СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова. Значимые части слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тип урока: урок систематизации  и обобщения знаний и умений.
  2. Цель урока: сформировать у школьников представление о морфемах, их функциях; учить пользоваться в речи словами-понятиями: корень, суффикс, приставка, окончание; объяснить понятия «родственные слова»; учить выделять в слове значимые части; развивать умение правильно произносить слова;  развивать мышление, речь, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Значимые части слова.»

Технологическая карта урока.

  1. Класс: 4 Дата: 07.10.2019. Предмет: русский язык.

  2. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

  3. Основные понятия: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

  4. Тема урока: Состав слова. Значимые части слова.

  5. Цель урока: сформировать у школьников представление о морфемах, их функциях; учить пользоваться в речи словами-понятиями: корень, суффикс, приставка, окончание; объяснить понятия «родственные слова»; учить выделять в слове значимые части; развивать умение правильно произносить слова; развивать мышление, речь, воспитывать интерес к изучению русского языка.

  6. Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • Умение определять части слова

  • умение разбирать слово по составу

  • умение находить однокоренные слова

  • Регулятивные:  различать способ и результат действия, выделять и формулировать то, что усвоено что нужно усвоить.

  • Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

  • Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями, осуществлять смысловое чтение, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

  • Имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы; положительно относятся к школе.

  1. Методы: Словесные, наглядные, практические.

  2. Средства обучения: учебник, раздаточный материал(сигнальные листы)













































Характеристика этапов урока:




Этап урока


Виды работы, формы , методы, приёмы


Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Фронтальная

словесная


Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют преподавателя, проверяют готовность к уроку

Готовность к уроку и предстоящей деятельностью

2

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Фронтальная словесная

- повернитесь к своей паре, возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова, начиная словами: «Мне нравится, что ты…» или «Мне нравится, что у тебя…». Улыбнитесь, поднимите улыбкой настроение своим товарищам.

Выполняют мотивацию

Подготовка предстоящей учебной деятельности

3

Актуализация знаний

Индивидуальная фронтальная словесный практический



Индивидуальная фронтальная словесный практический























Индивидуальная фронтальная словесный практический


Откройте тетради, запишите число, классная работа

Посмотрите на доску выполните минутку чистописания

На парте у вас представлен раздаточный материал, обратите на него внимание.

Вставьте пропущенные слова .

• Выйти сухим из... (воды);

Избежать наказания

• выносить сор из... (избы);

Разглашать ссоры

сапожник без... (сапог);

мастер своего дела без чего либо

• биться как рыба об... (лёд);

безрезультатно

• лежачего не... (бьют);

О работе не требующей усилий

• лучше... (поздно), чем никогда;

Чего либо не сделать во время

• положа руку на... (сердце).

искрене



На парте у вас представлен раздаточный материал, обратите на него внимание.

Прочитайте его.

А теперь давайте ответим на вопросы.

Что вы только что прочитали?

Из чего состоит текст?

Из чего состоят предложения?

Назовите однокоренные слова?

Что такое однокоренные слова?



Чем является корень?













• Выйти сухим из воды;

• выносить сор из избы;

сапожник без сапог;

• биться как рыба об лёд;

• лежачего не бьют;

• лучше поздно, чем никогда;

• положа руку на сердце.

Вставляют пропущенные слова.












Берут раздаточный материал, читают его.

Давайте.


Текст

Из предложений

Из слов


Да






Это слова, у которых одинаковый корень.



Частью слова

Актуализация пройденного материала









Актуализация пройденного материала

4

Постановка целей и задач урока

Фронтальная

словесная

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Какая цель нашего урока?

Какие задачи стоят перед нами?



Состав слова


Вспомнить состав слова, определения частей слова


Вспомнить что такое состав слова

Вспомнить что такое значимые части слова

Определение целей и задач урока


5

Обобщения и систематизация знаний




Обобщения и систематизация знаний
















Обобщения и систематизация знаний

















Обобщения и систематизация знаний

















Фронтальная индивидуальная

словесный, практический, наглядный




Фронтальная индивидуальная

словесный, практический, наглядный





















Фронтальная индивидуальная

словесный, практический, наглядный






















Фронтальная индивидуальная

словесный, практический, наглядный


  1. Откройте учебник на странице 51 посмотрите внимательно на упражнение 77. Прочитайте упражнение.

