СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный метод обучения иностранным языкам формирует самостоятельсть и итерес у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение английскому языку»

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»










Реферат по дисциплине:


«Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка»




По теме:


«Особенности проблемного обучения иностранным языкам»






Исполнитель:

Зуева Юлия Сергеевна













Москва 2019 год





Содержание (с. 2)

Введение (с.3)

1. Понятие, цели, задачи и роль проблемного обучения в изучении иностранных языков (с.4)

2. Формы, алгоритм и методы проблемного обучения иностранным языкам (с.6)

2.1. Метод деловой игры на уроке английского языка (с.8)

3. Особенности проблемного обучения иностранным языкам (с.11)

Заключение (с.14)

Список литературы (с.15)






































Введение



Данная работа представляет собой исследование особенностей проблемного обучения иностранным языкам.

Актуальность изучения проблемного подхода к обучению иностранным языкам определяется новыми целевыми установками современного образования, направленного как на овладение новыми знаниями аспектов языка, умениями в различных видах речевой деятельности, так и на формирование творческих способностей учащихся.

Цель исследования - изучение возможности использования проблемного обучения в преподавании иностранных языков, доказать его эффективность и доступность.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- изучить понятие, цели, задачи и роль проблемного обучения в изучении иностранных языков;

- охарактеризовать формы, алгоритм и методы проблемного обучения иностранным языкам;

- исследовать особенности проблемного обучения иностранным языкам;

- рассмотреть задания и упражнения при проблемном обучении иностранным языкам.

Методы исследования: обзор, анализ научной и методической литературы, синтез полученной информации по исследуемой теме.

Информационной базой исследования послужили положения, изложенные в трудах таких известных ученых, как М.В. Буланова, Е.В. Ковалевская, А.В.Конышева, Н.Н. Круглянова, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов и др.


  1. Понятие, цели, задачи и роль проблемного обучения в изучении иностранных языков


Проблемное обучение представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование у обучаемых умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации0.

Цели проблемного обучения на уроках иностранных языков - формирование у обучаемых умения гибко ориентироваться, адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи проблемного обучения на уроках иностранных языков:0

1. Обучающие:

- формирование учебных навыков работы

- формирование коммуникативных умений,

- познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей.

2. Развивающие:

- развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию;

- развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля; - развитие этикетных норм (речевой такт и поведение).


3. Воспитательные:

- совершенствование нравственных качеств личности (гуманность и др.)

- выработка языковой, этнической и расовой терпимости,

- ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой.

С помощью проблемного обучения на уроках иностранных языков можно:

- выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;

- учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность,

- учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника;

- учить жить по принципу: «Не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - действуй»;

- заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;

- изменить роль педагога (педагог - не контролер, а наставник, советник, источник информации, разделяющий общую ответственность за результат).

В заключение можно сделать вывод о том, что проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение на уроках иностранных языков помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на продуктивное, творческое.









2. Формы, алгоритм и методы проблемного обучения иностранным языкам



При проблемном обучении иностранным языкам преобладают две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, поскольку для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать всё, что им скажут.

Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат. Но есть и минусы, а именно: отдельные учащиеся в группе не совсем добросовестно выполняют порученные задания, тем самым снижая оценку совместной работы, из-за чего иногда возникают трения, взаимные обвинения и т.п.

Формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач производится по алгоритму: анализ ситуации, выявление проблемы, формулировка проблемы, осуществление поиска ее оптимального решения.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью предусматриваются различные уровни сложности:0

- 1-й уровень. Педагог сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

- 2-й уровень. Отличие состоит в том, что педагог вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

- 3-й уровень (самый высокий). Педагог доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи, а выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Методические приемы проблемного обучения на уроках иностранных языков включают:0

⁕Учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов).

⁕Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов).

⁕Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов). Виды игры (ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие).

⁕Интеллектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная разминка, мозговая атака - штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки).

⁕Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка, ситуация-упражнение).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения как на традиционных, так и на нестандартных уроках. Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит обучаемого в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода.


2.1. Метод деловой игры на уроке английского языка.


