СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы чтения и пути их решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится об одной из важнейших задач начальной школы - формировании у ребенка навыка чтения.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы чтения и пути их решения.»

Проблемы чтения и пути их решения


Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у ребенка навыка чтения, который является фундаментом всего последующего образования.

Многие дети испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги, у них возникают проблемы при слогослиянии и другие ошибки, создающие сложности понимания прочитанного.

Ребята нервничают и переживают. В результате у них складывается негативное отношение к процессу чтения.

Если подобные нарушения вовремя не исправить, то в дальнейшем они вызовут трудности общения с окружающими и повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития ребенок - подросток - взрослый, т.е. приведут к возникновению у школьника закомплексованности, мешая ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. Она проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей и тренировок дома навык чтения развивается плохо и медленно.

Навык чтения складывается из смыслового и технического факторов. Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинен пониманию прочитанного. Ведь, собственно, и главная цель чтения - извлечь информацию, заключенную в тексте.

Скорость

К сожалению, некоторые учителя и родители направляют всю свою энергию на борьбу за количество слов в минуту.

Скорость чтения действительно важна, но если ребенок, прочитав 100 слов за 60 секунд, допустил 10 ошибок, не сделав ни одной паузы даже на границе предложений, и не может рассказать о том, что он прочитал, то кому нужно такое «чтение»?

Поэтому не спешите радоваться высокой скорости чтения, если она сочетается с ошибками. Занимаясь дома, просите ребенка читать медленнее, но без ошибок.

Сознательность

Самое важное качество чтения - сознательность. Она предполагает понимание прочитанного, причем на первых порах - лишь его предметнофактической стороны (буквальное понимание), а затем уже и подтекста, метафор, авторского отношения, юмора, иронии, общей идеи текста.

Сознательность чтения на уровне слова проявляется в его узнавании. Звучание слова, прочитанного начинающим чтецом, сильно отличается от его обычного звучания, поэтому нередко ребенок прибегает к повтору: ко-ш - кош-ка. Кошка! А иногда у него не получается даже и это, потому что части слова читались так долго и были настолько оторваны друг от друга во времени, что оперативная память не сумела их сохранить и соединить. В последнем случае нужно наращивать скорость чтения, применяя слоговую таблицу, а для устранения повтора можно использовать слуховое упражнение: взрослый медленно и растянуто произносит слово и просит ребенка его узнать и назвать.

Слова можно выговаривать плавно, по слогам или слияниям и причитываниям (кош-ка или ко-ш-ка). Желательно произносить их орфографически (то есть так, как они пишутся и как бы их прочитал ребенок).

Осознанность чтения на уровне предложения и текста проверяется вопросами: «О ком ты прочитал? Как зовут мальчиков? Куда они отправились?».

Мешать пониманию прочитанного может не только низкая скорость чтения, но и искаженное воспроизведение написанного. Дети довольно часто пытаются угадывать слова по первым двум-трем буквам, не дочитывают окончания, меняют формы слов.

Выразительность

С сознательностью чтения тесно связана его выразительность. Если ребенок не делает паузы, не отделяет одно предложение от другого, ему крайне нелегко разобраться в содержании, поскольку при таком чтении связи между отдельными словами, словосочетаниями и предложениями безнадежно теряются.

С другой стороны, если он понимает каждое прочитанное слово, в своем сознании соединяет его с предыдущими, ему легче следить за развитием мысли и соблюдать необходимые паузы и интонацию. Таким образом, сознательность и выразительность не могут существовать друг без друга: соблюдение знаков препинания помогает верно расставить логические ударения и разобраться в содержании, а понимание смысла, в свою очередь, повышает выразительность чтения.

Правильность

С первых шагов следует обращать внимание на правильность чтения. Не пропускайте ошибки, просите ребенка перечитать еще раз, как написано, выполняйте специальные упражнения.

Например, поиграйте в игру «День и ночь». Когда вы говорите «ночь!», школьник должен закрыть глаза, а вы в это время заменяете 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «день!» он открывает глаза и старается прочитать новое слово как можно быстрее и без ошибок. За каждую ошибку можно начислять штрафные очки или фанты.

Буквы можно не только заменять (кот - кит, кукла - куклы, пришла - прошла), но и убирать (экран - кран, смех - мех, игра - Ира) или добавлять (лапа - лампа, нора - норка). Можно каждый раз «наращивать» исходное слово: береза - березы - березка - березовый. Уточняйте у ребенка значения новых слов. Например, спросите: «Чем различаются слова береза и березка? (Березка - это маленькая береза.) Что значит березовый? (Относящийся к березе, сделанный из березы.) Какие слова можно подобрать к слову березовый? (Лист, веник, лес, сок.)».

Опытный читатель узнает слово, ориентируясь главным образом на верхние части букв. Полезно потренировать ребенка в таком «угадывании». Например, напишите любое небольшое слово, доступное школьнику на данном этапе, и закройте его нижнюю часть примерно наполовину полоской бумаги или линейкой. Попросите ребенка угадать, какое слово здесь спряталось.

В качестве упражнения на правильность чтения можно использовать и прямое задание: «Читай внимательно и правильно, тщательно проговаривая каждое слово!».

Иногда ребенок допускает ошибки при чтении не просто из-за невнимательности, а потому, что путает буквы (например, читает б как д и наоборот) или у него недостаточно хорошо развит артикуляционный аппарат, что порой не позволяет ему при беглом чтении верно произносить трудные слоги. Проблемы дикции могут тормозить и развитие скорости чтения, поэтому их следует устранить как можно быстрее. Если занятия со скороговорками и чистоговорками не дают результата, обратитесь к логопеду.

