Урок русского языка во 2 классе “Приставка как часть слов”.
Ход урока
Организация начала урока. (Эмоц. настрой.) Мотивация к учебной деятельности.
***
Добрый день! Меня зовут Екатерина Юрьевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Ребята, посмотрите, на нашем уроке присутствуют гости. Подарим им наше доброе настроение. А они подарят Вам. Спасибо вам. Вы молодцы!
Верю, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Желаю вам успехов! Займите, пожалуйста, свои места.
***
На уроке мы будем наблюдать, рассуждать и делать выводы.
- Помогите, ребята, пожалуйста, узнать в роли кого нам предстоит поработать и выполнить важное задание.
На доске картинка лупы + слово [дэтэкт`иф]
карточка ДЕТЕКТИВ
Ученики: Нам предстоит побывать в роли детектива.
Учитель: А кто такой детектив? Прошу вас дать лексическое значение данного слова.
Ученики: Ответы детей. (агент, сыщики, …)
Учитель: Обратимся к словарю и проверим.
Детектив – 1. специалист по расследованию уголовных преступлений. 2. Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.
Учитель: Сегодня мы с вами – детективы. В наше детективное агентство поступило письмо от Ани и Вани. В котором говорится, что потерялась часть слова. Просят её срочно найти. Чтобы быть хорошими детективами. Нам необходимо наметить план действий.
Постановка учебной задачи
Что же надо узнать о новой части слова? На доске слова- помощники.
(карточки: называется пишется находится используется значком )
Скорректируем наш план.
* Как … называется новая часть слова?
* Где она …. находится в слове?
* Как она …. пишется с остальной частью слова?
*Для чего … используется новая часть слова?
*Каким … значком она обозначается?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Каждый из вас будет вести дневник детектива – это наши рабочие тетради. Туда вы будете записывать некоторые добытые сведения. Запишем дату нашего расследования. (посадка правильная!)
Минутка чистописания
Профессор Самоваров спрятал с “ключ” к минутке чистописания. Давайте его найдем. Прочитайте слова.
РЕЗАТЬ РЕЗКА НАРЕЗАЛ РЕЗЧИК РЕЖЕТ
(Значения всех слов понятны?)
Какую информацию получили? Что вы можете сказать об этих словах? Какие слова называются родственными? У родственных слов корень одинаковый и слова близкие по смыслу.
Выделите голосом корни данных слов
рез рез рез рез реж
- Какое явление в корнях слов наблюдаем? Какие буквы чередуются? Их возьмём на минутку чистописания.
зж жз зж жз (пишу на доске)
- обведите самое красивое сочетание букв и нарисуйте корону.
3. Мы с вами уже начали изучать слово и его состав, т. е. то, из чего оно состоит.
- Расскажите о главной части слова. Вставьте ключевые слова в определение.
Корень – главная …. часть слов, в которой заключено их … значение. Корень в … словах пишется… .
Игра ”Третий лишний”.
- Давайте потренируемся находить корень в родственных словах.
РАБОТА В ПАРАХ с прищепками. (каждому ряду предлагается одинаковый ряд слов). Группы слов на доске под лупой.
Задание: Выделите корень у родственных слов.
Желток, железо, жёлтый.
Лист, лиса, лисёнок.
Горный, горка, городок.
- Не возникло никаких вопросов при выполнении задания?
-Прочитайте родственные слова, назовите корень.
-Какое слово лишнее? Оно по значению другое.
Итог? …………………………………………………………………………
“Открытие” нового знания. (пазлы) РАБОТА В ГРУППЕ.
-Давайте прочитаем, что ещё было в письме. (Книжечка (журнал))
В мире много интересных профессий. Одна из них – детектив или сыщик. Это специалист по ____________преступлений. Преступники тщательно __________ и прячут любые доказательства своей вины. ______________ их тайны - очень увлекательное, но опасное дело. Порой детективы ___________ глаза на риск, чтобы поймать преступника.
- Всё ли понятно? Попробуйте изменить слова, чтобы исправить информацию в письме.