Применение активного метода обучения характерно для старшего этапа обучения (8-11 классы), так как мышление старшеклассников на старшем этапе обучения представляет собой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной стороны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, генерализующим, способным работать планомерно и по правилам .Старшеклассник отличается относительно высоким культурным уровнем и кругозором, высокой степенью познавательно-логического поведения, определившимися склонностями и интересами, самостоятельностью, умением сосредоточиться, отрицательным отношением к механическим приемам закрепления.

Отличительной чертой коммуникативных, в том числе ролевых деловых игр и их преимуществом перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и так далее, что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.

Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.

Дидактические цели включают в себя :

– закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;

– выработку системных умений по конструированию и методическому описанию игры;

– обмен опытом создания деловой игры;

– совершенствование навыков принятия коллективных решений;

– развитие коммуникативных умений разного рода.

Воспитательные цели представляют собой:

– порождение творческого мышления;

– выработку установки на практическое использование

– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми. Игровые цели заключаются в разработке вариантов проекта деловой игры и демонстрации разработчиком приемов создания игрового контекста.

Любая ролевая игра, в том числе деловая, предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля .

⁕Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:

– выбор темы и формулирование проблемы;

– отбор и повторение необходимых языковых средств;

– уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения;

– подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки, образцы писем;

– уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

Подготовка учащихся к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней и заключается в следующем:

– поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;

– повторение речевых формул и лексики по теме.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. Действие и задача могут быть простыми или сложными для выполнения, поэтому и коммуникации партнеров будет либо простыми, либо сложными по содержанию, и по использованию языковых форм. Игра должна быть хорошо организована, чтобы процесс обучения новому материалу или процесс закрепления уже изученного проходил наиболее эффективно.

Учитель сообщает задачу и сообщает правила игры, показывает образец, как надо выполнять игровые действия. Иногда он назначает контролеров, если это требуется по ходу игры. Руководство учителя должно быть по возможности опосредованным. Это позволит учащимся проявить самостоятельность, инициативу, почувствовать большую свободу действий, игра будет протекать более эффективно и целенаправленно.

Иногда по ходу игры учителю приходится вводить некоторые фразы и выражения, используя перевод или игровую ситуацию. Однако не все нужно растолковывать, прерывая игру.

Перед тем, как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда предупреждает о возможных затруднениях, с помощью контрольных вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра.

Правильно организованная деловая игра провоцирует, подталкивает учащегося к принятию самостоятельных творческих решений.














3. Особенности проблемного обучения иностранным языкам



Специфика создания и особенности присвоения проблемных ситуаций в обучении иностранному языку связаны со следующими вопросами: 0

- особенности создания проблемных ситуаций на основе проблемно-коммуникативных задач;

- познавательно-коммуникативные потребности и возможности обучаемых в «присвоении» проблемных ситуаций;

- профессиональные потребности и возможности педагогов в управлении процессом разрешения проблемных ситуаций;

- формирование и развитие умений обучаемых и педагогов для работы с проблемными ситуациями.

Исходя из определения проблемной ситуации, которая возникает при наличии проблемы, преграды на пути достижения цели, известным компонентом проблемной ситуации должна стать цель, осложненная препятствием. Такие компоненты, как место, время, участники общения, могут быть факультативными, неизвестными, при этом число неизвестных компонентов и определяет степень сложности ситуации, а также вариативность решений. Кроме того, необходимо определить максимальное значение неизвестных компонентов, при котором проблемная ситуация, как слишком сложная не может быть присвоена обучаемыми, а также минимальное - при котором проблемная ситуация, как слишком легкая, перестает быть проблемной, переходя в разряд непроблемных ситуаций.

Зачастую при обучении иностранному языку используются «ступенчатые» проблемные ситуации, в которых цель осложнена не одним, а серией последовательно предлагаемых препятствий.

С целью обеспечения оптимальных условий присвоения проблемных ситуаций учащимися (по И.А.Зимней), эти ситуации должны соответствовать определенным требованиям, соотносимым с познавательно-коммуникативными потребностями и возможностями конкретного контингента учащихся. В рамках преподавания иностранного языка под познавательно-коммуникативными потребностями учащихся можно понимать интерес к разрешению проблемных ситуаций на родном и иностранным языках, а под познавательно-коммуникативными возможностями - способности и умения разрешать такие ситуации на родном и иностранных языках.0 Поскольку проблемные ситуации предъявляются в форме проблемных задач, рассмотрим эти задачи.