Не жалейте времени на работу над правильностью чтения, поскольку она самым непосредственным образом связана с грамотностью письма. Так называемой врожденной грамотностью обладают не те дети, которые много читают, а те, которые читают правильно.


СОВЕТЫ при нарушении техники чтения


1. При чтении ребенок глотает окончания или читает начальный слог и додумывает слово независимо от текста.
2. Ребенок пропускает слоги в середине или не дочитывает их в конце - как результат либо меняется смысл текста, либо он вообще не воспринимается ребенком.
3. Ребенок при чтении "задыхается" в результате нарушается смысл прочитанного и ребенок очень быстро устает.


Все эти признаки говорят о нарушении формирования техники чтения.
Если же ребенок не имеет описанных выше нарушений читает правильно, чисто но медленно, то корректировать в общем то не чего. Скорость чтения вслух зависит от темперамента ребенка и от скорости его устной речи. Если ребенок говорит с небольшой скоростью, то и читать со скоростью 100 - 120 слов в минуту он не будет. И даже если во время постоянных тренировок он достигнет желанных цифр то постепенно все равно скорость его чтения снизится до природной. Хотя при чтении про себя его скорость будет намного больше, ведь слова не надо проговаривать вслух. 


От того какова проблема, зависят и средства решения этой проблемы.

Если не видит текста, то проблема скорее всего во внимании, точнее с одной из функций внимания: сосредоточенность и углубленность в деятельность. В таком случае рекомендую проводить упражнения на коррекцию данной проблемы:


Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят? 
Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко - и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи "окошечка", у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете "окошечко". Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.


Упражнение №2. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №3. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение "взять на буксир"? Правильно, оно означает "оказывать поддержку, помощь".
Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир - продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем - ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию "буксира" ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае - развивать у него навык скоростного чтения.

И на последок еще один совет: уважаемые взрослые, помните, что ваш ребенок не специально делает ошибки и у него проблемы, которые его расстраивают не меньше вашего, просто не все дети это умеют выражать так, чтобы взрослому было понятно. Поэтому если у ребенка не получается читать быстро, красиво, правильно не надо увеличивать объем и время чтения вслух, это как правило ведет к противоположному результату - ребенок просто боится читать и чтение становиться его нелюбимым предметом. Ну подумайте сами, кому из нас хочется быть "неумейкой".

Здесь уместно отметить психологический фактор.

Ребенок стремиться всеми силами порадовать родителей, быть лучшим в их глазах, успешным, принести хорошую оценку! И для этого старается, как может!

Совет.

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими (хотя бы при нем!). Не «давите» на него с оценками.

  • Поговорите спокойно с ребенком. Объясните, что самое главное не скорость чтения, а правильность. Пообещайте, что не будете ругать ребенка за низкие результаты по чтению. Но и ребенок должен пообещать стараться.

  • Девиз данного процесса: лучше медленнее, но правильно!

  • Просите ребенка при чтении следить пальчиком. Это позволит снизить напряжение для глаз и усилит внимание.

Не скупитесь на похвалу за старание!!! Подбадривайте ребенка.

Чем больше участия и теплоты вы проявите к ребенку, помогая ему преодолеть эту проблему, тем быстрее ребенок сможет освоить технику чтения.

Дело в том, что сама техника чтения не самоцель, а средство к достижении цели: в данном случае она позволяет сосредоточиться на решении учебной задачи, а не на осмыслении прочитанных слов, это облегчает ребенку учебную деятельность как таковую, помогает легче и интереснее осваивать учебный материал.
Когда нет проблем с техникой чтения, нет и барьера к чтению как таковому, и это позволяет расширить лексический запас у ребенка, и расширить зону ближайшего развития (это те навыки, знания, умения, которые ребенок с легкостью может применить в любых заданиях из разных областей без дополнительной помощи или консультации педагога или взрослого).


И последнее, главное - техника чтения позволяет ребенку направить свои усилия на систематизацию знаний и умений - и это главная задача, которую ребенок решает на протяжении всего периода обучения и не только в школе.



Определить насколько плохо или хорошо ребенок понимает текст можно по вопросам и ответам самого ребенка.

Поиграйте в игру «Вопрос- ответ».

Смысл игры в следующем:
После прочтения текста мы как бы переводим этот текст на более понятный язык, т.е. делаем пересказ своими словами (как это делает ваш ребенок пересказывая содержание игры или фильма или мультика) можно вначале в роли пересказчика выступать взрослому, делая при этом намеренно разные ошибки, ребенок включается в игру и старается поправить вас, если этого не происходит начните сомневаться в своем пересказе запутайтесь окончательно и предложите ребенку перечитать текст вместе или попробовать самому пересказать содержание прочитанного, выделяя основное содержание, без которого смысл текста теряется, такие игры позволяют решить несколько задач:
1.тренировка осмысленного чтения и умение переводить авторский текст на более понятный для ребенка язык, используя свой лексический запас
2.снимает лишнее напряжение и позволяет ребенку почувствовать себя успешным и это главное.

В качестве примера искажения текста могу привести отрывок взрослого пересказа сказки «Красная шапочка»:
Жила была Синяя шапочка (ребенок: «Не синяя, а Красная») , а да, Красная Шапочка. Ее так назвали, потому что она постоянно носила красную беретку («Не беретку, а шапочку») ну да, шапочку. Отправилась однажды Красная беретка в магазин за пирожками («Все ты перепутал») Да? Ну раз ты лучше знаешь, может быть поможешь и расскажешь, как было на самом деле?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!