СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема чтения в современном обществе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны причины ,почему дети не любят читать.Пути решения этой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Проблема чтения в современном обществе.»

Проблема чтения в современном обществе.

Читают или не читают? Вот в чем вопрос!
«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,

а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги — величайший». Герман Гессе


1 ЭТАП

Начало

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению .

Ну и главный ВОПРОС? Почему дети не читают ,причины , влияющие на отсутсвие книги в жизни ребенка?

От родителей, которые к нам обращаются, мы часто слышим примерно следующее: «Абсолютно не читает!», «Ничего не хочет читать, постоянно сидит перед телевизором», «Постоянно сидит в социальных сетях, читает вместо книг одни пошлые анекдоты да смотрит тупое видео», «Абсолютно не хочет брать в руки книги». Или: «Вот я помню, у меня в подростковом возрасте родители книжки из рук отбирали, а я все читала. А это поколение как читать заставить?» Действительно, то, что современный ребенок не хочет читать и практически не читает, это неоспоримый факт.

2 ЭТАП Давайте разберем основные причины, по которым дети не любят читать:



1. Неправильное чтение

Во-первых, давайте вспомним, как нас учили читать. Или вспомним, как учили читать вы или педагоги ваших маленьких детей.

Когда ребенок в дошкольном возрасте 5-7 лет начинает читать по слогам и вроде как понимать прочитанное, ему велят читать про себя. Он начинает читать, не проговаривая текст вслух. И считается, что в этот момент ребенок научился читать.
Итак, первой причиной, по которой дети не любят читать, является то, что они просто не умеют правильно читать. Когда ты не умеешь что-то правильно, хорошо и качественно делать, вряд ли это может доставлять удовольствие и вызывать желание делать это снова и снова.

2. Дурной пример родителей

Вторая причина, по которой дети не любят читать, это пример их родителей. В детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат. «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому, когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют его читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно.

3. Интернет и ТВ – главные враги книг

Третья причина — это вытеснение книг из досуга интернетом и телевидением. Почему телевидение и интернет привлекательнее книги? Во-первых, когда читаешь книгу, нужно думать, напрягаться, делать какие-то выводы, структурировать мысли. Получив доступ к интернету, можно просматривать какие-то видео, получать готовые выводы, хотя и чужие. То есть у экрана телевизора или у монитора думать нужно меньше. Естественно, получать информацию из видео намного легче и приятнее, чем из книги, учитывая, что дети не научены правильно и быстро читать. А как же обучающие видео и телепрограммы? — спросите вы. Мы абсолютно не против них, но у них есть существенный недостаток. Двумя кликами мышки можно с обучающего видео перейти на свою страницу «ВКонтакте» или на более веселое видео на «Ютубе», где люди смешно падают или котенок забавно танцует.

Ну а про телевидение и говорить нечего: в век, когда идет жестокая война за телезрителя, в которой все средства хороши и в которой используется последние наработки в психологии, ребенок остается беззащитным. И как вы думаете, что ребенок выберет: обучающий канал «Дискавери» или, к примеру, сериал «Физрук» и пошлые шутки «Камеди клаба»?

4. Неправильная подача материала в школе

Следующая причина ненависти современных детей к чтению — это школа. К сожалению, современная школа очень далека от современного ребенка. А нынешняя программа по литературе совсем не отвечает современным реалиям и представлениям подростка о чтении. Что представляет собой урок литературы в школе?

Вот стандартная схема разбора литературного произведения на уроке литературы: рассматривается биография автора; далее — образы героев его произведения; ну и, чтобы ребенок смог написать сочинение или изложение по произведению, ему предлагаются темы вроде: «Женские образы в романе...», «Проблема морали в повести...», «Проблема отношений отцов и детей в романе...» и т. д.


5. Быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Пятая причина падения популярности чтения заключается в том, что читать сейчас немодно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.


6. Дети не знают интересных книг.

Шестая причина, по которой чтение все менее популярно, состоит в том, что дети, подростки просто не знают о существовании интересных для их возраста книг. Все их представление о книгах, о литературе основывается на школьных уроках литературы.

7. Давление родителей.

Седьмая причина — это давление родителей. Вы, родители, заставляете их читать. И нет лучшего способа отбить у ребенка желание что-то делать, чем заставлять его делать это. Отвращение — такова реакция человеческого подсознания на любое принуждение.
Особенно сильно чувство протеста ребенок испытывает тогда, когда родители сажают его перед собой и говорят: «Читай!». Они заставляют его читать вслух и каждый раз, когда он ошибается, заставляют его перечитывать. Ребенок перечитывает. Когда же он читает все правильно, то никаких поощрений нет, и это называется «методом кнута без пряника».

Как в таком случае работает подсознание?

Оно строит четкую ассоциативную связь: чтение — это страдание, потому что нужно перечитывать, периодически выслушивать оскорбления вроде «Ты что, глупый?», «Ты что, слепой?», «Не видишь, как тут написано?» и т. д.
В результате такого чтения вы получаете ребенка, который не будет читать не при каких обстоятельствах.

III этап. Проведение анкетирования среди школьников.

Нами было проведено анкетирование среди учащихся МБОУ Новоцурухайтуйской СОШ». В анкетировании участвовали ученики 5, 6, 7, 8, 9, классов, всего ученика. 


