СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы общения у детей РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия.

Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы общения у детей РАС»

«Проблемы общения у детей с РАС»

«Проблемы общения у детей с РАС»

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ  Всемирным днем распространения информации об  АУТИЗМЕ

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила

2 АПРЕЛЯ

Всемирным днем распространения информации

об АУТИЗМЕ

ОБ АУТИЗМЕ Аутизм  – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия.  Название болезни происходит от греческого слова autos  — сам. То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

ОБ АУТИЗМЕ

Аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия.

Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

Особенности детей с РАС стереотипное поведение; чрезмерная психомоторная возбудимость; трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром; трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других; стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются; задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм); стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются; задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);

Особенности детей с РАС

  • стереотипное поведение;
  • чрезмерная психомоторная возбудимость;
  • трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром;
  • трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других;
  • стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются; задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
  • стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;
  • задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);

  Мутизм-  состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

Мутизм-

состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими:  Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: 

Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств.  При аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации – это концепция, разработанная эрготерапевтом А. Джин Айрес в 1960-х годах.  Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир.

Поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств.

При аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации – это концепция, разработанная эрготерапевтом А. Джин Айрес в 1960-х годах.

Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир.

Сенсорная информация (ощущения)  Это  информация об окружающем мире, которая поступает от: органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, от вестибулярного аппарата (равновесие) и от проприорецепторов (суставно-мышечное чувство). Человек с аутизмом может воспринимать эти сенсорные сигналы как неприятно сильные (свет слишком яркий, звук слишком громкий или резкий), либо как слишком слабые или просто непонятные.

Сенсорная информация (ощущения)

Это информация об окружающем мире, которая поступает от: органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, от вестибулярного аппарата (равновесие) и от проприорецепторов (суставно-мышечное чувство). Человек с аутизмом может воспринимать эти сенсорные сигналы как неприятно сильные (свет слишком яркий, звук слишком громкий или резкий), либо как слишком слабые или просто непонятные.

Что происходит у людей с РАС на уровне ощущений?   Взрослые люди с аутизмом часто сообщали о том, что у них «измененная» чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам и движениям. Одна из авторов вспоминала, что в детстве, когда она смотрела на других людей, она видела лишь разрозненные части тела, а не людей целиком. Многие люди с аутизмом писали, что звуки или зрительная информация на заднем фоне слишком сильно их отвлекают, и они не могут их отфильтровать. Например, звук мела по доске так отвлекает ребёнка, что информация учителя ему недоступна .

Что происходит у людей с РАС на уровне ощущений?

Взрослые люди с аутизмом часто сообщали о том, что у них «измененная» чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам и движениям. Одна из авторов вспоминала, что в детстве, когда она смотрела на других людей, она видела лишь разрозненные части тела, а не людей целиком. Многие люди с аутизмом писали, что звуки или зрительная информация на заднем фоне слишком сильно их отвлекают, и они не могут их отфильтровать. Например, звук мела по доске так отвлекает ребёнка, что информация учителя ему недоступна .

С другой стороны, измененные ощущения очень часто становятся источником огромнейшего наслаждения для многих детей с аутизмом. Они часто получают удовольствие от ситуаций и предметов, которых другие люди даже не замечают. Например, крутящаяся юла сильнее привлекает ребёнка с РАС, чем кукла.

С другой стороны, измененные ощущения очень часто становятся источником огромнейшего наслаждения для многих детей с аутизмом. Они часто получают удовольствие от ситуаций и предметов, которых другие люди даже не замечают. Например, крутящаяся юла сильнее привлекает ребёнка с РАС, чем кукла.

Как работает у аутистов осязание:   Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Дети с РАС могут: – сильно сжимать людей в объятиях (ради ощущения сильного давления на кожу); – иметь высокий болевой порог и в силу этого нанести себе повреждения. Специалисты отмечают более 100 видов само агрессивного поведения, бывали случаи, что дети прокусывали себе пальцы;

Как работает у аутистов осязание:

Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Дети с РАС могут:

сильно сжимать людей в объятиях (ради ощущения сильного давления на кожу);

иметь высокий болевой порог и в силу этого нанести себе повреждения. Специалисты отмечают более 100 видов само агрессивного поведения, бывали случаи, что дети прокусывали себе пальцы;

– получать приятные ощущения от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла или матраса), находящихся над ними. - прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, ребёнок избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими; – испытывать неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится. – возникать проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна. – часто отдавать предпочтения строго определенным предметам одежды из определённых тканей .

