СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы предшкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы предшкольного образования»

СКОРО В ШКОЛУ




























Актуальность темы.

«В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что изменение приоритетных целей школьного образования в сторону акцентирования задач развития учащихся должно повлечь за собой изменения в подходе к определению результативности обучения … не только по показателям успеваемости, но и по показателям общего развития учащихся, что обеспечивает их нравственную воспитанность, необходимую для успешной адаптации в культурной социальной среде». (М.В.Зверева. «Изучение результативности в начальных классах» М., 2000г.).

Необходимым условием формирования общества зрелых общественных отношений, общества, законом жизни которого является забота о благе каждого, является эффективное воспитание и обучение нового поколения.

Успешное решение сложных задач обучения и воспитания зависит от учителя, его профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Учитель в ответе за целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие детей. Для этого он должен знать особенности психологии детей предшкольного и школьного возраста. Возрастной период от шести до семи лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников. В этот период психика шестилетнего проходит различные « расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения. Очень важно , чтобы учитель знал общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить. Позиция – воспитывая обучаем, обучая, воспитываем, - должна быть исходной для построения всей системы воздействия на ребенка.







Основные цели и задачи.

предшкольного образования


Развивающие:

--развивать воображение, творческое мышление, внимание, память;

--формировать мыслительные операции анализа и синтеза;

--развивать внутреннюю свободу, активность, общительность;


Воспитательные:


--воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим;

--самостоятельность;

-- культуру общения, вежливость, выдержку;

-- обеспечить атмосферу психологического комфорта.



Образовательные:


-- подготовить детей к школе;

--расширять кругозор;

-- формировать лингвинстические и математические понятия.

Литература.


1.Ш.А.Амонашвили. «Здравствуйте, дети». Москва. «Просвещение» 1988г.

2.Ш.А.Амонашвили. «В школу – с шести лет». Москва, «Педагогика» 1989г.

3. Е.Н.Потапова « Радость познания». Москва. «Просвещение».1990г.

4.И.А.Петрова «Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста» Москва. «Просвещение»,1990г.

5. В.С.Мухина «Шестилетний ребенок в школе». Москва. «Просвещение»,1986г.

6. З.А.Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва, «Просвещение», 1990г.

7.Т.И.Бабаева «У школьного порога», Москва, «Просвещение», 1993г.

8. « Предшкольное обучение грамоте «, Москва. Изд – во «Аркти» 2007г.

9. Л.С.Метлина «Занятия по математике в детском саду» Москва, «Просвещение», 1985г.

10. Н.Ф.Талызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников», Москва, «Просвещение», 1988г.

11. Ж – л «Начальная школа», №10, 1988г.

12.Ж – л «Начальная школа», №9, 1991г.

13. Ж – л «Начальная школа», №10, 1993г.

14. Ж – л «Обруч», №10, 2006г.

15. Ж – л «Дошкольное воспитание», №5,2007г. .





















План.


1. Моя педагогическая философия.

2 Проблемы предшкольного образования.

1) Что такое детство.

2) Шестилетки- народ особый.

3) Группы кратковременного пребывания и трудности в работе.

4) Трудности при адаптации.

5) Концепция дошкольного воспитания подготовки к школе.

6) За и против предшкольного образования.

7) 3 подхода преемственности программ ДОУ и начальной школы.

8) Информационное насыщение и перенасыщение образовательных программ.

9) Взаимоотношения воспитателя и детей.

10) Правила формирования будущих школьников.

11) Требования к осуществлению педагогом гуманно - -личностного подхода к детям.

12) Особенности детей предшкольного возраста

3. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Правила проведения игры.

4. Готовность ребенка к школе.









Краткий словарь терминов.

Адаптация- приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на определенном этапе онтогенеза.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте.

Восприятие – психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов.

Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающие в результате социального созревания ребенка.

Диалогическая речь – речь, поддержанная собеседником, разговор двух или нескольких лиц.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся в основном воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Наглядно – образное мышление- мышление, выполняемое при помощи внутренних ориентировочных действий с образами.

Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.

Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание индивидом его опыта.

Понятие – основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Проблемная ситуация – ситуация, в которой перед человеком возникают такие цели и условия деятельности, которые он не может разрешить известными ему средствами и способами.

Рефлексия – способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.

Ролевая игра – вид игры детей дошкольного возраста.

Сензитивность – чувствительность.

Упрямство – частный случай негативизма.

Усталость – субъективное переживание состояния утомления, выражающееся в потере интереса к работе.

Учебная деятельность – ведущий вид деятельности детей школьного возраста, характеризующийся систематическим и целенаправленным усвоением знаний.

Характеристика психологическая – описание психологических черт ребенка, особенностей его взаимоотношений с другими людьми и проявлений в разных видах деятельности.

Цель – объект , на который направлены действия; предвосхищение результата действия.


Детей надо любить всем сердцем и , чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям.

Ш.А.Амонашвили.

Говорят , что мы родом из детства. Детские годы- важнейший период человеческой жизни, период вполне самостоятельный, самобытный. Это не только подготовка к «настоящей», взрослой жизни, но и сама жизнь. И большая роль в ней отведена учителю.

« Учитель- профессия дальнего действия, главная на земле.» (Р. Рождественский.) Она вечная и творческая. В центре внимания - школьное детство. Любить ребенка трудно, если только не считать , что любить- значит гладить по головке, одаривать шоколадками, баловать, приседать на корточки перед детством. Строгая любовь должна начинаться с понимания . И нет ничего труднее , учителю научиться понимать ученика.

Каждый день, из года в год, я вхожу в класс. Но ни один класс не повторяет другого, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле не по дням, а по часам. Я с гордостью думаю: я – учитель. Ведь учить детей – дело необходимое. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. В этом мне помогает моя эмоциональность. А главный человек для меня – мой ученик.

Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем . (Конфуций.)

За годы работы в школе я пришла к убеждению: если ребенка лишить радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Надежда на успех живет в каждом ребенке. А « учатся у тех, кого любят» (И. Гете.)

Нельзя работать с детьми без доброго сердца. Но быть добрым, не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло всем сердцем. Потому что не от еды дитя растет, а от радости. (Пословица.)

Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, ответил, что везет тачку с камнями, другой- что строит Шартрский собор. Так будем и мы учиться видеть за камнями – собор невиданной красоты, а за каждым нашим учеником – светлое будущее, надежду нашей великой Родины.

Ведь именно нам доверено детство.

Что же такое детство? Детство- это определенный период первоначальной жизни человека. Нам, взрослым, кажется, что у детей нет забот и что они только играют и веселятся . Но в жизни детей также много проблем – сложных, трудноразрешимых, неразрешимых порой и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, радоваться. Детство – это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшие продвижения на этом пути.

Все чаще и чаще слышим мы от шестилетних детей: « Хочу в школу! Хочу учиться!» Но их привлекает не само учение, а его результат: они хотят уметь читать, писать, не имея понятия о том, какие усилия им придется приложить, чтобы овладеть этими умениями.

Современный ребенок приходит в школу с огромными потенциальными возможностями. И чтобы они превратились в реальные силы, нужен целенаправленный, воспитывающий, обучающий, развивающий педагогический процесс.

Чтобы стать учеником, ребенок должен достичь определенного уровня психического и социально- нравственного развития, а именно:

  1. уметь учиться, т.е. владеть первоначальными способами учебно – познавательной деятельности, стремиться к их совершенствованию и обогащению;

  2. иметь мотивационную основу учения, т.е. хотеть учиться;

  3. обладать достаточно развитой волей, т.е. способностью мобилизовать усилия для решения различного рода задач;

  4. понимать свой общественный долг ученика;

  5. быть готовым жить в коллективе, активно включаться в коллективную познавательную и общественно-полезную деятельность;

  6. видеть себя глазами товарищей, учителей, близких людей и стремиться к самосовершенствованию.

Шестилетние дети—особый народ в детском государстве. Поэтому нам, учителям и воспитателям, нужно знать, какие в связи с этим могут возникнуть проблемы , работать нужно иначе , чем с семилетками. Учителя и воспитатели должны быть «людьми доброй души, уметь понимать детей, быть оптимистами» (Ш.А.Амонашвили. « В школу с 6 лет»).

Шестилетний возраст—наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребенка. В этом возрасте можно успешно совершенствовать его речь, пробуждать познавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебной деятельности. Дети предшкольного возраста, обучающиеся в школе по особой программе и методике, значительно опережают в своем развитии детей, которые начинают учиться с семи лет без такой специальной подготовки.

Шестилетки – народ особый. Им нужен не просто учитель, а учитель – собеседник, который бы принимал самое активное участие, дружеское участие во всех разговорах с ними, поддерживал бы их. У малышей еще недостает умений и навыков в учении и поведении, необходимых знаний, физических сил и волевой активности. Отсюда противоречие между желанием слушаться учителя и способностью в полной мере выполнять его требования.

Эти дети чрезмерно подвижны и энергичны, обладают неустойчивым вниманием, от однообразной деятельности быстро утомляются, время их продуктивного мышления около 10 минут, затем они полностью отключаются. В этом возрасте ребенок еще не может расстаться со своей потребностью играть.

Одной из особенностей детей предшкольного возраста является их речевая активность, желание поделиться с окружающими своими впечатлениями, мыслями, сомнениями, но многие дети этого возраста не умеют строить диалог, т. е. не владеют речевыми умениями и навыками. Поэтому очень часто желание высказать свое мнение гаснет. Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие, сформировать у него активность к разнообразной речевой деятельности ( диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.) необходимо создать условия свободного и интересного общения, где учитель и ученики выступали бы как равноправные участники разговора. Выделяется несколько типов речевых разминок: вопрос – ответ, игровой диалог, воображаемая ситуация.

Дети в школу приходят из разных детских садов и у них часто слаборазвитая речь, ответы на вопросы односложные, нередко это просто кивок головой в знак согласия, а то и просто молчание Они не умеют общаться со сверстниками, со взрослыми. Поэтому возникает вопрос о том, как решить эту проблему. Работу надо начинать с хорового проговаривания, с тем, чтобы упражнять в подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата. Отрабатывать темп, ритм, выразительность речи помогают скороговорки, попевки, потешки во время физкультминутки, ритмики, динамических пауз.

Например : 1) Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.


2) Медвежонок ловко прыгал,

На одной ноге скакал.

Сам медведь вертел веревку

Волк внимательно считал!

Крути, крути веревочку,

Раз, два, три!

Скачи через веревочку,

Раз, два, три!

Учиться с увлечением и охотой он будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой ребенок сам добывает знания. Весь педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией, это сотрудничество педагога с ребенком, радость жизни для ребенка.

Сегодня в условиях общественного воспитания у ребенка дошкольного возраста формируют материалистически обоснованную целостную картину мира. Однако не все дети посещают детские сады, где осуществляется формирование первичных представлений о растениях, животных и человеке, о нашей планете и галактике, о реальном и фантастическом. Не все дети имеют развитых культурных наставников. Есть дети, на формирование картины мира которых оказывают влияние люди, далекие от современных научных знаний о мире, с суеверным сознанием, зависимым от предрассудков и верований. Есть дети, родители которых недостойны носить почетное имя «мама» и «папа». Но все взрослые, причастные к судьбе ребенка, вольно или невольно влияют на его представление об этом мире.

У каждого ребенка свое детство. За первые шесть лет благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особенное представление о мире. Это представление, конечно же , еще не целостно: оно сформировано в виде мозаики дополняющих и противоречащих образов, знаний, эмоций. Картина мира строится в детском сознании прежде всего под влиянием тех позиций, которые свойственны взрослым, влияющим на ребенка. Шестилетний ребенок – маленький ребенок. Он еще многого не может, если его сравнивать со старшими. Но он уже многое может, и очень важно знать, что он может и каковы его возможности.

Все дети предшкольного возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически – эффект неопределенности, связанный с новой жизнью, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически – новый режим ломает прежние стереотипы. Перегрузки , которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Психическое утомление приводит к физическому утомлению. Чем младше ребенок, тем меньше его работоспособность, тем быстрее он утомляется. Утомление приводит к капризам, к срыву нормального поведения

Социальные условия жизни каждому ребенку предлагают совершенно новые обстоятельства для развития. В каждой благополучной семье – свои варианты условий жизни. В каждой неблагополучной – свои. Город или село сами по себе это еще не все, что определяет условия развития ребенка.