⁕Познавательно-лингвистические задачи должны строиться на основе интересных форм предъявления (наглядность, шарады, кроссворды, загадки), ⁕познавательно-коммуникативные задачи могут создаваться на основе моделирования жизненных ситуаций, которые легкодоступны,

⁕духовно-познавательные задачи должны основываться на решении проблем внутреннего мира.

Соответственно проблемные ситуации и проблемные задачи должны отвечать требованиям, соотносимым с познавательно-коммуникативным потребностям и возможностям учащихся .0

К языковым иноязычным способностям можно отнести - использование более сложной структуры высказывания (количество обособленных оборотов, использование фраз большей длины, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений); к речевым - более оформленный механизм отбора слов (меньшее количество повторов лексического и синтаксического характера, пауз хезитаций); к смысловым - более широкий охват предмета обсуждения (количество денотатов и их предметных признаков, глубина понимания речевого сообщения). 0

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия присвоения учебных ситуаций обучающимися во многом определяются соответствием этих ситуаций их потребностям и возможностям разрешать эти ситуации на родном и иностранном языках.
















Заключение




В представленной работе было проведено исследование особенностей проблемного обучения иностранным языкам. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение.

Ключевым понятием проблемного обучения иностранным языкам является проблемная ситуация - основной метод проблемного обучения, с помощью которого, пробуждается мысль, познавательная потребность обучаемых, активизируется мышление.

Проблемное обучение - это обеспечение творческого усвоения знаний. Это значит что на уроке изучения нового материала учитель проводит обучаемых через все звенья научного творчества: постановку проблем, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.

Проблемное обучение иностранным языкам имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:

- учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

- вызывает глубокие интеллектуальные чувства;

- помогает быстрее восстановить самостоятельно добытые знания.

Методические приемы проблемного обучения на уроках иностранных языков включают проведение: тематической дискуссии, «круглого стола», деловой игры, интеллектуального штурма, анализа конкретных ситуаций.



Список литературы



1.Буланова, М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов пед. специальностей / М.В. Буланова - Топоркова [и др.]; под общ. ред. В.С. .Кукушина. - 4-е изд. - М.: Изд. Центр «МарТ», 2013. - 333 с.

2.Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2015. - 247 с.

3.Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2013. - 118 с.

4.Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В.Конышева. - Минск: Тетра система, 2014. - 175 с.

5.Круглянова, Н.Н. Использование проблемного метода при обучении иностранному языку / Н.Н. Круглянова. - С-Пб.: Златоуст, 2014. - 472 с.

6.Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е.А. Маслыко. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 522 с.

7.Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения [Текст] / Е.И. Пассов, Е.С.Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2013. - 142 с.

8.Проблемность как основная составляющая обучения в сотрудничестве / Г.Н..Салтыковская. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2015. - 276 с.

9.Скалкин, В.Л. Ситуативные упражнения [Текст] / И.Л.Скалкин. - М.: Знание, 2014. - 310 с.

10.Соловова, Е.Н. Урок иностранного языка сегодня [Текст] / Е.Н.Соловова. - М.: Знание, 2015. - 363 с.

11.Титова, И.М. Методика обучения иностранным языкам. Модернизация образования / И.М. Титова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 282 с.

12.Зимняя, И.А. Проблемность в обучении иностранным языкам / И.А. Зимняя // Иностранные языки. - 2016. - № 3. - С. 45-48.

0 Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2013. - 118 с.

0 Титова, И.М. Методика обучения иностранным языкам. Модернизация образования / И.М. Титова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 282 с.С.72



0 Соловова, Е.Н. Урок иностранного языка сегодня [Текст] / Е.Н.Соловова. - М.: Знание, 2015. - 363 с. С.59



0 Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2013. - 118 с.С.106



0 Проблемность как основная составляющая обучения в сотрудничестве / Г.Н..Салтыковская. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2015. - 276 с. С.103



0 Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 2015. - 247 с. С.57

0 Буланова, М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов пед. специальностей / М.В. Буланова - Топоркова [и др.]; под общ. ред. В.С. .Кукушина. - 4-е изд. - М.: Изд. Центр «МарТ», 2013. - 333 с. С.48



0 Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В.Конышева. - Минск: Тетра система, 2014. - 175 с. С.84



12