  2. Назовите сказку

  3. Найдите в тексте однокоренные слова.

Какие это слова?

Что обозначают данные слова?




А выделенные слова являются однокоренными? Почему?

Спишите и выделите корень у однокоренных слов


Обратите внимание на слово корабль. Давайте все вместе его произнесём.

Посмотрите внимательно как правильно пишется слово корабль.

Корабль.

Прямое древнерусское заимствование из греческого языка, в котором "карабион,

карабос" было сначало названием морского рака-краба, а потом перешло на

некоторые виды судов.


Какие части речи вы знаете?


Дайте определение что такое корень?






Что такое приставка?




Что такое суффикс?



Что такое окончание?





Что такое основа?


Обратите внимание на таблицу на странице 54

И проверим правильно мы дали определение или нет?


На раздаточном материале представлен ряд слов найдите 3 однокоренных слова и разберите их по составу. Записываете слово в тетради и выполняете разбор слова по составу

Кто пойдёт к доске?

Выполни разбор слова по составу.


Кто ещё хочет к доске?

Также выполни разбор слова.


Кто разберет последнее слово по составу?

сказка о царе салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе гвидоне
салтановиче и о прекрасной царевне лебеди




Корабельщики, кораблики, корабль

Корабельщик- владелец корабля,

кораблик - уменьшительно корабль

корабль – судно


формы слова не являются однокоренными словами




Записывают слова в тетрадь. Открывают словарь

и смотрят, как правильно пишется слово корабль















Приставка корень, суффикс, окончание, основа.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Основа – часть слова без окончания.




Да



Выполняют задания с раздаточного материала


Прочесть учебник, записать в тетрадь, выполнить разбор слова



Прочесть учебник, записать в тетрадь, выполнить разбор слова















Прочесть учебник, записать в тетрадь, выполнить разбор слова















Прочесть учебник, записать в тетрадь, выполнить разбор слова

6

Физкультминутка

Фронтальная

словесная

Встаньте. Спина прямая. Сделайте спокойно вдох, выдох. II и .п. ноги на ширине плеч, руки к плечам

1 – 4 вращение плечами вперед

5 – 8 вращение плечами назад

и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс

1-наклон вперед

2- наклон вправо

3- наклон назад

4- наклон влево

Выполняют физкультминутку

Выполнение физкультминутки

7

Контроль усвоения

Фронтальная

Словесная









Фронтальная

Словесная


















Фронтальная

словесная

Синквейн на слово «корень»

Я вам буду говорить суждение, а вы будете поднимать зелёненький кружок если оно верно, красные неверно.

Договорились?


1.Липа и липовый однокоренные слова

2.Весна и весенний не однокоренные слова

3.Окончание значимая часть слова

4.Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

5.Основа слова это всё слово

6.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов.


7.Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов


8. Кукла и кукольный однокоренные слова


9.Игры и игрушка не однокоренные слова

10. Какое слово лишние корабли, кораблики, сырный

11.Дождь, дожди однокоренные слова.

Выполняют синквейн








Да

Да

Нет


Нет

Да


Нет


Да




Да




Да


Нет


Сырный

нет

Отвечают на вопросы закрепляют пройденный материал








Отвечают на вопросы закрепляют пройденный материал














Отвечают на вопросы закрепляют пройденный материал

8

Подведение итогов

Фронтальная

словесная

Как обозначается суффикс, корень, приставка, основа. окончание?

Сообщают как обозначаются части слова


9

Рефлексия

Фронтальная

словесная

Перед вами на парте лежит телефон, напишите смс учителю Что понравилось на уроке? Кратко.

Пишут сообщение учителю

Получение информации о настроение обучающихся

10

Информация о домашнем задании

Фронтальная

словесная

Домашнее задание упражнение 80 запишите выделенные слова по группам и выделите в них корень

Записывают домашнее задание

Получение информации о домашнем задании




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!