Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста
на современном этапе развития общества
Подготовил:
Захарова Светлана Михайловна,
воспитатель
На сегодняшний день проблема патриотизма приобретает все большую актуальность, так как мы живем в неоинформационном обществе, в веке коммуникационно-информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору. Все это способствует моральной и нравственной деградации личности. Дети не откликаются на просьбы родителей отвлечься от этих рутинных увлечений и заняться чем-то полезным. У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой родине, собственном городе. И это, пожалуй, является действительной проблемой.
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине.
Отечественный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.
Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Более того дети все больше становятся ориентированы на западную культуру и традиции, предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным. Важно отметить, что если бы ребенок больше интересовался российской анимацией, то хотя бы из них узнавал ту малую часть об историческом наследии и основных значимых событиях, подвигах нашей армии, героях страны. Все это показывает незаинтересованность дошкольников в культурном наследии России.
Воспитание патриотизма у дошкольников начинается с элементарных знаний о нашем государстве. Но многие дети не знают даже их гимн, герб, флаг, их интересы ограничиваются преимущественно играми и мультфильмами. К тому же дошкольники просто не знают улицу, на которой живут или ту, где находится детский сад. Из этого вытекает и то, что дети также не знают историю родного края, области, республики, которые богаты памятниками культуры, архитектуры, изобразительным искусством.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Существенное воздействие на формирование чувства патриотизма оказывает отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе. А именно средствам массовой информации дети уделяют особое внимание, получают всю информацию.
Проблема патриотизма исходит, в том числе, и от политики, проводимой государством. Так, департаменты, комитеты не вырабатывают необходимых содержательных программ в сфере патриотического воспитания детей и молодежи, которые были бы эффективными и смогли бы действительно заинтересовать ребенка в истории своей страны.
Важно отметить тот факт, что дети не просто не заинтересованы в изучении истории и культуры родной страны, но и не стремятся к этому.
Все вышеупомянутые проблемы берут истоки из семьи, в которой родители часто не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей, нередко из-за собственной неосведомленности в данной сфере или непонимания и недооценки всей серьезности названных проблем. Здесь целесообразно привести цитату А. С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Родители не только не стремятся познакомить ребенка с историей родной страны, но и не рассказывают о собственных корнях, не приобщают ребенка к наследию собственной семье. А ведь чувство патриотизма должно зарождаться с малого, именно с семьи. В семье ребенок учится уважать и почитать старших, а с этого начинается патриотизм.
Многие дети даже не ходят в детские сады, в которых могут получить хотя бы необходимый минимум о представлении патриотизма, а находятся дома с нянями, которые часто вообще не нацелены на развитие ребенка, в том числе и патриотическое воспитание.
Мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность.
Перед родителями и дошкольными учреждениями стоит важнейшая задача: помочь, заинтересовать и научить ребенка воспринимать историю, традиции, обычаи и истинные ценности своей Родины. Это тоже является своего рода проблемой патриотического воспитания, так как молодые специалисты детских дошкольных учреждениях не могут донести в увлекательной форме детям культурное и историческое наследие родной страны, региона или города, ведь дошкольники в силу своего возраста не могут правильно и полно воспринять монотонную речь на протяжении длительного времени, поэтому воспитателям необходимо придумывать что-либо для привлечения и завлечения детей к данной теме.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Решая задачи патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: – «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); – непрерывность и преемственность педагогического процесса; – дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов; – рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; – деятельностный подход; – развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Таким образом, важно отметить, что преодоление имеющихся трудностей патриотического воспитания дошкольников будет иметь в будущем значительный положительный эффект, так как необходимо уже с самого раннего возраста укреплять позитивное отношение к Родине, чтобы став взрослыми, дети делали все для процветания и благополучия своей страны.