Вспомним работу в группе:
Умей выслушать собеседника, не перебивай.
Не согласен, объясни почему.
Доказывай своё мнение вежливо, спокойно.
Будь внимательным.
Ответить хочешь, подними руку.
Говори только по делу.
Работай дружно, помогай друг другу.
В мире много интересных профессий. Одна из них – детектив или сыщик. Это специалист по раскрытию преступлений. Преступники тщательно скрывают и прячут любые доказательства своей вины. Открывают их тайны - очень увлекательное, но опасное дело. Порой детективы закрывают глаза на риск, чтобы поймать преступника.
- Что вы сделали со словами? Прибавили к ним часть.
Можно сказать по-другому – ПРИСТАВИЛИ.
-Это часть слова? Да.
-Как вы думаете. Как она называется? Приставка
На какой вопрос плана мы ответили?
-Где находится новая часть слова? В начале слова.
- Можем ответить на следующий вопрос? Да! Значит приставка пишется слитно с остальной частью слова.
- Чтобы ответить на 4 вопрос, обратимся к вставленным нами словам в текст.
- Разные или одинаковые слова мы образовывали с помощью приставок?
- Значит, какую новую информацию о приставке получили? C помощью приставок образуются новые слова.
- Уточним местонахождение приставки в слове.
- Как можно назвать наши слова? Родственные.
- Корень? КРЫ
- Значит, где стоит в слове приставка? Перед корнем.
- Как обозначаем приставку в слове? Приставку обозначается в слове вот так:
Проверим наши выводы с определением в учебнике с. 50. Правило.
Физкультминутка-
Две родных, моих сестрицы (музыкальная физ-ка).
Первичное закрепление во внешней речи.
(Работа по рядам с сигнальными карточки)
пробежать | записать | заехать |
прибежать | выписать | выехать |
выбежать | вписать | переехать |
отбежать | написать | уехать |
перебежать | подписать | приехать |
В тетрадь!
про за за
при в вы
вы вы пере
от на у
пере под при
Отлично!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выбери из набора приставок те, которые подходят к слову по смыслу. Слова: лететь, читать, рисовать, плыть, учить, работать. Приставки: над, на, с, пере, от, под, при, про, вы, за. |
Включение в систему знаний и повторение.
Дифференцировнная работа. Карточки.
Прочитайте задания, выберите одно из них и выполните: Выделите приставку в данных словах: | Вставьте подходящую по смыслу приставку: | налить перелить полить вылить пролить | … лить чай в чашку. … лить воду из ведра. … лить сок из банки в кувшин. … лить цветы водой. … лить воду на пол. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Помогите, пожалуйста, ребятки, продолжить пословицу.
Мудрым никто не родился, а ………… (научился).
Проверим вместе с вами:
что узнали?
чему научились?
что запомнили?
Перед вами письмо - конверт с номером ____ (У каждого). Возьми, откройте, …
Пройдёмся по нашему плану, представленному на листке (ПИСЬМЕ).
Что мы ответим на письмо Ани и Вани.
Приставка - это 1. часть слова М 2. отдельное слово Р Приставка служит для связи слов в предложении К для образования новых слов О Приставка стоит 1. перед корнем Л 2. после корня Т Приставка обозначается так: И О Приставка пишется с остальной частью слова 1. слитно Д 2. раздельно Э В слове ПОДРАБОТАЛ приставка ПО Ч приставка ПОД Е В каком слове есть приставка? В слове ЗАМОК А В слове ЗАПИСАЛ Ц | Приставка - это 1. часть слова М 2. отдельное слово Р Приставка служит для связи слов в предложении К для образования новых слов О Приставка стоит 1. перед корнем Л 2. после корня Т Приставка обозначается так: И О Приставка пишется с остальной частью слова 1. слитно Д 2. раздельно Э В слове ПОДРАБОТАЛ приставка ПО Ч приставка ПОД Е В каком слове есть приставка? В слове ЗАМОК А 2. В слове ЗАПИСАЛ Ц |
МОЛОЦЕЦ!!!