Комплекс всех внешних условий: социальное устройство общества; национальная культура и традиции; тип семьи (полная, неполная, многодетная, малодетная), ее количественные и качественные характеристики; отношение к самому ребенку, определяемое его индивидуальными особенностями и характером взаимоотношений родителей, -- все это внешний фактор места, социальные условия, которые влияют на особенности психического развития ребенка.

Наша главная цель сегодня - обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

Для достижения указанной цели необходимо , во-первых, развивать различные организационные модели образования детей старшего дошкольного возраста и, во-вторых, разработать такое содержание образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечило бы достижение равных стартовых возможностей. При отборе содержания следует учитывать существующие нормативные правовые документы. К таким документам относится прежде всего Концепция дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.89.№7\1).

В Концепции подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. Отмечается, что подготовка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы первого класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

При этом углубляется и расширяется использование традиционных видов деятельности детей. Не отменяется и сообщение знаний по математике, грамоте, представлений о явлениях природы и т.д. но усвоение этих знаний не должно быть самоцелью, а должно подчиняться логике развития способностей ребенка.

Поэтому основным способом дошкольного обучения должна быть постановка перед детьми системы последовательно усложняющихся задач, которые требуют использования и самостоятельного построения средств решения . С появлением Концепции готовность ребенка к обучению в школе рассматривается не только с точки зрения наличия у него определенного багажа знаний, а с учетом уровня развития психических функций, определяющих в дальнейшем успешность его обучения на следующей ступени образования.

Таким образом, прямой задачей обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка, а усвоение знаний является средством достижения цели. Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то как он дается. Повышение качества подготовки детей к школе становится возможным путем модернизации содержания дошкольного образования, его форм и методов, а также разработки разнообразных видов методического обеспечения с учетом вариативных форм организации образования и уровня развития детей в городской и сельской местности.

В последние годы резко обострилась проблема разноподготовленности к школе детей из разных социальных групп населения. С одной стороны, в начальную школу приходят хорошо информированные дети, уже в дошкольном возрасте получившие знания из различных областей современной жизни, умеющие читать и считать, нередко обученные и письму. .Но, как правило, такие знания являются результатом прямого натаскивания, раннего обучения, не учитывающего возрастные особенности детей дошкольного возраста. А вот внимание, мышление, воображение, речь остаются у таких детей не развитыми в должной мере. И часто такие «хорошо подготовленные дети» быстро теряют интерес к учебе, а в дальнейшем, исчерпав потенциал своих знаний, нередко отстают от своих сверстников.

Как правило, это «домашние» дети , с которыми много занимались родители или гувернеры. Среди них есть и выпускники детских садов, педагоги которых используют школьные программы обучения

С другой стороны, существует и другая группа детей, приходящих в первый класс. Их уровень подготовки крайне низок. Главной проблемой является неразвитость умственных и художественных способностей и , также как у детей из первой группы , недостаточный уровень психического развития. Это, как правило, педагогически запущенные дети, никогда не посещавшие дошкольные образовательные учреждения. Успешность обучения таких детей будет очень низкой.

Решение коллегии Министерства образования и науки от октября 2004года об обеспечении условий равных стартовых возможностей детей и создании условий для предшкольного образования вызвало бурные дискуссии. .

Главный аргумент «против» это то ,что дети дошкольного возраста должны находиться в детских садах и всю систему подготовки к школе нужно осуществлять там. Но сегодня совместить потребности школы, родителей и возможности ребенка очень трудно, потому что родители часто хотят того, чего ребенок реально, функционально достичь не может.

И связано это прежде всего с теми негативными явлениями, которые возникли в последние годы в связи с жесткими требованиями школы, превратившими дошкольное образование из системы воспитания и развития в систему дрессировки, когда в детские сады фактически переносится программа первого класса---уроки письма, чтения, математики. Да еще с оценками—и с «двойками» и с «пятерками».

Очень часто психологи и педагоги используют фразу Л,С,Выготского: « Хорошее адекватное обучение ведет за собой развитие . Но обучать ребенка можно лишь тому, чему он способен обучаться». Поэтому надо помнить , что только учитывая возможности ребенка , можно построить обучение. Систему предшкольной подготовки надо сделать такой, чтобы она охватывала как можно большее количество детей, будь то группы при школе, или при ДОУ .Образовательная работа с детьми 5— 7 лет в условиях кратковременного пребывания на базе ДОУ отличается от той работы, которая ведется в группах полного дня. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые обеспечивают все направления развития ребенка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника. Непонимание закономерностей целостного развития ребенка в период дошкольного детства часто приводит к тому , что в группах кратковременного пребывания ведутся только учебные занятия, а игра и различные виды свободной деятельности ребенка в кругу сверстников исключается полностью.

На базе школ , культурно—образовательных центров и центров дополнительного образования подготовка детей к школе в условиях кратковременного пребывания выглядит еще менее привлекательно. В

школах занятия с детьми проходят в учебных классах, где мебель не соответствует росту детей., помещения часто не соответствуют санитарно—гигиеническим требованиям . Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили себя и ребенка к новому этапу – школьной жизни.

Главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка, конструирование, речевое общение, труд, драматизация и т.д.) происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка .В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, приобретает будущий школьник ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросу образования и развития ребенка дошкольного возраста. В современной образовательной ситуации сложилось несколько позиций в понимании преемственности программ детского сада и начальной школы.

Первый подход понимает преемственность как организацию в ДОУ процесса подготовки ребенка к школе. В этом случае имеет место «диктат» требований школы к уровню предметной подготовки ребенка. Педагоги ориентируются на содержание программы начального образования и школьные технологии обучения. Обучение дошкольников при таком подходе определяется не законами развития ребенка, а содержанием образовательной системы последующего звена.

Второй подход к преемственности дошкольного и начального образования связан с идеями самооценки дошкольного детства. Ориентиры и границы содержания обучения задают особенности возрастного развития детей. Предполагается построение обучения в «зоне ближайшего развития» ребенка, однако объем этой «зоны», ее границы весьма неопределенны и могут широко варьировать как в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, так и в зависимости от возможностей взрослых, работающих с ним.

