СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы современного педагога в условиях информатизации образовательного процесса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог, который выступал только в роли носителя знаний, остался в прошлом. Каким должен быть современный учитель? Он должен быть организатором учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современного педагога в условиях информатизации образовательного процесса»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Черепанова Татьяна Михайловна, учитель, государственное учреждение образования «Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района»


Педагог, который выступал только в роли носителя знаний, остался в прошлом. Каким должен быть современный учитель? Он должен быть организатором учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Перед школой, перед педагогом, в современных условиях развития общества поставлена задача – формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования.

Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя включает наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ, а также эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:

реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов;

реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения;

формировать критическое мышление учащихся;

применять интерактивные способы обучения;

применять современные средства общения;

использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.

Интернет и IT-технологии вошли активно в нашу жизнь, но, к сожалению, они довольно проблематично входят в школу: даже не потому, что уровень IT-компетентности у педагогов низкий, а потому что у нас обычно образование оторвано от тех практических задач, которые мы решаем в повседневной жизни.

Какие сложности встречаются на пути педагога?

Учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире. Большинство учителей утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии, при этом учащиеся заявляют, что компьютер и интернет на уроках не используются либо используются очень мало. Как объяснить этот парадокс? Очень просто. Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного занятия.

Настоящая ситуация складывается такая, что практически все учителя прошли курсы компьютерной грамотности, имеют сертификаты пользователя ИКТ, значит свободно работают в текстовом редакторе, с электронными таблицами, умеют создавать презентации, а также владеют навыками поиска и отбора информации в интернете. Да, учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись на курсах, не используют полученные знания, просто потому, что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.

Что мешает учителям использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее? Многие педагоги, имеющие доступ к компьютеру и интернету, регулярно используют интернет-ресурсы в работе. К сожалению, еще не во всех школах есть высокоскоростной доступ к сети интернет, и это, конечно же, большой сдерживающий фактор для внедрения современных технологий в процесс обучения. Другая причина – недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах.

Какие еще проблемы возникают в процессе информатизации? Например, такая ситуация: ребенок подготовил красивую презентацию, выступил с ней на уроке и рассчитывает на десятку. При этом ни на один вопрос по теме он не ответил, ведь презентацию он мог делать бездумно, что-то копируя с сайтов и вставляя в шаблон. Как оценить такую работу, какую отметку должен получить ребенок? Мнения расходятся. Учитель считает, и оправданно, что, кроме красивой презентации, ребенок должен нам продемонстрировать понимание темы, знания, умение оперировать ими. А родитель говорит: «Извините, у вас к презентации есть вопросы? Нет. Ставьте десять баллов!» Так что внедрение информационных технологий затронуло даже тему оценивания знаний. Профессиональный учитель, конечно, продолжает оценивать понимание материала, а не внешнюю эффектность. Но это очень трудно: объяснить, почему при блистательной презентации он ставит не десять баллов, а пять.

Материальная и программная база для информационных технологий фактически устаревает каждые три года, а учителя так быстро учиться не успевают. Главная задача сегодняшнего учителя – развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Действительно ли современному учителю так нужно владеть интернет-технологиями – или это просто дань моде?

Владеть – необходимо, а вот отношение к этому в образовательном обществе как к «модной тенденции» надо бы преодолеть. Сегодня в образовании наступил момент, когда у учителей наблюдается некая «усталость» от бесконечных требований вышестоящих чиновников. Как бы там ни говорили, а отчеты остались, обязательность создания презентаций, веб-сайтов, блогов, внедрение электронного журнала наряду с заполнением бумажного, что в некоторых случаях начинает становиться «обязанностью» – по требованию руководства. Всё это в большинстве случаев выливается в проведение показательных уроков «с использованием ИКТ», а демонстрируют на них, по сути, исключительно презентации. Учителей же на всевозможных курсах обучают все тому же, чему и десять лет назад, – то есть «азам»: поиску информации в сети, редакторам, таблицам. Даже, если предлагается что-то новое, то оно носит сугубо иллюстративный характер: не всегда слушатели курсов имеют возможность практически закрепить услышанное.

Среди других трудностей, которые мешают учителям применять интернет в работе можно назвать отсутствие времени, платность образовательных интернет-ресурсов. Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время урока. Мешает низкая скорость соединения, ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы, а также недостаточное количество ученических компьютеров в школе.

Интернет как информационная среда на глазах меняет характер образования в нашей стране. Информационные технологии стремительно проникают в образовательную среду. Это же очевидно: школа без информационных технологий сегодня существовать не может. Ведь какова основная задача школы? Сформировать у ребенка адекватную картину мира. И сегодня, когда весь мир уже живет внутри информационных технологий, взять и консервативно оставить школу без них, было бы просто профессионально неграмотно.

Мы часто слышим о том, что сегодня ученики в компьютерных технологиях разбираются лучше учителей. Дети быстро осваивают все новое, а взрослым, как правило, требуется на это больше времени. Но на сегодняшний день той проблемы, которая была восемь-десять лет назад, когда учителя, особенно со значительным опытом работы, переживали, боялись и не хотели двигаться в этом направлении, – уже нет. Учителя понемногу освоили компьютер, совершенно спокойно работают в электронной почте, многие самостоятельно делают презентации к своим урокам, пользуются цифровыми образовательными ресурсами. Сейчас цифровые образовательные ресурсы развиваются – появляется возможность не только видеть какой-то дополнительный материал, а сделать лабораторную работу и многое другое, – и становятся еще более востребованными. Мы видим, что барьер страха уже давно пройден, и сейчас речь идет не об овладении, а о наращивании реальных компетенций в области информационных технологий. Сегодня недостаточно уметь пользоваться таблицами Excel: нужно работать в других средах, уметь работать в сетевых сообществах, с большим количеством программных продуктов.

Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения.

В любом случае, я уверена, что важная роль учителя сохранится и в будущем. Но уже сейчас мы видим, что это роль меняется. Ведь главная задача сегодняшнего учителя – развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности. Раньше учитель был главным поставщиком знаний, теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения.


Список использованных источников

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.

  2. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». - Информатика и образование. 2010. № 4.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!