Вручаю каждому медаль ( в конвертике с номером ____ лежат медаль и детектив)
Приклеивают на грудь медаль за отличную работу!
На доске:
Гениальные детективы.
Д/З
Приставка - это 1. часть слова М 2. отдельное слово Р Приставка служит для связи слов в предложении К для образования новых слов О Приставка стоит 1. перед корнем Л 2. после корня Т Приставка обозначается так: И О Приставка пишется с остальной частью слова 1. слитно Д 2. раздельно Э В слове ПОДРАБОТАЛ приставка ПО Ч приставка ПОД Е В каком слове есть приставка? В слове ЗАМОК А В слове ЗАПИСАЛ Ц | Приставка - это 1. часть слова М 2. отдельное слово Р Приставка служит для связи слов в предложении К для образования новых слов О Приставка стоит 1. перед корнем Л 2. после корня Т Приставка обозначается так: И О Приставка пишется с остальной частью слова 1. слитно Д 2. раздельно Э В слове ПОДРАБОТАЛ приставка ПО Ч приставка ПОД Е В каком слове есть приставка? В слове ЗАМОК А 2. В слове ЗАПИСАЛ Ц |
рас | крытию | с | крывают |
от | крывать | за | крывают |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
| | |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
В мире много интересных профессий. Одна из них – детектив или сыщик. Это специалист по …………………… преступлений. Преступники тщательно …………………… и прячут любые доказательства своей вины. …………………… их тайны - очень увлекательное, но опасное дело. Порой детективы ……………………глаза на риск, чтобы поймать преступника.
пробежать | записать | прочитать |
прибежать | выписать | перечитать |
выбежать | вписать | вычитать |
отбежать | написать | дочитать |
перебежать | подписать | зачитать |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Выбери из набора приставок те, которые подходят к слову по смыслу. Запиши новые слова в рабочую тетрадь. Слова: лететь, читать, рисовать, плыть, учить, работать. Приставки: над, на, с, пере, от, под, при, про, вы, за. |
Выбери из набора приставок те, которые подходят к слову по смыслу. Запиши новые слова в рабочую тетрадь. Слова: лететь, читать, рисовать, плыть, учить, работать. Приставки: над, на, с, пере, от, под, при, про, вы, за. |
Выбери из набора приставок те, которые подходят к слову по смыслу. Запиши новые слова в рабочую тетрадь. Слова: лететь, читать, рисовать, плыть, учить, работать. Приставки: над, на, с, пере, от, под, при, про, вы, за. |
Выбери из набора приставок те, которые подходят к слову по смыслу. Запиши новые слова в рабочую тетрадь. Слова: лететь, читать, рисовать, плыть, учить, работать. Приставки: над, на, с, пере, от, под, при, про, вы, за. |
Выбери из набора приставок те, которые подходят к слову по смыслу. Запиши новые слова в рабочую тетрадь. Слова: лететь, читать, рисовать, плыть, учить, работать. Приставки: над, на, с, пере, от, под, при, про, вы, за. |
Прочитайте задания, выберите одно из них и выполните: Выделите приставку в данных словах: | Вставьте подходящую по смыслу приставку: | налить перелить полить вылить пролить | … лить чай в чашку. … лить воду из ведра. … лить сок из банки в кувшин. … лить цветы водой. … лить воду на пол. | |
Прочитайте задания, выберите одно из них и выполните: Выделите приставку в данных словах: | Вставьте подходящую по смыслу приставку: | налить перелить полить вылить пролить | … лить чай в чашку. … лить воду из ведра. … лить сок из банки в кувшин. … лить цветы водой. … лить воду на пол. | |
Прочитайте задания, выберите одно из них и выполните: Выделите приставку в данных словах: | Вставьте подходящую по смыслу приставку: | налить перелить полить вылить пролить | … лить чай в чашку. … лить воду из ведра. … лить сок из банки в кувшин. … лить цветы водой. … лить воду на пол. | |