Третий подход определяется необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей и формирование умения учиться как ведущего новообразования. Сформированность умения учиться предполагает полноценную учебную мотивацию (желание учиться) и развитую учебную самодеятельность (самоорганизацию, самоконтроль, анализ и рефлексию, умение планировать свою деятельность).

В дошкольный период ребенок осваивает гигантский объем знаний и умений (от умения ходить до умения говорить и т.д.), однако этот процесс освоения идет на основе подражания, а не на основе понимания целей этого обучения. Если вначале ребенок учиться неосознанно и непроизвольно, то в ходе специально организованной учебной деятельности он приходит к осознанию и произвольности процесса учения, учится владеть и управлять этим процессом. Таким образом, весь образовательный процесс, который по сегодняшним установкам занимает в ДОУ центральное место, оказывается вне сферы специально организованного процесса формирования и развития важнейших учебных умений. В связи с этим первостепенную важность приобретает не количество понятий и способов действий с ними , составляющих объем программы, а то ,что часто остается «за кадром» программы--- образовательные технологии, формирующие у ребенка умение учиться самостоятельно.

В этой связи возникает проблема соответствия дошкольных программ требованиям программ третьего типа, которые, безусловно, являются наиболее желательными и перспективными как для дошкольного, так и для младшего школьного образовательного звена на современном этапе. Сегодня по-прежнему актуальна проблема исследования оптимальных границ образовательного содержания программ для различных возрастов. Именно этим можно объяснить активные поиски педагогов—исследователей, авторов альтернативных программ, которые весьма значительно отличаются друг от друга в содержательном плане. Программа обучения в классическом понимании должна содержать в себе точно очерченный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе в результате учебных занятий. Именно в этом кроется противоречие, разрешить которое пока не удается, поскольку расширение обязательного перечня в программе может привести к недоступности этой программы большинству детей; резкое сужение этого перечня—к искусственному сдерживанию потенциала детей; а модная сейчас «уровневость» в перечне обязательных знаний и умений позволяет педагогу «кивать» на недостаточный уровень природных способностей ребенка и ориентироваться на то, что ребенок сам «возьмет», сколько может.

Перспективы дальнейшей работы над программой обучения в детском саду прекрасно определил Л,С,Выготский и сегодня это определение звучит вполне современно: «Если задаться вопросом, каким требованиям должна удовлетворять программа детского сада для того, чтобы она была приведена в соответствие с особенностями ребенка дошкольного возраста, то ответ на него будет звучать так. Эта программа должна быть построена по какой—то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления…»(ВыготскийЛ.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте\\Умственное развитие детей в процессе обучения. М.,1935).

Сегодня содержание дошкольного образования определяется отнюдь не в соответствии с приведенным выше положением , а либо в соответствии с традицией формирования этого содержания и определяющей цели образования, например, математика—обучение счету и действиям с числами по программе традиционной Л.С.Метлиной, «Радуга», «Детство», «Развитие»), либо в соответствии с диктатом программы следующего образовательного звена—начальной школы и необходимостью подготовить ребенка к изучению значительно расширенного и усложненного математического содержания в начальной школе( «Школа -2100») В программе «Детство» рекомендуется добавлять дроби, сложение и вычитание, отрицательные числа, логические понятия и т.п.(Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников.-М.,2000). В программе «Детство» рекомендуется изучать с дошкольниками вычисления в пределах не только 10, но и 20, решать простые задачи всех типов, знакомить с понятиями множества и т.п.(Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7.—СПб.,1999). В программах «Школа-2100»(Петерсон Л.Г. и др. Игралочка и Раз-ступенька, два-ступенька…--М., 2000) рассматриваются сложение и вычитание в пределах 10 с записью соответствующих примеров, равенства и неравенства, числовой отрезок и т.п. И так можно рассмотреть по всем предметам.

Перенасыщенность «информационного потока» в образовательном процессе в ДОУ, когда ребенок интенсивно «напичкивается» разнообразной, но часто ненужной для него информацией при отсутствии осознаваемой ребенком целенаправленности этого насыщения приводит к тому, что ребенок устает и теряет интерес к обучению. В результате уже в дошкольный период , когда происходит закладка дальнейшего потенциала ребенка (психологи говорят, что к 6-7 годам складывается 80-85% интеллектуальных способностей человека) и происходит (или не происходит) формирование познавательной мотивации, а следовательно, закладывается фундамент отношения к процессу учения в принципе , мы можем получить достаточно устойчивое нежелание учиться.

Информационное насыщение и перенасыщение образовательных программ –это тупиковый путь .Информационная перегруженность содержания приводит к формированию у ребенка несамостоятельного мышления, пассивности и не способствует развитию активной творческой поисковости (креативности) .Такие дети в растерянности останавливаются перед непривычными заданиями, отказываются их выполнять, мотивируя тем, что «мы это не учили, таких не решали». С данной проблемой уже в полной мере столкнулась школа и, очевидно именно это послужило стимулом разработки концепции развивающего обучения специалистами школьного образования.

Психика ребенка до шести лет в целом отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых. Благодаря этому ребенок легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни. При этом нельзя забывать о том, что общее умственное развитие и связанная с ним картина мира зависят от условий жизни и воспитания.

, К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живет, где находится его дом, понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе(«Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства—психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

За шесть лет жизни ребенок набрал присущий только ему индивидуальный опыт. У каждого свое отношение к жизни, представление о мире, свои особенные жизненные навыки , свой особый способ общения с другими людьми. Каждый ребенок уже имеет индивидуальные личностные черты, мотивы и жизненную позицию. Каждый – индивидуальность. Развитие личности ребенка зависит от очень многих обстоятельств. Понимание этих обстоятельств, понимание того, в чем именно состоит их влияние, как под действием этих обстоятельств развивается неповторимая индивидуальность, даст возможность учителю, воспитателю правильно подойти к ребенку, помочь ему в случае необходимости преодолеть те трудности, которые могут возникнуть у него в жизни.

