Как не отравиться ядовитыми растениями и грибами»

1. Не собирай грибы и ягоды, которые____________________________________

2. Не собирай те грибы, в съедобности которых есть _______________________________________

3. Пополняй постоянно знания о _______________