СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждого педагога в начальной школе волнует вопрос орфографического письма. Это одна из ведущих проблем в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно?

Просмотр содержимого документа
«Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы»



СТАТЬЯ НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ – СОШ С.МЕЧЁТНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Каждого педагога в начальной школе волнует вопрос орфографического письма. Это одна из ведущих проблем в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как совершенствовать орфографические навыки учащихся? Как обучать правописанию на основе применения орфографических правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Эти вопросы на протяжении многих лет работы в начальных классах волнуют меня. А опыт работы у меня большой, 36 лет работы в начальных классах. Я немного хочу поделиться своим опытом работы, хотя ошибки есть и наверное над их ликвидацией работать всегда непросто. Необходима постоянная работа в определённой системе. Работа по орфографии на уроках русского языка в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, потом упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило – третий. Второй этап – это применение правила на практике на основе алгоритма. Самое главное – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи. С первого класса, когда ребёнок знакомится с предложением и знает , что оно начинается с большой буквы, я начинаю орфограммы выделять зелёной пастой. Затем знакомимся с именами, фамилиями, буквосочетаниями. Такая ежедневная работа начинает формировать навык правильного письма. Вывод: ошибок меньше.

Знание правила является теоретической базой (инструкция решения орфографической задачи дана в орфографическом правиле);

Знание приемов применения правила – рассуждение на основе алгоритма – способствует усвоению орфограммы;

Различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки, развивают орфографическую зоркость.

Как применить правило на практике? Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне».

Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения? Это, прежде всего, точное и легкое понимаемое описание выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного текста. При точном соблюдении всех «шагов», алгоритм всегда приведет к правильному решению.















Алгоритм проверки безударной гласной корня:

  • Произнеси проверяемое слово. Есть ли безударный гласный в корне?

Если есть - какие они? А, О, Е, И , Я– нужно проверить

  • Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением или подбери однокоренное слово с ударной гласной в корне. Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.

  • Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.

Пример рассуждения: Проверяем слово «цветы». Определяем :ударный или безударный? Слышим безударный звук «И», значит нужно проверять, подбираем однокоренное, родственное слово – «цвет». Произносим слова вместе «цветы – цвЕт». Если в слове цвет-е, то и в слове цветы, тоже будем писать букву Е Темы «Правописание глухих и звонких согласных в корне» и «Правописание безударных гласных в корне» очень сходны и по языковой основе проверки орфограмм, и по механизму проверки (алгоритмам), и по причинам допускаемых ошибок, естественно, что работа над ними идет параллельно, постоянно перекрещиваясь, переплетаясь.

Постепенно алгоритм свертывается и принимает такой вид:

  1. Слышу звук.

  2. Есть выбор букв.

  3. Проверяю.

  4. Слышу под ударением.

  5. Значит, пишу букву.

Такая работа с алгоритмом идет на этапе изучения нового материала. Именно на этом этапе полезны и уместны развернутые решения орфографических задач. К развернутым решениям обращаюсь не только при изучении нового правила, но и при повторении, обобщении, проверке умений.

Алгоритм учит ребенка рассуждать логически, мыслить, постепенно у него формируется орфографический порядок.

Чтобы решать орфографические задачи, видеть орфограммы, необходима теоретическая база, то есть, знание орфографических правил.

Успешному усвоению правил я часто применяю брейн-ринги, на которые приглашаю родителей. Так же ежедневно начало урока по русскому языку нужно начинать с орфографической минутки, на которой учащиеся повторяют все орфографические правила.





Мало знать правило, нужно научить детей на его основе составлять алгоритм решения, помня при этом, что любой алгоритм начинается с определения места, где возникла орфографическая задача.

Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений:

1) Письмо с проговариванием

2) Комментированное письмо.

3)Игра «найди ошибку»

4) Различные виды предупреждающих диктантов:

Диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-нибудь орфограммой, это постукивание заставляет детей думать и вспоминать орфограмму.

Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить.

Диктант «Кто больше запомнит». Учитель произносит один раз цепочку из 3-5 слов и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Если данный диктант применять регулярно, то повышается орфографическая грамотность, совершенствуется речевая память, повышается стремление тренировать память; увеличивается скорость письма.

5) Грамматические зарядки.

6) Записать 5 слов с одной орфограммой (обязательно подчеркиваются орфограммы).

7) Игра «Огоньки». На доске написан текст. Дети зажигают «огоньки» под изученными орфограммами.

8) Письмо по памяти. Это зарядка для развития всех видов памяти (слуховой, зрительной, артикуляционной).

9) Корректировка текста. Исправление сознательно допущенных ошибок.

Не менее важно научить детей самоанализу учета своих ошибок, учить работать над ними. Важно так же при работе над орфограммами использовать различные памятки, таблицы.Таким образом, систематическая работа над алгоритмами, различные виды работ над выработкой навыков грамотного письма, различные виды работ по развитию памяти, работа над орфографическим и орфоэпическим чтением дают положительный результат.