получать приятные ощущения от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла или матраса), находящихся над ними.

- прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, ребёнок избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими;

испытывать неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.

возникать проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.

часто отдавать предпочтения строго определенным предметам одежды из определённых тканей .

Изменения во вкусе:   Рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. у детей с РАС часто возникает: - склонность к очень острой еде. -они могут, есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин (синдром Пика); - могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны. - испытывают дискомфорт от твердой пищи: например, могут, есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.

Изменения во вкусе:

Рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. у детей с РАС часто возникает:

- склонность к очень острой еде.

-они могут, есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин (синдром Пика);

- могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.

- испытывают дискомфорт от твердой пищи: например, могут, есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.

Что происходит с восприятием запаха (обонянием):   Рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. Дети с РАС: - могут вообще не чувствовать запахов и не воспринимать резких ароматов (даже запах собственного тела); - запахи могут быть для них слишком интенсивными. Такие дети могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.

Что происходит с восприятием запаха (обонянием):

Рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. Дети с РАС:

- могут вообще не чувствовать запахов и не воспринимать резких ароматов (даже запах собственного тела);

- запахи могут быть для них слишком интенсивными. Такие дети могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.

Равновесие (вестибулярный аппарат) у людей с РАС изменяются так:   Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с РАС испытывают следующие проблемы: - им необходимо качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то; – им трудно остановиться во время каких-либо действий; - таких детей легко «укачивает» в транспорте; – они испытывают сложности при выполнении заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от  земли .

Равновесие (вестибулярный аппарат) у людей с РАС изменяются так:

Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с РАС испытывают следующие проблемы:

- им необходимо качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то;

им трудно остановиться во время каких-либо действий;

- таких детей легко «укачивает» в транспорте;

они испытывают сложности при выполнении заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли .

Проблемы с крупной и мелкой моторикой:   Подобные трудности могут выражаться в общей неуклюжести, странной осанке и походке, трудностях при ходьбе или других движениях, с захватом мелких предметов, проблемы с рисованием, письмом, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Проблемы с крупной и мелкой моторикой:

Подобные трудности могут выражаться в общей неуклюжести, странной осанке и походке, трудностях при ходьбе или других движениях, с захватом мелких предметов, проблемы с рисованием, письмом, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

В сфере внимания происходят такие изменения:   С самого раннего возраста у детей с РАС отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. Многие люди с аутизмом говорят, что им трудно уделять внимание более чем одному ощущению в один момент времени. Например, если они что-то слушают, то они могут быть не способны одновременно воспринимать то, что они видят.

В сфере внимания происходят такие изменения:

С самого раннего возраста у детей с РАС отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. Многие люди с аутизмом говорят, что им трудно уделять внимание более чем одному ощущению в один момент времени. Например, если они что-то слушают, то они могут быть не способны одновременно воспринимать то, что они видят.

Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РАС устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.

Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РАС устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.

Дети с РАС могут испытывать сенсорную перегрузку в любой момент времени.  Она может быть представлена в различных формах, например: истерики или вспышки агрессии. Важно помнить, что подобное поведение не является баловством или капризами. Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир .

Дети с РАС могут испытывать сенсорную перегрузку в любой момент времени.

Она может быть представлена в различных формах, например: истерики или вспышки агрессии. Важно помнить, что подобное поведение не является баловством или капризами.

Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир .

Что поможет установить контакт с ребёнком: 1.Выяснить, что нравится и что не нравится ребенку. Если знать, что любит ребенок, можно предположить, что будет побуждать его к общению.   2. Найти взаимосвязь между предпочтениями ваших детей и их действиями, так вы узнаете сенсорные предпочтения ребенка.  Знаки, звуки, запахи, чувства и движения, которые ребенок любит или не любит, называются сенсорными предпочтениями.

Что поможет установить контакт с ребёнком:

1.Выяснить, что нравится и что не нравится ребенку. Если знать, что любит ребенок, можно предположить, что будет побуждать его к общению. 2. Найти взаимосвязь между предпочтениями ваших детей и их действиями, так вы узнаете сенсорные предпочтения ребенка. Знаки, звуки, запахи, чувства и движения, которые ребенок любит или не любит, называются сенсорными предпочтениями.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!