СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы во внедрении ФГОС в образовательную систему современного мира

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

проблемы во внедрении ФГОС в образовательную систему современного мира

Просмотр содержимого документа
«Проблемы во внедрении ФГОС в образовательную систему современного мира»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ РД «Аграрно-экономический колледж»


ул. Тотурбиева, 61 РД, г. Хасавюрт, 368000,Тел. 8 (872 31) 5-17-22, Факс 8(872 31) 5-24-15E – mail: [email protected]


_____________ №________





Доклад



«Интерактивные методы обучения на уроках математики»











Подготовила: преподаватель АЭК Пезуева М.Б.













Хасавюрт,2017г

Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить».

Эдисон

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Э. Кант

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» ( inter – взаимный, act – действовать). Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Сегодня образование рассматривают как процесс становления личности, значит при преподавании математики необходимо использовать такие системы обучения, которые обеспечивают развитие познавательных способностей учащихся, вводить в практику интерактивные технологии.

Процесс обучения – не автоматическое закладывание учебного материала в голову учащегося. Он требует напряженной мыслительной работы студента и его собственного активного участия в этом процессе. Пояснения и демонстрации сами по себе никогда не дадут настоящих прочных знаний.

Элементы интерактивного обучения мы можем найти в трудах В.Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80гг. (Ш.Амонашвили, В.Шаталова, Е.Ильина, С.Лысенковой и др.), а в современном мире интерактивные методы обучения приобретают ярко выраженный авторитетный характер. В этом легко убедиться, если практиковать данные методы в своей практике.

Инновации – не сама цель, они выступают средством механизации решения проблем существующих в образовании. В случае внедрения инноваций важной проблемой является переход от методики к технологии. «Учебная технология» - выражает путь учебно-познавательной деятельности студентов. В технологии предвидят результат и пути его достижения студентами. Процесс и результат не разграничивается, а наоборот, гармонично соединяются для согласования возможностей студентов с требованиями программ. А для создания таких условий необходимо чтобы студент был «ведущим», а преподаватель «ведомым», и технологии и интерактивные методы обучения должны способствовать раскрытию потенциальных возможностей студентов.

Современное образование невозможно без внедрения инновационных форм и методов, которые делают весь процесс обучения более эффективным, а значит, и более качественным. Большинство учителей и ученых во всем мире соглашаются сегодня с тем, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни».

Такое обучение должен осуществлять и каждый преподаватель на каждом уроке путем применения соответствующих подходов.

Интерактивное обучение.

   Учебный процесс осуществляется при условии активного постоянного взаимодействия всех учащихся. Это самообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения.

   Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.

   Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером студенческого коллектива.

Можно обозначить следующие принципы интерактивной работы на уроках математики:

  1. Одновременное взаимодействие.

  2. Все студенты работают в одно и то же время.

  3. Одинаковое участие.

  4. Позитивное взаимодействие

  5. Группа выполняет задание при успешной работе каждого студента

  6. Индивидуальная ответственность

  7. При работе в группе у каждого студента свое задание

 

Т.е., интерактивное обучение – это специфическая форма организации учебной деятельности, одна из целей которой – обеспечение комфортных условий, при которых каждый студент чувствовал бы свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:

- линия переживания опыта в диалоге;

- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя). Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание»: например, «Правильно ли я понял…?»; только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не «в победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения.

Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

- «Хочу спросить…»

- «Для меня сегодняшний урок…»

- «Самое трудное для меня…»

- «Как вы оцениваете свои действия и действия группы…»

Технология интерактивного обучения математики.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала ( после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, а также делать ее вместо опроса или обобщения.

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации, особенно если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую.

На своих уроках я часто использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Кроме того, никто из студентов не будет просиживать время на уроке, как это часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: анализ письменной работы партнера, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы преподавателя и т.д. От меня же требуется умение быстро распределить студентов по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.

Время от времени применяю работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, студенты должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе студент играет определенную роль, которую ему выбирает преподаватель ( спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит : читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведет записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задания и четкие инструкции по его выполнению. При этом преподаватель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы студенты представляют результаты работы. Преподавателем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия студенты высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Во время групповой работы мне приходится выполнять разнообразные функции:

- контролировать ход работы в группах;

- отвечать на вопросы;

- регулировать споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывать помощь отдельным студентам или группе.

При организации групповой работы материал следует отбирать по принципу «от простого – к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, преподаватель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке всю группу ( при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

- учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Этапы проведения интерактивных форм.

  1. Разминка.

  2. Объединение в группы.

  3. Организация учебной деятельности учащихся в группе.

  4. Подведение итогов.

  5. Презентация групповых решений.

  6. Рефлексия.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения студентов. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

- изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

- дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

- совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все- участники;

- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- каждый имеет право попросить каждого о помощи, каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью.

Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов преподаватель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» ( «спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен боятся заострить на этом внимание группы с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения.

Групповые методы:

  1. Работа в парах.

Студенты работают в парах, выполняя задания. Парная работа требует обмена мыслями и позволяет быстро выполнять упражнения, которые в обычных условиях являются затратными по времени или невозможными (обсудить событие, упражнение, в общем информацию, подвести итог урока, взять интервью один у другого, проанкетировать партнера). После чего один из партнеров докладывает перед аудиторией о результатах.

  1. Работа в тройках.

По сути, это усложненная работа в парах. Лучше всего в тройках проводить обсуждение, обмен мыслями, подведение итогов или наоборот, выделение непохожих мыслей.

  1. Изменяемые тройки.

Этот метод немного сложнее: все тройки в группе получают одно и то же задание, а после обсуждения один член тройки идет в следующую, один в предыдущую и знакомит членов образованных групп со своей работой.

  1. 2*2 = 4.