На вопрос: «Как предпочитаете проводить свой досуг?», 10 % ответили за телевизором, 42%  - за компьютером и всего 8% - за чтением любимой книги.

На вопрос: « Какие жанры художественной литературы Вы предпочитаете читать?», 15% ответили  классику, 11% - беллетристику, 19% - детектив. Особой популярностью среди школьников пользуется фантастика – 44%. Наименьшей популярностью - периодические издания 3%. 7% учащихся не читают вообще никакую литературу.

На вопрос: «Как часто Вы посещаете библиотеку?» 4% школьников ответили что посещают библиотеку часто, 92% - только по необходимости, 4% не посещают библиотеку совсем.

На вопрос: «Имеется ли у вас домашняя библиотека?» 75% школьников ответили, что имеется, но маленькая, 12,5% имеют большую библиотеку, у 12,5% нет никакой.

На вопрос: «Принято ли проводить в вашей семье семейные чтения?» 21% ответили, что да, 63% - нет, не знаю – 4%. 

На вопрос: «Как вы оцениваете интерес к чтению в современном обществе?» 33% школьников считает, что у нас читающее общество, 21% - у нас не читающее общество, 46% - не очень читающее общество.



4 ЭТАП

Проведение опроса  библиотекаря о роли книги в жизни школьника.

 На данном этапе мы обратились к библиотекарю нашей школы – Черных Вере Прокопьевне.(ВИДЕО)

Итак, мы с вами посмотрели и ответили на вопрос «Читают или не читают?»

5 ЭТАП- Решение проблемы

Хотелось бы на последнем этапе найти путь решения этой проблемы.

Сейчас вам раздам листочки, где вы напишите ответ на вопрос «Что сделать, чтобы ребенок полюбил книгу и начал читать?»(раздаю листочки в зал(минута )

Ну и, конечно , предлагаю свои пути решения .

«Что сделать, чтобы ребенок полюбил книгу и начал читать?» — Как привить детям любовь к чтению?

1.Особая среда

Прежде всего необходимо создать среду, в которой для книги всегда будет место.  Создавайте книжную среду вокруг ребенка без нажима. Незаметно.

Есть старая притча про выросшего ребенка, который однажды спросил своего отца:
— А ты ведь, наверное, и не знал, что я каждую ночь читал книги под одеялом с фонариком?
— Да? А кто тебе менял батарейки в фонарике?

У родителей есть огромное количество возможностей погружения ребенка в книжную среду. От выбора школы до помощи с выбором друзей, читающих книги. Их авторитет и их советы часто важнее для ребенка, чем советы родителей. Отправляйте детей в летние лагеря, в которых читают книги. Не бойтесь организовать скуку — уезжая с детьми в путешествия без гаджетов, но с книгами. Устраивайте «дни без электричества».

2.Чтение вслух

Начинать надо с чтения вслух. Сделайте это обязательным ритуалом.  Не только читать ребенку новые книги, но и обязательно перечитывать старые — это прекрасно развивает память. Нужно обсуждать книги со своим ребенком и интриговать его: «А вот есть такая потрясающая книга...», после чего рассказать завязку и оборвать рассказ на самом интересном месте.

3.Чтение сказок

Не пренебрегайте сказками. Сказки учат детей доброте и справедливости. Сказки делают ребенка человеком. А от сказок очень легко перейти к детской литературе, приключениям и фантастике.

Как говорил Эйнштейн: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, — читайте им больше сказок».

4.Развитие фантазии

Придумывайте вместе с ребенком продолжения книг. Например, Стивен Кинг вместо того, чтобы читать детям книги на ночь, просил их рассказывать ему собственные истории. И двое его детей стали писателями.

5.Самостоятельный выбор книг

Ходите с ребенком в книжные магазины, и пусть он сам выбирает себе любые книги. Никогда не критикуйте выбор детей.  

6.Проявление уважения к вкусам ребенка

Не стоит навязывать ребенку собственные вкусы.  Из того, что вам в детстве нравился, например, Майн Рид, вовсе не следует, что он должен понравиться и вашему ребенку. Пусть читает то, что ему нравится. Да хоть бы и комиксы. Это тоже чтение. Если вы чувствуете, что какая-то книга «не идет», — отложите ее. Главный критерий — горящие глаза ребенка и просьба «еще».

7.Разговоры о книгах

Повышайте статус книги.  Расскажите историю о книгах, которые раньше были запрещены. О книгах, за чтение которых сажали в тюрьму. Расскажите ребенку, что в XVIII веке в Южной Каролине был принят закон, строго запрещающий всем темнокожим, все равно, рабам или свободным, учиться читать. Его никто не отменял до середины XIX века. «В первый раз, когда вас ловили за чтением и письмом, вас секли плетью из воловьей шкуры, за второй раз полагалась плетка-девятихвостка, а на третий раз вам отрубали фалангу указательного пальца», — пишет Альберто Мангель в книге «История чтения». По всему Югу обычным делом было повесить раба, который учил читать своих товарищей.

Рассказывайте детям о потрясающих идеях, которые вы вычитали из книг.  Объясняйте, что прочитанные ребенком книги могут поднять его авторитет в глазах сверстников.

Есть старый прекрасный совет: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они станут почти такими же, как и вы. Воспитывайте лучше себя».

Свое выступление хотелось бы закончить такими словами:

Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге. Виктор Гюго










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!