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место принадлежит проблеме взаимоотношений воспитателя и детей. Многие считают ,что характер отношений, который складывается между педагогом и детьми, не имеет прямой связи с проблемой подготовки к школе. Но это не так. Воспитатель может потратить много времени и сил на разработку конспектов занятий, содержания детской деятельности, но если при этом он не пытается взглянуть на планируемые «мероприятия» с позиции самих детей, их потребностей, интересов, уровня развития, он может столкнуться с рядом неудач. Воспитание – это всегда двусторонний процесс, непрерывный диалог, который ведут между собой взрослый и ребенок. Цель его – объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречную активность и стремление стать умнее, самостоятельнее, добиться новых успехов. Взаимный интерес и сотрудничество - вот главные черты подлинного взаимодействия педагога с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия для воспитания и подготовки к школе.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная

сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может воздействовать на формирование другой личности, только характером можно образовать характер. Если педагог стремиться к сотрудничеству с детьми, старается понять их интересы, возможности и, основываясь на этом, обеспечить перспективу развития каждого ребенка, мы можем говорить о гуманно—личностном подходе к детям и личностно-ориентированной позиции воспитателя в педагогическом процессе. Выражением этого подхода является педагогика сотрудничества, которая утверждается педагогами—новаторами. Способствовать становлению ребенка как личности—в этом видит воспитатель свою главную цель. Его девиз: «Обогатить развитие ребенка!» Он стремится глубже изучить каждого воспитанника, подобрать «ключик» к каждому, развить в ребенке все лучшее, воспитать в нем чувство доверия к миру, стремление к активности. Преобладающий способ взаимодействия с детьми—разнообразное сотрудничество. Своим примером, равноправным участием в детской деятельности, отношением к делу воспитатель увлекает детей на решение все более сложных и интересных и интеллектуальных и практических задач. Постоянно обогащая их опыт, он создает важные предпосылки для успешного школьного обучения.

Воспитатель использует широкий арсенал педагогических воздействий: индивидуально—дифференцированный подход к детям; личный пример; «демонстрация» положительных моделей поведения; создание эмоционально—положительных установок у детей к предстоящей деятельности; разъяснение; совет; убеждение; просьба; напоминание; мотивированная оценка поступков; выражение доверия к ребенку, уверенности в его возможностях; прогнозирование положительных изменений в поведении ребенка. Успех воспитательного подхода определяется умением педагога встать на позицию ребенка, предвидеть реакцию на то или иное воздействие, т.е. проектировать развитие.

Тема школы занимает большое место в общении педагога с детьми. Он стремиться сформировать у них желание больше узнать и многому научиться. Среди круга качеств, которые необходимо сформировать у будущих школьников , воспитатель с гуманно—личностным подходом к детям чаще всего называет самостоятельность, желание узнать новое и научиться чему—либо, творческие способности, интерес к школе, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим. Характерны высказывания воспитателей о детях: «Наташа—способная девочка, но только боится громкого голоса, резкого тона, сразу замкнется, замолчит, слова не вытянешь, к ней надо бережно относиться, тогда она расцветет, а Сережу надо подбодрить вначале, и тогда он все самостоятельно все сделает».

«Читать и писать дети в школе научатся, а моя задача— научить их быть добрыми к другим, дать возможность попробовать в детском саду свои силы в разных делах, чтобы умели работать и головой и руками, тогда в школе у них все пойдет хорошо». В этих высказываниях звучит вера в детей, основанная на знании их возможностей и перспектив развития.

Дети , воспитанные в детском саду в обстановке гуманно—личностного подхода, лучше других адаптируются к условиям школьного обучения. Их сразу можно выделить среди остальных сверстников: они держатся более смело, не боятся высказывать свои мысли, задают вопросы, активно проявляют себя в общении с учителем и сверстниками. Учатся они с интересом, быстрее определяют свои любимые предметы. Дети , воспитанные в условиях авторитарного воздействия, включаются в школьную жизнь по—разному. В новых условиях такие дети начинают шалить на уроках, их внимание рассеивается, что неизбежно сказывается на результатах учебы. Наиболее трудным является привыкание к школе детей, воспитывавшихся в условиях неопределенного, ситуативного педагогического подхода. Лишенные в детском саду верных ориентаций поведения, привыкшие к непоследовательным оценкам педагога, дети обычно сталкиваются в школе с рядом неудач. Они с трудом осваивают новые требования: организованное, дисциплинированное поведение, элементарный самоконтроль, точное выполнение указаний учителя. Дети испытывают чувство растерянности и неудовлетворенности, их поведение отличается непостоянством, нервозностью.

Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя. Наиболее благоприятные условия для развития маленьких школьников, независимо от предшествующего воспитательного подхода, создает гуманно—личностный подход учителя. Дети, попавшие в школе в атмосферу гуманистического подхода, «расцветают», приобретают уверенность в своих силах, проникаются доверием к учителю, с желанием включаются в учебу, постепенно приучаются к осознанной саморегуляции поведения.

Таким образом, только на пути неуклонного утверждения гуманно—личностного подхода к детям в детском саду и в семье, а также обязательной преемственности этого подхода в школе со стороны учителя возможно создание условий для полноценного воспитания личности ребенка.

Доверие и уважение к ребенку—вот о чем должен помнить каждый взрослый, общаясь с ним. Существуют общие правила, на которые ориентируется воспитатель, формируя личность будущего школьника:

--Подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности стать умнее, культурнее, организованнее, самостоятельнее.


--Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником.

--Отказаться от сравнения отстающего ребенка с другими детьми. Не пртивопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой ,т.е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем («Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще успешнее»). Это ориентирует ребенка на вполне достижимую цель, дает ощущение роста своих возможностей.

--Избегать постоянных негативных высказываний в адрес одних и тех же детей. Предпочтение отдавать спокойному замечанию, индивидуальному напоминанию о том , как следует себя вести. Положительные оценки должны быть услышаны всеми.

--Предвидеть поведение детей , шире использовать положительные оценки-напоминания, выражая веру в способность детей проявить себя с лучшей стороны («Я знаю, что во время экскурсии все будут вести себя хорошо, и, конечно, люди скажут:»Какие воспитанные дети в этом детском саду»).

--Постоянно обогащать личный опыт участия детей в разных видах деятельности, в общении, в познании ,т.е. неуклонно развивать их самостоятельность и творческие в проявления.

--Дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.

--Всем своим поведением(тоном речи, действиями, жестами, взглядом) дать почувствовать каждому ребенку заинтересованное отношение к нему: радость—в случае успеха, огорчение—в случае неправильного поступка, озабоченность—в случае неудачи. Это создает ребенку ощущение защищенности, уверенности в своих силах. Чувствуя искреннее внимание к себе со стороны взрослого, ребенок проникается доверием к нему и с готовностью выполняет все требования, внимательно относится к его оценкам.

