СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа в опасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по окружающему миру для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Природа в опасности»

ТЕМА УРОКА: Природа в опасности! Охрана природы.

Цели урока:


1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

2. Учить правильному поведению в природе.

3. Воспитывать любовь к природе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные – познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Метапредметные – Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать). Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Подвести учащихся к формулированию темы урока. Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно. развитие умения работать с учебной книгой: находить информацию, выделять главное, делать выводы и обобщения.

Личностные – воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Умение выражать свои мысли полно и точно. Развитие грамотной устной речи.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с русским языком, с экологией, с литературным чтением.

РЕСУРСЫ: учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» часть 1, презентация, выставка книг, карточки для детей

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: экология, красная книга, заповедник, национальный парк.

ХОД УРОКА

Этапы и время

Планируемые результаты и УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

1.Оргмомент.


2 мин

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Слушают учителя, настраиваются на работу.


2. .Актуализация знаний.


5 мин

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций.

Метапредметные результаты.

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

- Над какой темой вы работали дома? (Что такое экология)

- На этот вопрос, вы мне ответите каждый, найдя и прочитав правило в данной карточке.



М

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

Т

М

Р

Р

С

Н

А

У

К

А

Ч

О

Ч

Ч

С

В

Я

З

Я

Х

Р

М

Е

Ж

Д

У

С

С

Т

У

Ж

И

В

Ы

М

И

М

И

С

У

Щ

Е

С

Т

В

А

М

И

К

Р

И

Ь

О

К

Р

У

Ж

А

Ю

Щ

Е

Й

А

И

Х

Р

Р

С

Р

Е

Д

О

Й

М












- За эту работу вам будет выставлена оценка. (Собрать карточки)


- А теперь, вместе проверим, как вы справились с работой и усвоили, что такое экология. (Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой)


Развивают внимание и вспоминают материал прошлых уроков.




Карточки на столах у учащихся












СЛАЙД 1

Игровой метод. Связь теории с практикой.

3.Самоопределение к деятельности.


4 мин

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные результаты.

 У меня в руках горшок с цветком. А теперь представьте, что это наш общий дом – планета Земля. Что растет на нашей планете? (Ответы детей.)

- Растения, а помимо них что еще существует на нашей планете? (Прочие ответы)

- Всё это – растения, земля, животные как можно назвать? В какой общий класс они входят? (Природа)

- Некоторые люди уничтожают природу. Что происходит с природой в данный момент? (Она в опасности).

- Тема нашего урока «Природа в опасности».

Охрана природы – это главная задача экологии.

- Если вся природа исчезнет на нашей планете (учитель вытаскивает горшок из кашпо), то что произойдет с нашей планетой?

- Планета погибнет. Как же сделать, чтобы природа не погибла на нашей планете?

- Какую цель можно выделить из темы нашего урока?

- Цель урока – найти те источники, из-за которых наша планета погибает. А также найти варианты помощи планете Земля.

Сопоставляют объекты, выдвигают гипотезы, учатся выражать свои мысли полно и четко.












Анализ. Наглядный, практический.

5.Изучение новой темы.


5 мин

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование.

Предметные результаты.

- С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.


- Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…


- По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений


- Это, лишь, несколько ран нанесенных природе человеком.

Слушают учителя, учащихся, узнают новый материал.




  1. ученик






  1. ученик




  1. ученик



Лекторий. практический материал. Связь теории с практикой.

6.Физкультминутка


1 мин


Давайте немного отдохнем.


Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Снятие общего утомления, смена вида деятельности.


6.Беседа по новой теме.


10 мин.

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные результаты.

- Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ?

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

-Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.

1. (Слайд 2 ) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

2.(Слайд 2 ) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

3. (Слайд 2 ) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

4. (Слайд 3 ) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. (Слайд 3) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6. (Слайд 3) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!

7. (Слайд 4) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

8. (Слайд 4) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

9. (Слайд 4 ) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.


- Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, появилась Красная книга в 1966 году. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

- Давайте, посмотрим на некоторых из них

- 27 лет назад навсегда исчезло редкое морское животное - морская корова .


- Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей.


- Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов.


- Многие бабочки, такие, как западноафриканская бабочка-совка, исчезли, потому что люди коллекционировали их, а также потому, что были уничтожены те дикие места, где они обычно жили.


- Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей стране.


- Те, места, где находятся редкие животные и растения государство объявляет заповедниками.


В нашей стране около 155 заповедников.


- В нашей Кемеровской области находятся заповедник и национальный парк:

- Заповедник «Кузнецкий Алатау», находится на территориях Тисульского, Междуреченского и Новокузнецкого районов. В этом заповеднике очень много редких растений и животных.

- Шорский национальный парк расположен на юге Кемеровской области. Флора (растительный мир) парка насчитывает 512 видов растений, 62 вида занесены в Красную книгу. Фауна (животный мир) включает 60 видов млекопитающих и 140 видов птиц.


- Ребята, а кто знает, чем отличается заповедник от национального парка?

- Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 32.


Отвечают на вопросы.

Человек пытается сделать свою жизнь более комфортной.



Не ломать ветки, не пинать муравейники.




Сделать кормушки для птиц и т.д.




Вспоминают правила.

































СЛАЙД 5





СЛАЙД 6



СЛАЙД 7




СЛАЙД 8



СЛАЙД 9

















СЛАЙД 10

СЛАЙД 11,12




СЛАЙД 13,14

Наглядный, практический. Связь с жизнью.

7.Первичное закрепление.


5 мин

Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. выделение познавательной цели. выдвижение гипотез и их обоснование. Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные результаты.

 Я предлагаю вам экспериментальную работу в «Научном Обществе юных экологов».

- Создадим 3 лаборатории.

- У каждой лаборатории на партах лежат карточка с особым заданием.

- В течение 3 минут вы постараетесь решить указанные проблемы, а затем защитить свой проект.

(работают в группах)

1 группа:

1. Сделайте точные расчеты и решите экологические задачи:

«В городе насчитывается 120 видов растений, а в лесу 162. Следовательно, городской житель не может созерцать ……видов растений».

(Ответ: 42 вида)



2 группа:

1. Сделайте точные расчеты и решите экологические задачи.

«Если каждый из 22 учеников нашего класса подарит бабушке букетик из 3 ландышей, то с лица Земли исчезнут ……этих растений».

(Ответ: 66)

3 группа:

1. Сделайте точные расчеты и решите экологические задачи:

«Из 250 тысяч видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?»

(Ответ: на грани исчезновения 25 тысяч видов растений)


- А теперь проверим вашу работу.

- Молодцы, хорошо справились!

Отвечают на вопросы кроссворда, повторяют пройденный материал.

Повторение. Экспериментальная работа



- Открываем дневнички, записываем задание на следующий урок.

С.29- 34, задание 1 с. 32

СЛАЙД 15


8.Итог урока


2 мин

Закрепление изученного.

Предметные результаты.

- В конце нашего урока, мне бы хотелось, чтобы вы поделились своим мнением о уроке, начиная с одной из фраз:


Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал.

О красной книге.

Фронтальный опрос.

9. Рефлексия.


2 мин.

Прогнозирование уровня усвоения. Оценка. целеполагание. Умение выражать свои мысли полно и точно. Развитие грамотной устной речи.

Личностные результаты.

Сегодня мы неплохо потрудились. Какую оценку вы бы себе поставили?


– На перемене ознакомьтесь с выставкой книг о природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать.




Спасибо за внимание!

Оценивание себя.









СЛАЙД 16

Самооценка.