Две пары отдельно работают над упражнением определенный промежуток времени (2 – 3 минуты), обязательно приходят к общему решению, затем объединяются и делятся достижениями. Как и в парах необходимым является консенсус. После этого можно или объединить четверки в восьмерки или перейти к групповому обсуждению.

  1. Карусель.

Студенты рассаживаются в два круга – внутренний и внешний. Внутренний круг неподвижный, внешний движется. Возможны два варианта использования метода – для дискуссии (происходят попарные споры каждого с каждым, причем каждый участник внутреннего круга имеет собственные неповторимые доказательства), или для обмена информацией (студенты из внешнего круга, двигаясь собирают данные).

  1. Работа в малых группах.

Существенным тут является распределение ролей: «спикер» - руководитель группы (следит за регламентом во время обсуждения, читает задание, определяет докладчика, привлекает группу к работе), «секретарь»( ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их оглашении), «посредник» (следит за временем, привлекает группу к работе), «докладчик» (четко выражает мысль группы, докладывает о результатах работы группы).

Возможным может быть выделение экспертной группы из сильных участников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют результаты.

  1. Аквариум.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Преподаватель и все остальные студенты выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема – «аквариум».

Этот метод дает возможность студентам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т.д.



Фронтальные методы.

  1. Большой круг.

Учащиеся сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определенного вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Преподаватель может взять слово после обсуждения.

  1. Микрофон.

Это разновидность большого круга. Учащиеся быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая один другому представляемый «микрофон».

  1. Незаконченное предложение.

Несколько усложненный вариант большого круга: ответ студента – это продолжение незаконченного предложения типа « можно сделать такой вывод…», «я понял что…».

  1. Анализ дилеммы (проблемы).

Учащиеся в кругу обсуждают определенную дилемму (проще) или проблему (сложнее или поливариантно). Каждый говорит варианты, которые складываются вследствие выбора. Лучше всего давать задания выбора с личностным сенсом (например, надо ли учить формулы, если в любой момент можно вытащить их из интернета?).

  1. Мозаика.

Этот метод, объединяющий и групповую и фронтальную работу. Малые группы работают над разными заданиями, после чего перегруппируются так, чтобы в каждой новообразованной группе были и эксперты каждого аспекта проблемы.

  1. Мозговой штурм.

Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил:

- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;

- не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;

- чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;

- при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части;

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

- активное взаимодействие всех участников игры;

- имитация в игре реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;

- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;

- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;

- использование гибкого масштаба времени;

- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

В контексте нашего исследования игра (учебная) предстает как условие самореализации личности студентов в учебной деятельности, поэтому она понимается как вид деятельности в учебных ситуациях, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного опыта, восприятие ценностей, установок и способствующая самореализации студентов.

Игра «математический брейн-ринг».

Ее основная цель - создать для студента ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Студенты разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

  1. Ведущий выдает или просто читает условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

  2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

  3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

  4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

  5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

  6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. Так, со студентами за 1 час можно разобрать около 15 – 20 задач.

Брейн-ринг можно проводить по определенной теме. При этом самые первые задачи темы ученики решают сами, своими методами. Ведущий может показать другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задаче. При повышении сложности заданий участникам ничего не остается, как воспользоваться новым методом.

Один из видов групповой работы – игра «Математический бой» – это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу.

Учащиеся с удовольствием работают в группах, любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать четкие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У студентов просыпается вкус к хорошей работе.

Очень эффективным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная «Карусель». Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия. Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, дает возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая «карусель» - это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Правила математической «Карусели».

Математическая «карусель» - это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (например от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляет решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачетный рубеж и присоединяется к игроку №1 и т.д.. В дальнейшем члены команды, находящиеся на «исходном» и «зачетном» рубежах, решают новые задачи независимо друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачетный рубеж, но если на зачетном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачетном рубежах команда в любой момент может отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешенной. После того, как часть команды, находящаяся на каком-либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от нее, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решенную задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачете команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешенной следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов и больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решенная задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решенная задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:

- кончилось игровое время;

- кончились задачи на зачетном рубеже;

- кончились задачи на исходном рубеже, а на зачетном рубеже нет ни одного игрока.

Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность «карусели» может составлять от 20 минут до часов и зависит от ее целей, количества и трудности задач и размеров команд.

Деловые и ролевые игры.

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончанию или в ходе игры. Игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. В любом типе коммуникации один из ее участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник-организатор коммуникации – согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Главной же отличительной особенностью обучения в современном мире является то, что она ориентирована на самообучение, на самостоятельную работу обучающегося. Реализация данного принципа зависит от ориентации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Поэтому основной акцент в своей работе мне приходится делать на опережающие домашние задания, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками. Что позволяет студентам работать с информацией в удобное для него время, атакже взаимодействовать с преподавателем по наиболее значимым и сложным вопросам фрагмента учебного курса. Поэтому в перспективе предполагаю разработать электронный источник преподаваемого мной предмета, с учетом индивидуальных способностей наших студентов, а также с базой проверочных работ, результаты ответов на которые могли бы отслеживаться преподавателем на расстоянии. Данный курс можно реализовать в обучающей среде MOODLE.



Литература

  1. Интенсивный курс общей методики преподавания математики: Учебное пособие / Кучугурова Н.Д. - М.:МПГУ, 2017. - 152 с.: ISBN 978-5-4263-0169-6

2) Очерки по истории методики обучения математике (до 1917 года) : монография / О.А. Саввина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 189 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24401.

3) Зыкова, Т. В. Проектирование, разработка и методика использования электронных обучающих курсов по математике [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. В. Зыкова, Т. В. Сидорова, В. А. Шершнёва. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 116 с. - ISBN 978-5-7638-3094-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511100











10