СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные растения

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра, цель которого научиться использовать лекарственные растения для помощи людям.

Просмотр содержимого документа
«Природные растения»

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности

Урок-игра

Тема: «Здоровый образ жизни»

«Мы и природные растения»

6класс





















Методическая разработка:

Л.К.Илларионова

Преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ№18» г.Калуга

Тема урока:

«Здоровый образ жизни и природные растения»

Цели:

1.Показать значимость лекарственных растений в поддержании здоровья людей.

2.Научиться использовать лекарственные растения для помощи людям.

Вид урока:

Интеллектуальная игра-викторина

Порядок проведения урока.

I.Организация класса:

1.Выбрать комиссию (жюри)

2.Разбить класс на команды

3.Команда выбирает капитана

II.Инструктирование:

1.Игра продолжается до побед одной из команд, каждая победа оценивается в один балл.

2.О готовности к ответу вы должны сигнализировать поднятием красного кружка.

3.Время на обсуждение – 1 минута.

4.Начало и конец обсуждения вопроса определяется сигналом учителя.

5.Вопросы прослушиваются до конца, ответы даются полными

6.Отвечающего назначает капитан команды.

7.В спорных случаях учитель обращается к жюри.

8.В случае неправильного ответа одной из команд, слово предоставляется другим командам.

9. В нашей игре предусмотрены такие учебные вопросы как;

  1. отрицательное воздействие растений на организм человека

  2. лесная аптека

  3. фитотерапия

  1. Так же в нашей игре предусмотрен

  • суперблиц-три вопроса, обсуждение, 20 сек на каждый вопрос.

  • при неправильном ответе на один из 3х вопросов, суперблиц считается проигранным.

  • в суперблице участвует один игрок.

  1. черная маска

  2. черный ящик

  3. дегустация отваров искусственных трав

11.В конце игры комиссия называет команду победителя, а сама команда выделяет лучших знатоков этой игры для поощрительной отметки.









2

Всё готово к игре, и я объявляю 1-й раунд.



ВОПРОС: Что изучает наука - фитотерапия?

ОТВЕТ: Наука о лечении лекарственными растениями.

ИНФОРМАЦИЯ УЧИТЕЛЯ: Первая китайская книга о лечебных травах написана в 2600 г.до н.э. В ней дана характеристика более 1500 средств лечения лекарственными растениями.

Сейчас в нашей стране используется для лечения около 300 веществ из лекарственных растений. Лечебные растения действуют на организм человека мягче, менее токсичны, не являются допингами.



2 раунд. Внимание, черный ящик!

ВОПРОС: Это растение используют в кулинарии и в то же время при специфической обработке, оно, попадая в организм, приводит к психической и физической зависимости, какое растение в черном ящике?

ОТВЕТ: Мак.



3 раунд. Внимание, черная маска!

Под этой черной маской вы должны узнать человека и назвать фамилию, которому принадлежит следующее высказывание ( в классе на переднем плане висит высказывание )

МАСКА: « В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек, чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности» ( академик Н.Амосов).



4 раунд. И вновь черный ящик.

ВОПРОС: Угарный газ (оксись углерода), образующийся при горении этой травы, растворяется в крови быстрее, чем кислород в 300 раз.

Что находится в черном ящике?

ОТВЕТ: сигарета (табак)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Не зря мы заключили эти растения в черный ящик. От неразумности, от неправильного образа жизни, люди, употребляющие никотин и наркотик, намного сокращают свою жизнь. А именно эти растения помимо положительных сторон имеют и отрицательные.



5 рануд.

ВОПРОС: Назвать одно из растений, которое можно использовать, чтобы заварить чай на природе?

а) листья березы

б) бузину

в) полынь

г) Иван-чай

ОТВЕТ: Иван-чай.







3

6 раунд.

ВОПРОС: Помимо чая это растение используют в медицинских целях. В качестве чего используют растение Иван-чай в природных условиях.

