СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка и суффикс - значимые части слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей сформируется представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса

Просмотр содержимого документа
«Приставка и суффикс - значимые части слова»

Урок русского языка во 2 классе

"Суффикс и приставка – значимые части слова"

Цель урока: сформировать представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса.

Задачи: закреплять знания о роли суффиксов и приставок в словах;

развивать навыки разбора слов по составу;

упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран;
2) учебник “Русский язык” 2 класс (автор Л.В. Кибирева)

3) карточки для групповой работы


План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Чистописание.

  3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

  4. Физкультминутка.

  5. Работа по теме урока.

  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент.

На уроке мы старательные, спокойные и внимательные.

Всё пишем, не отстаём, слушаем учителя и друг друга.

2. Чистописание

Книга - книгой, а своим умом двигай.

- Как вы думаете, почему я написала эту пословицу? Как вы ее понимаете? Какое отношение она имеет к уроку русского языка? (Ответы детей).

- Теперь ребята подчеркните в этом предложении все твёрдые согласные. У доски 1 ученик выполняет.

- Ребята, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня вам предстоит самостоятельно открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь!

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Давайте вспомним материал прошлых уроков. Поиграем в игру «Верно или неверно». Я буду называть утверждения, а вы будете показывать + если верно, - если неверно.

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно.

- Окончание служит для образования новых слов? – Неверно.

- У слова бывает нулевое окончание? – Верно.

- Суффикс находится перед корнем слова? – Неверно.

- Суффикс служит для образования новых слов? – Верно.

- Корень – это главная часть слова? – Верно.

- Слово может быть без корня? – Неверно.

- У родственных слов разный корень? – Неверно.

- Приставка служит для образования новых слов? – Верно

- Назовите, все изученные части слова (Корень, суффикс, приставка, окончание). Учитель выкладывает «поезд» с вагончиками.

-Что мы повторили? (Состав слова).

Работа у доски. Выходят 2 ученика. Нужно разделить слова на 2 группы.

Усики, петушок, лисята, баночка, полёт, выход, перешёл, переход, заморозки.

Дети объясняют свой выбор.

-Посмотрите внимательно, что заметили? (одно слово осталось)

-Почему возникли затруднения? (не умеем ещё разбирать такие слова по составу)

- Мы уже с вами рассматривали слова, образованные при помощи суффиксов и также рассматривали слова, образованные при помощи приставок.

- Как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью суффикса и приставки? (Да, могут)

- Давайте мы в тетрадях запишем слово заморозки и выделим все известные нам части слова.

- Послушайте небольшую сказку.

Как живёте части слова?

Встретились однажды Корень. Суффикс и Приставка. Стали части слова спорить, кто же главный.

Корень говорит:

- Я главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов.

Суффикс отвечает:

- Я стою после корня, с моей помощью образуются новые слова.

На что Приставка ответила:

- Я вообще стою перед корнем и тоже образую новые слова.

Корень подумал и предложил не ссориться, а объединиться.

- Ведь мы дополняем, друг друга, - сказал корень. – Мы можем образовывать новые слова вместе.

С тех пор они больше не спорят о том, кто из них главней.


- Эту сказку, ребята, сочинила одна девочка, ученица нашей школы. И мы тоже с вами можем заняться придумыванием сказок, но на следующих уроках.

- А сейчас сыграем в игру «Узнай слово».

- У вас на парте есть листочки для парной работы. Давайте повторим правила, как нужно работать в парах.

- Записывайте отгадки на листочках. Работаем в парах. Для этого нужно вам договориться между собой, кто будет писать слова, а кто потом будет делать разбор по составу.


Прорастает сквозь снежок

К солнечным лучам цветок

Маленький и нежный

Беленький … подснежник.



Позабудьте про капризы,

Всем - конфеты, всем – сюрпризы!

В Новый год не надо плакать,

Там под ёлкой есть … подарки.


На рыбалку его взял,

Крепко к леске привязал.

Если станет он кивать,

Рыбка начала клевать.

Что же это… поплавок.


- А теперь разберем эти слова по составу, т.е. выделим все части слова, которые нам известны.


- Чья пара первой закончит выполнять это задание, подаёт сигнал. (Учитель проверяет). 3 ученика у доски показывают правильные варианты разбора. Остальные, если есть ошибки, исправляют.

- У кого не было ошибок - закрасьте звёздочку;

- У кого была 1 или 2 ошибки – закрасьте квадратик;

- У кого было 3 или больше ошибок – закрасьте трейгольник.

4. Физкультминутка.

- Проведём разминку. Поднимаемся на ноги. Я буду произносить слова, если в слове есть суффикс, то вы будете строить над головой крышу домика из ладошек. Если суффикса нет, то нужно будет просто хлопнуть 1 раз.

Лес, лесок, дом, домище, городок, город, внучок, внук, ухо, ушко, глазищи, глаза.

5. Работа по теме.

- А теперь выполним упражнение 157 из учебника, страница 89.

Ученики по одному слову у доски пишут и разбирают, остальные в тетрадях.

6. Рефлексия.

Выберите фразеологизм, который подходит к вашей работе на уроке и прикрепите к нему стикер.








Работа в парах

Задание.

Запишите угаданные слова и разберите их по составу.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________



Работа в парах

Задание.

Запишите угаданные слова и разберите их по составу.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________





Краем уха



Шевелить мозгами





Каша

в голове

                                                                                         

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс