«Проблемы общения у детей с РАС»
С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила
2 АПРЕЛЯ
Всемирным днем распространения информации
об АУТИЗМЕ
ОБ АУТИЗМЕ
Аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия.
Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.
Особенности детей с РАС
- стереотипное поведение;
- чрезмерная психомоторная возбудимость;
- трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром;
- трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других;
- стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются; задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
- стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;
- задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
Мутизм-
состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.
Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими:
Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств.
При аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации – это концепция, разработанная эрготерапевтом А. Джин Айрес в 1960-х годах.
Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир.
Сенсорная информация (ощущения)
Это информация об окружающем мире, которая поступает от: органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, от вестибулярного аппарата (равновесие) и от проприорецепторов (суставно-мышечное чувство). Человек с аутизмом может воспринимать эти сенсорные сигналы как неприятно сильные (свет слишком яркий, звук слишком громкий или резкий), либо как слишком слабые или просто непонятные.
Что происходит у людей с РАС на уровне ощущений?
Взрослые люди с аутизмом часто сообщали о том, что у них «измененная» чувствительность к звукам, прикосновениям, зрительным образам, вкусам, запахам и движениям. Одна из авторов вспоминала, что в детстве, когда она смотрела на других людей, она видела лишь разрозненные части тела, а не людей целиком. Многие люди с аутизмом писали, что звуки или зрительная информация на заднем фоне слишком сильно их отвлекают, и они не могут их отфильтровать. Например, звук мела по доске так отвлекает ребёнка, что информация учителя ему недоступна .
С другой стороны, измененные ощущения очень часто становятся источником огромнейшего наслаждения для многих детей с аутизмом. Они часто получают удовольствие от ситуаций и предметов, которых другие люди даже не замечают. Например, крутящаяся юла сильнее привлекает ребёнка с РАС, чем кукла.
Как работает у аутистов осязание:
Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Дети с РАС могут:
– сильно сжимать людей в объятиях (ради ощущения сильного давления на кожу);
– иметь высокий болевой порог и в силу этого нанести себе повреждения. Специалисты отмечают более 100 видов само агрессивного поведения, бывали случаи, что дети прокусывали себе пальцы;
– получать приятные ощущения от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла или матраса), находящихся над ними.
- прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, ребёнок избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими;
– испытывать неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
– возникать проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.
– часто отдавать предпочтения строго определенным предметам одежды из определённых тканей .
Изменения во вкусе:
Рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. у детей с РАС часто возникает:
- склонность к очень острой еде.
-они могут, есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин (синдром Пика);
- могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
- испытывают дискомфорт от твердой пищи: например, могут, есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.
Что происходит с восприятием запаха (обонянием):
Рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. Дети с РАС:
- могут вообще не чувствовать запахов и не воспринимать резких ароматов (даже запах собственного тела);
- запахи могут быть для них слишком интенсивными. Такие дети могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.
Равновесие (вестибулярный аппарат) у людей с РАС изменяются так:
Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с РАС испытывают следующие проблемы:
- им необходимо качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то;
– им трудно остановиться во время каких-либо действий;
- таких детей легко «укачивает» в транспорте;
– они испытывают сложности при выполнении заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли .
Проблемы с крупной и мелкой моторикой:
Подобные трудности могут выражаться в общей неуклюжести, странной осанке и походке, трудностях при ходьбе или других движениях, с захватом мелких предметов, проблемы с рисованием, письмом, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
В сфере внимания происходят такие изменения:
С самого раннего возраста у детей с РАС отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. Многие люди с аутизмом говорят, что им трудно уделять внимание более чем одному ощущению в один момент времени. Например, если они что-то слушают, то они могут быть не способны одновременно воспринимать то, что они видят.
Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РАС устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.
Дети с РАС могут испытывать сенсорную перегрузку в любой момент времени.
Она может быть представлена в различных формах, например: истерики или вспышки агрессии. Важно помнить, что подобное поведение не является баловством или капризами.
Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир .
Что поможет установить контакт с ребёнком:
1.Выяснить, что нравится и что не нравится ребенку. Если знать, что любит ребенок, можно предположить, что будет побуждать его к общению. 2. Найти взаимосвязь между предпочтениями ваших детей и их действиями, так вы узнаете сенсорные предпочтения ребенка. Знаки, звуки, запахи, чувства и движения, которые ребенок любит или не любит, называются сенсорными предпочтениями.
Спасибо за внимание!