Ш.А.Амонашвили—ученый , много лет отдавший работе с шестилетними детьми, сформулировал ряд требований к осуществлению педагогом гуманно—личностного подхода к детям в процессе обучения:

1.Вести обучение с учетом интересов и возможностей самих детей, обеспечивая тем самым цельность развивающейся личности, вызывая интерес к учебно—познавательной деятельности.

2. Нацелить обучение на активную познавательную деятельность, решение проблемно—поисковых задач.

3. Создать у детей ощущение «свободного выбора» в решении познавательных задач, поощрять и стимулировать проявление творчества и самостоятельности.

4. Установить атмосферу взаимного доверия и уважения между педагогом и детьми, применять в обучении разные формы сотрудничества.

5. Обеспечить успешность продвижения каждого ребенка в учебно—познавательной деятельности, утвердить в нем радость познания и веру в свои силы и возможности. Показать ребенку ясные перспективы его дальнейшего развития и успехов.

Такой подход к ребенку составляет необходимое условие его полноценного развития и подготовки к школе.

Умение воспитателя поддержать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие воспитателя с детьми , но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника. Общение может быть деловым, когда ребенок стремится научиться чему—то у взрослого. Важную роль при подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети старшего дошкольного возраста.. Е сть еще одна форма общения, значение которой для воспитания готовности к школьному обучению велико. Это внеситуативно--личностное общение. Дети активно обсуждают поступки людей, правила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях, о родителях, друзьях.

Вся система дошкольного воспитания должна способствовать развитию у ребенка активного стремления к школе, желания стать школьником, т.е. создавать психологическую установку на школу.

В воспитании стремления детей к школе не должно быть формализма. Задача воспитателя не в том, чтобы как можно больше сообщить детям знаний о школе и школьниках. Это все они узнают после поступления

в школу. Главная цель состоит в том, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать стремление к школе и естественно связать его с интересными детскими играми, делами, т.е. с жизнью дошкольников.

Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы в школе

формируются в период дошкольного детства. Известный детский психолог Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения. Решение новых учебных задач невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе. Опыт показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Полезно в начале занятия использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, мальчик с пальчик может быть освобожден из темницы только при условии, если решит задачу Бабы Яги: три раза по- разному разложит на группы разные геометрические фигуры. Но он не знает, как это сделать. Надо помочь мальчику освободиться. Дети с большим удовольствием включаются в работу. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения. Например, не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему в разных направлениях двигались две машины; не просто узнать об образе жизни животных, а помочь каждому из них правильно выбрать домик—среду обитания.

Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм». Поиск решения подобных задач может осуществляться детьми практически, или через сочетание практических и мыслительных действий, или только мысленно. Педагог должен постоянно вовлекать детей в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. Какие семена быстрее дадут всходы: пророщенные или нет? Какие из срезанных веток распустятся быстрее: поставленные в холодное или теплое место, в воду или в питательный раствор? Дети проводят опыты с магнитом, водой, воздухом. Педагог задает поисковые вопросы и задания: как получить разноцветный лед? Что будет, если поставить около батареи блюдечко с насыщенным солевым раствором? Как очистить воду от примесей? В обстановке коллективного обсуждения дети «раскрепощаются», становятся смелее и активнее.

Осуществляя подготовку к школе, педагог должен учитывать особенности детей. В каждой группе можно выделить как минимум три подгруппы, отличающиеся уровнем развития : дети с высоким (опережающим), средним и низким уровнем развития. Эти подгруппы отличаются особенностями познавательных процессов, отношением к деятельности, эмоционально—волевыми качествами. Показателями для выделения данных подгрупп являются также такие качества, как самостоятельность, инициатива детей или склонность к подражанию, богатство или бедность фантазии, стремление к творчеству или тяготение к шаблону, активность или сниженность познавательных интересов, решительность, целеустремленность или неуверенность, слабость волевых устремлений.

Дети с высоким и нередко опережающим темпом и уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на занятиях, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом знаний. Они активно проявляют интерес к школе и нередко уже хорошо читают. Казалось бы, данные дети не нуждаются в каком-то особом педагогическом воздействии. Но это не совсем так. И задача педагога—создать для таких ребят условия, способствующие дальнейшему интеллектуальному развитию: давать им наиболее сложные задания, повышать требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчества. Работая с этой группой детей нужно предупредить возможность развития чувства превосходства над сверстниками, притязаний только на положительную оценку своей работы, независимо от ее качества, стремления к достижению результатов без усилий. Необходимо ориентировать и родителей на соответствующую линию воспитания данных детей в семье.

Дети со средним уровнем развития могут быть названы «хорошими исполнителями». Они неплохо справляются с заданиями на занятиях и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений педагога. Ребята с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Но опыт показывает, что для таких ребят затруднительными являются новые ситуации, непривычные условия деятельности, необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход. Но эти дети не нуждаются в большой помощи воспитателя, достаточно лишь нескольких указаний, ионии успешно справляются с заданием.

Задача педагога—укрепление самостоятельности детей, развитие уверенности в своих силах, творческих умений. Большое значение имеет и работа с семьей. Необходимо разъяснить родителям, как постепенно формировать инициативу и самостоятельность ребенка в конкретных делах.

Опыт показал, что в детском саду и особенно в семье эффективно использовать игры, требующие от детей находчивости, сообразительности, гибкости мышления. Постепенно, на фоне растущей уверенности в себе, обретаемой ребенком в семье, у него появляется активность, самостоятельность, желание соревноваться со сверстниками в быстроте ответа, в творчестве.

Дети с низким уровнем развития несколько отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут сосредоточиться на задании. В работе учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками педагога. На занятиях такие дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Дети часто копируют работу сверстника, механически повторяя его ошибки. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям, к организованной, целенаправленной деятельности.

Среди них выделяются дети с повышенной импульсивностью поведения, а также робкие, нерешительные, неуверенные в себе.