ОТВЕТ: В качестве ваты.

7 раунд.

Уважаемые знатоки, посмотрите на доску (на доске прикреплены гербарии растений)

ВОПРОС: Дать название этим растениям по порядку в письменном виде.

8 раунд.

ВОПРОС: Какое растение здесь лишнее и почему?

ОТВЕТ: Ландыш. Это растение используют в медицине, но не используют как народное средство в виде настоя, отвара.



Пользуясь правом ведущего, я объявляю МУЗЫКАЛЬНУЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ (включается музыка, и учитель проводит ритмическую разминку)

Ну, что же, игроки отдохнули, восстановили свои силы, мы продолжаем нашу игру.

9 раунд.

Обратите внимание на фотообои –пейзаж леса. Представим, что мы идём по лесу после тёплого грибного дождя и собираем грибы. На дороге нам встречается гриб, который имеет лечебное свойство- заживление тканей.

ВОПРОС: Какой гриб я имею в виду?

ОТВЕТ: Гриб- дождевик.

10 раунд.

А сейчас мы садимся на поляну, разводим костер, чтобы сварить грибной суп. Кто чистит картошку, кто режет грибы. И вдруг один из ребят сильно порезал палец. Чем мы обработали бы ранку в домашних условиях? (Йодом). Аптечку взять с собой не предусмотрели, но природа одарила вас лекарственными растениями. (учитель раздает карточки с названиями растений - медуница, подорожник, камыш, молодая ель, крапива, молодая сосна, зверобой…)

ВОПРОС: Какое из этих растений может быть использовано в качестве йода?

ОТВЕТ: Сок медуницы.

11 раунд.

Помимо порезов в походе мы можем получить ожоги от костра, и аллергию от укусов насекомых, можем отравиться и простудиться.

ВОПРОС: Все те же карточки, но с другой стороны.

Соотнесите названия растений и его предназначение.

ОТВЕТ: 1-1 5-5 9-8 3-2 7-6

2-4 6-7 10-9 4-3 8-10

4





12 раунд.

Немного развлечемся. Немного песен. Немного веселья.

У ведущего и комиссии возникло желание послушать в вашем исполнении песни, в которых звучат названия лекарственных растений.30 сек.на обсуждение. Кто пропоет больше песен.

13 раунд.

Внимание, Суперблиц из 3-х вопросов. Назначается один игрок от каждой команды.

ВОПРОС 1: У какого растения молодые листья используются для приготовления салатов, цветки – для варки варенья, а корни используются как заменитель натурального кофе.

ОТВЕТ: Одуванчик.

ВОПРОС 2: Перечислите съедобные растения, ягоды которых похожи на ягоды ядовитого растения. Или цветы лекарственных на цветы ядовитых. Или семена съедобного растения на семена ядовитого.

ОТВЕТ: черника-вороний глаз

брусника-ландыш

коробочки белены-семена мака

ягоды белодонны -ягоды вишни

семена клещевины- пестрые орешки

ВОПРОС 3: Какое одно схожее предназначение у следующих растений:

мята

клевер луговой

пижма

полынь

боярышник

валериана

пустырник

ОТВЕТ: Успокаивающие.

14 раунд.

Наступил последний раунд. И этот раунд очень ответственный- Дегустация отваров лекарственных растений (выносятся подносы со стаканчиками настоев)

ВОПРОС: Продегустировать и дать название лекарственного растения.

Перечислить его свойство.

ОТВЕТ: Мята- применяют как успокаивающее и добавляется в микстуры при кашле. Как витамины в чай.

Зверобой- обладает противомикробным действием. Применяют в небольших количествах при гастритах. Полоскание полости рта.

Валериана лекарственная- успокаивающее действие, сердечно- сосудистые заболевания.

Наша игра закончилась. Я прошу комиссию назвать команду -победительницу и лучшего знатока этой игры.





5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!