СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притчи Иисуса Христа

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей урока является знакомство детей с притчей как литературным жанром, а также  способствовать формированию у учащихся представления о евангельских притчах в связи  с христианской моралью и нравственностью. 

Просмотр содержимого документа
«Притчи Иисуса Христа»

Тема урока: Притчи Иисуса Христа

Цель урока: познакомить с евангельскими притчами, научить понимать их содержание и смысл.

Задачи урока:

учебные: познакомить с притчами как литературном жанром, сформировать представление о евангельских притчах в связи с христианским учением и моралью;

воспитательные: приобщение учащихся к христианской нравственной культуре на материале евангельских притч;

развивать умение нравственного оценивания усваиваемого содержания, выделения морального содержания действия, идентификации поступков как моральных, так и аморальных на основе соотнесения действия с моральным эталоном.

развитие универсальных учебных действий: развитие умений смыслового чтения, сравнения, установления аналогий, умения выделить главное и делать вывод, развивать умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: притча, иносказание, покаяние, милосердие, ближний.

Методическое обеспечение: учебник, тетрадь, Евангелие, лист с напечатанным заданием, цветные карточки для взаимооценки.

Виды деятельности: эвристическая беседа, работа с текстом в группе. Оборудование: классная доска, проектор, экран, материал для иллюстраций. Дети рассаживаются по 4 человека за один стол.

Ход урока:

I. Вступительная беседа. Проверка домашнего задания Давайте вспомним, почему за Иисусом Христом ходило много народа? Чего они хотели? Что значит «Нагорная проповедь»? Как учил их Иисус Христос? Что такое «Заповеди блаженств»? (5 мин)

Ответы учащихся

Мы вспомнили, о чём вели речь на прошлых уроках. А теперь давайте рассмотрим картину английского художника Уильяма Холмана Ханта «Свет миру». Она была представлена зрителям в 1854 году. Но люди не поняли замысла художника. Она им казалась странной.

Какое время суток на картине? Это глубокая ночь

Кто изображён на этой картине? Странник, которому негде главы преклонить

Что необычно на этой картине? Дверь заросла бурьяном.

Обратите внимание, как стучится Христос. Он не вламывается в нашу жизнь. Дверь эту открыть можно только изнутри. Это дверь сердца человеческого. Какой же смысл вкладывал художник в эту картину?

 «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (библия, апокалипсис)

Люди забыли Бога, не слышат его.

II. Целеполагание. Видите, чтобы понять картину, нам пришлось всмотреться, подумать. В «Нагорной проповеди» Иисус Христос говорил прямо, как нужно жить. Но иногда он говорил не прямо, а главный смысл своих слов прикрывал образами, картинами, чтобы люди сами додумывались. Он таким образом предлагал духовную работу. Ведь то, что сделано с усилием, не забывается. Притча – это короткая история о хорошо знакомых всем предметах. Она призвана сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. Толкование в ней — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование.

Записываем тему сегодняшнего урока «Притчи Иисуса Христа».

Что мы должны сделать, чтобы узнать, о чём рассказывал притчи Иисус Христос?

Дети предлагают прочитать, потом подумать.


III. Слово учителя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с тремя притчами Иисуса Христа: «Притча о блудном сыне», «Притча о потерянной овечке», «Притча о добром самарянине». Читать будете в «Евангелии от Луки». Оно на столах. Закладки есть. Каждая группа должна сначала прочитать, потом распределить задания:

  1. один человек готовит пересказ;

  2. другой определяет главную мысль в притче; (если будет трудно, можно пользоваться учебником с.69 - 73)

  3. третий готовит вопросы к притче, на которые должны ответить учащиеся другой группы, прослушав пересказ;

  4. четвёртый готовит иллюстрацию к притче. Иллюстрация должна быть такая, что по ней было бы понятно, о какой притче идёт речь.

На подготовку 10 минут. В тетрадь записываем и вопросы, и основную мысль, и какие-то нужные для пересказа слова.