Опыт показывает, что в подготовке данных детей к школе эффективными являются различные формы индивидуальной работы. Оправдывают себя ежедневно проводимые индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми в утренние часы. Психологи рекомендуют проводить их до общегруппового занятия. Длительность его 10-15 минут. Но оно не должно дублировать общегрупповое занятие , а быть подготовкой к нему . подобные занятия помогут детям активно включиться в общегрупповую работу. На таких индивидуальных занятиях отстающий ребенок приобретает необходимые умения , и в результате его действия на общем занятии становятся более успешными. Он начинает испытывать радость от участия в совместных действиях со сверстниками, стремится получить хороший результат.

Общим недостатком этой группы ребят является отставание в речи. Но систематическое общение с воспитателем, участие в индивидуальных занятиях, на которых дети побуждаются к активному высказыванию впечатлений об игрушках, событиях своей жизни, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказывать по картинке, способствует развитию речи. Получая в индивидуальном общении с воспитателем образцы правильной речи, упражняясь в их воспроизведении, дошкольники постепенно осваивают технику речи. Успех в преодолении недостатков развития детей с низким уровнем развития может быть достигнут при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям надо дать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с деть ми дома, развития их кругозора и речевой активности. Обучая, развивая и поддерживая детей, воспитатели и родители постепенно помогают им преодолеть пассивность, скованность, неумелость и подготовиться к школе.

Каждому воспитателю , работающему в выпускной группе детского сада, приходилось отвечать на такие вопросы родителей: «Как ведет себя мой ребенок на занятии? Как он справляется с заданиями? Не отстает ли от других?» Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Но никогда не звучит вопрос : «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в разные игры?» В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Нередко приходится слышать: «Сколько можно играть, займись делом!» Выходит , игра—баловство, пустая трата времени. Но это не так. Игра—это ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В ней есть все , что необходимо для полноценного развития личности. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: « Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. А для преодоления этого в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей- учебная деятельность должна быть пронизана игровыми моментами. И , наконец, игра- средство, снимающее неприятные или запретные для личности ребенка переживания. Поэтому занятия должны быть организованы таким образом, чтобы учение выступало как свободная форма активности детей, и такой формой активности является игра. Но игра не панацея от всех бед: ребенок развивается и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, и при их отборе надо учитывать , как ребенок усваивает новые знания. При знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса,- мышления, внимания, памяти и т.д. дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. Использование игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями. Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры- экскурсии—вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать занятие интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра должна прийти с ними в школу. Планируя проведение игры, на занятии, на уроке нельзя забывать, что урок- это труд, кропотливая работа. Игра- лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели. Игры ребенка- важный показатель общего развития. Не случайно К.Д.Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию- это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и ,к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и ,следовательно, есть реальные основания сомневаться в возможности такого ребенка успешно учиться в школе. То, как ребенок понимает условия игры, ее игровую задачу, способен ли он учитывать в игре и сознательно придерживаться всех ее правил, замечает ли и вовремя ли исправляет свои ошибки или неточности, свидетельствует о степени его подготовленности к школе. Предстоящая учебная деятельность предполагает наличие у старшего дошкольника определенных качеств: умения понимать игровую или практическую задачу, точно следовать правилам, сосредоточивать внимание на содержании деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Многие учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому в детском саду необходимо как можно шире использовать игры и игровые задания, вырабатывающие у ребенка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.

При проведении игр надо соблюдать следующие правила:

*четко , эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

*занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

*вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

*давать возможность каждому ребенку быть в роли как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

*варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

*осуществлять индивидуально- дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.

Воспитатель должен разъяснить родителям, какие качества развиваются у детей в играх, раскрыть их значение для предстоящего обучения в школе. Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры, которые можно условно разделить на две группы . Первая группа- это игры, в которых ребенок заранее знакомится с тем или иным объектом и затем ищет его среди других, более или менее сходных с ним. Вторая группа- это игры , в которых ребенку нужно самостоятельно рассмотреть объекты и выделить среди них одинаковые. Особое место среди игр, развивающих внимание, наблюдательность, умение анализировать, занимают такие, в которых ребенку необходимо отыскать на картинке фрагмент ее изображения, представленный отдельно. Чтобы выполнить подобное задание, нужно внимательно рассмотреть изображение, разглядеть детали, мысленно разбить изображение на отдельные фрагменты, т. е. требуется активная умственная деятельность. Наблюдая за детьми в играх, воспитатель видит тех, кто нуждается в специальной работе по развитию внимания.

Все игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества : внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. В результате систематического участия в играх у детей закладываются основы готовности к школе. Игры широко используются в индивидуальной работе с ребенком не только в детском саду , но и в семье. Но ни в коем случае не надо превращать игры с правилами в подобие занятий, только искреннее, живое, эмоциональное общение во время игры, умение взрослого взглянуть на игру с позиции ребенка позволят достичь широкого воспитательно-развивающего влияния игры на будущего школьника.

Таким образом, суждение о подготовленности к школьному обучению складывается из многих показателей, отражающих важнейшие сферы формирующейся личности ребенка: интеллектуальную, социально-нравственную, волевую, эмоционально-мотивационную. Оно дополняется показателями морфофункционального и физического развития.

Постоянное наблюдение за ходом развития детей, их деятельностью, поведением, учет состояния знаний, умений, навыков каждого ребенка, организация специальных проверочных ситуаций, использование некоторых диагностических методик позволяют воспитателю своевременно выявить отставание некоторых детей, обнаружить прогрессивные тенденции детского развития и создать условия для полноценной подготовки всех своих воспитанников к школьному обучению.


Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А.В.Петровский). Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. Правильное дошкольное воспитание подготовило ребенка к сотрудничеству.

Таким образом, дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап качественных приобретений во всех сферах развития ребенка. На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и активность станут первоосновой для формирования теоретического мышления . Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству. Нравственно-волевые проявления дошкольника создадут возможности для преодоления трудностей при решении учебных и практических задач. освоенные элементы специальных знаний и умений ( математика, родной язык, природоведение и т.д.) станут основой усвоения учебных предметов.

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируются качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей. Развитие способностей осуществляется на занятиях конструированием, художественным и изобразительным творчеством. Все знания, умения, навыки, которые пригодятся ребенку в школе, усваиваются через сюжетно-ролевые игры. Детским садом и школой должна быть достигнута преемственность в психолого-педагогическом сопровождении ребенка от поступления в школу и до полной его адаптации, введен дифференцированный подход в подготовке детей к школе на основе диагностики уровня умственного, физического, психического развития ребенка, учета его интересов и способностей.