IV. Работа в группе. Сначала жужжащее чтение. Потом распределение ролей и индивидуальная подготовка. Учитель помогает, корректирует.

Физкультурная минутка. Иисус Христос проповедовал на горе. Представьте, что вы слушаете проповедь, но вам плохо видно из-за стоящих впереди людей. Встаньте на носочки и потянитесь.


V. Выступление каждой группы у доски. На доске иллюстрации закрепляются магнитиками. Рассказывают, определяют смысл, задают вопросы. ( 5 минут каждая группа)


VI. Взаимооценка с помощью карточек. Красная – отлично

Зелёная – хорошо, были недочёты

Белая - не всё удалось



VII. Заключительная беседа. Мы прочитали и осмыслили с вами 3 разных притчи. В них разные герои и описываются разные события. А есть ли в них что-то общее? Легко ли героям притчи? А что там самое трудное?

Ученики высказывают свои гипотезы. Там есть мотив дороги, трудного пути.

Все три притчи имеют одну общую мысль: трудно человеку, когда он отдаляется от Бога. Ему угрожает опасность.

Какая опасность угрожала овечке?

Какая - блудному сыну?

От кого пострадал человек, которому помог самарянин?

А кто им помог, кто пожалел?

Дети отвечают: пастырь, любящий отец, самарянин.

И пастырь, и любящий отец, и самарянин – это Бог, который ждёт нас, ждёт, чтобы вспомнили о нём, отказались от дурных дел, от злобы, гнева, перестали обвинять других людей, а внимательно всмотрелись в себя и поняли: я с Богом или далеко ушёл от него? Сейчас время Великого поста – самое то время, когда православные христиане каются в своих грехах и делают усилие, чтобы исправить свою жизнь и приблизиться к Богу. Это время покаяния.

Герой какой притчи покаялся? – плакал, просил прощения и исправил свою жизнь?

Блудный сын,- отвечают дети.


VIII. Чтение и обсуждение стихотворения. Послушайте стихотворение «Благовест», написанное А.К. Толстым в 1840году.

БЛАГОВЕСТ


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.


Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!


К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,


В край благодатный,

Забытый мною,—

И, непонятной

Томим тоскою,


Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;


Далёко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,


И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…


Чем стихотворение созвучно тем притчам, которые мы сегодня читали и обсуждали?

Мотивом дороги, возвращением к Богу, покаянием.

IX. Рефлексия. Что я сегодня узнал?


Задание на дом: вопросы и задания с.73




Литература:

  1. Янушкявичене О. Л. и др. Учебник «Основы православной культуры» «Русское слово» М.2017 с.69 - 73

  2. Янушкявичене О. Л. и др. «Методическое пособие к учебнику «Основы православной культуры» «Русское слово» М.2014,с.124 - 130

  3. «Евангелие от Луки» гл.10, ст. 25 – 37; гл.15 ст.3 – 8, ст 11- 24.М. «Сибирская Благозвонница» 2004г.

  4. Коровина В.Я. « Литература 7 класс» М

  5. Притча «Воробей» https://www.youtube.com/watch?v=Xv70FjgZyIA

Приложение

Задание для группы


  1. Прочитать притчу.

  2. Приготовить подробный пересказ.

  3. Подумать над смыслом притчи и записать основную мысль.

  4. Записать вопросы, которые можно задать по содержанию этой притчи. Постарайтесь задать такие вопросы, которые помогут понять смысл притчи.

  5. Проиллюстрировать притчу.


Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.


Притча о добром самарянине

Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе».

- Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?

- Тот, кто оказал ему милость.

- иди, и ты поступай так же.


Притча о заблудшей овце

Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? А нашедши, возьмёт её на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.


В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным  вариациям. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.

Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.

 «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

http://nevsky.by/pub/articles/-15

Παραβολή — целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие.

Толкования, которые Иисус Христос дает своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни.

Притчи Иисуса Христа призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства. Толкование в ней — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идеи, принципиально лишенные зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми». В притче происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции. В евангельской притче толкование — часть неотъемлемая, в отличие от последующих эпох.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!