Интерес к школе, стремление стать школьником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. И встречая маленьких школьников на пороге этой новой жизни, учителя с улыбкой говорят: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»

Занятие по математике.

Тема: Порядковый счет в пределах 10.

Цель: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10; учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения между ними: перед, за, между; продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости: посередине, в верхнем левом и правом углах, в нижнем левом и правом углах; развивать наблюдательность и память.

Демонстрационный материал: 10 карточек, на которых нарисованы предметы в количестве от 1 до 10; 2 таблицы для зрительного диктанта, на которых нарисовано по 5 геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), одна из них расположена посередине, остальные – по углам таблицы.

Раздаточный материал: салфетки и коробки с цветными карандашами (по 7-8 карандашей разных цветов для каждого ребенка); листы бумаги; конверты с набором моделей геометрических фигур для зрительного диктанта.

Ход занятия.

1часть.Вдоль доски воспитатель расставляет 10 карточек и задает вопросы:

-- Сколько всего карточек?

--Сколько предметов нарисовано на первой (второй, третьей, десятой) карточках?

--На которой по счету карточке 2 (3, 5, 7) предметов?

--Сколько рисунков на карточке, расположенной между 2 и 4 (7 и 9 ) карточками? И т. д.


2часть. ( работа с раздаточным материалом).

--Достаньте из коробки карандаши и положите их в ряд так, чтобы 1 был желтый, 2- коричневый, 3- синий и т.д. (проверка выполненной работы).

--Который по счету желтый (зеленый, красный) карандаш?

--Какой карандаш перед желтым? Какой за желтым?

--Поменяйте местами коричневый и синий.

--Положите красный между 3 и 4 карандашами. (каждый раз выяснить, на котором по счету месте оказались эти карандаши).


3 часть.К столу подходят 5 детей. Им дается задание сосчитаться и назвать свой порядковый номер, а затем пригласить еще 2-3 детей. Они должны встать между 2 и 3, 4 и 5 номерами. Дети снова пересчитываются и выясняют, у кого изменился порядковый номер

--Кто стоит перед 6 (2, 5и др.) номером?

--Кто стоит за 3 (1, 6)номером?

--Кто стоит между 4 и 6 номерами?


4 часть. «Зрительный диктант». Вывешивается таблица с геометрическими фигурами и объясняется задание:

--Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры, и разместите свои фигуры на листе точно также. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, слева и справа.

--Кто хочет рассказать, как расположены фигуры?

Далее таблица поворачивается обратной стороной к детям.

Выполнив задание, ребята рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки.

Обучение грамоте.

Тема: Мир слов, окружающий нас.

Цель: Выявление знаний об окружающем нас мире слов, о значимости слова в общении людей.

Задачи: Закрепить понятие «слово»; различение слов, обозначающих предметы, признаки, действия;

формировать умение дифференцировать звуки по всем признакам;

развивать мышление, память;

воспитывать самостоятельность, активность.

Ход занятия.


  1. Оргмомент.

: Дети стоят вокруг воспитателя. Изображают движения, соответ--

Много звуков есть на свете ствующие началу стихотворения.

Шелест листьев, плеск волны…

А бывают звуки речи—

Мы их точно знать должны! Затем резко машут руками,

Клокочет, гогочет, изображая как гогочет гусь,

Хохочет, рычит, смеются, рычат (мимикой и

Чихает, долбит, звуками).

Тарахтит, пыхтит,

Бубнит, ворчит, Стучат кулачком. Двигают вперед

Свистит, звенит, --назад согнутыми в локтях руками,

Шуршит, жужжит. Сопровождая это соответствующими

Звуки четко произносим, звуками.

Слушаем внимательно, Держат в руках «колокольчики».

Будем правильно читать

И писать старательно!


  1. Основная часть.

  1. Беседа о словах.

(дети свободно располагаются на ковре- так, чтобы все видели воспитателя и друг друга).

--Ребята, мы с вами посетим Страну Слов. Ведь мир слов, который нас окружает, имеет волшебную силу: пожелаешь кому-то здоровья—и он выздоравливает. Скажешь мальчику: «Расти большой»--и он вырастает. С помощью живых слов можно совершать чудеса, но можно и сделать словами много плохого. Если их неправильно употреблять, нас могут не понять. Поэтому мы должны узнать о словах как можно больше.

--Можно ли , например., слово «мяч» бросать или катить по полу? (нет)

--А что можно сделать со словом? (Слово можно сказать, услышать, написать, прочитать).

--Для чего нужны слова?

--А что можно сделать с предметом? (Предметы дарят, находят, отдают..)

--Ребята, какие добрые слова вы знаете: вежливые, громкие, ласковые, грустные, веселые?.. (Дети называют слова.)

--Вы много назвали слов, а помните ли вы, что слова могут обозначать предметы, признаки, действия? (Приводит примеры).

2) Подвижная игра «Веселый поезд».

Ребята становятся друг за другом. Руки кладут на плечи стоящему впереди, образуя поезд.

«Поезд» движется . Как только воспитатель произносит слово, обозначающее предмет, «поезд» останавливается.

3)Подвижная игра «Подбери пару».

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово- предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет подходящее слово, обозначающее какой- либо признак этого предмета.

4) Дидактическая игра «Не ошибись».

Все стоят на ковре.

У каждого ребенка—звуковые фишки. Дети поднимают вверх звуковую фишку, которая соответствует первому звуку названного воспитателем слова.

5) Творческая игра.

Дети сидят на стульчиках.

К ним приходит в гости Петрушка и просит помочь ему сочинить рассказ(сказку) , используя набор игрушек (заяц, волк, ежик, деревья, цветы…)


3.Итог: рисование за столами или мольбертами.

Воспитатель предлагает детям кисти и краски и просит изобразить одно из предложенных слов: ласковый, бурный, радость, грусть, прыгать, читать.

Подводя итог всему сказанному ,можно закончить словами Ш.А. Амонашвили: « Ребенок—целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми жизненными устремлениями и потребностями .В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлениию.»(« В школу—с шести лет » М., Педагогика, 1989г.)

Учитель тот, кто наставляет,

Тот, кто учит, тот, кто пробуждает

Человеческое в человеке.

С.Я.Маршак.



37