Проблемное обучение на уроках физики ( урок физики 9 класс)
Тема: В мире звуков.
Образовательные цели:
Сформировать понятие звука и умение объяснять звуковые явления в
природе; повторить понятие амплитуды, частоты, резонанса. Развивающие цели:
Сформировать умение анализировать, устанавливать связи между
элементами ранее изученного материала и новым материалам; навыки
поисковой деятельности, способность к самоанализу; стимулировать
мотивацию изучения физики.
Воспитательные цели:
Вызвать желание постоянно пополнять свои знания; формирование
научного мировоззрения.
Урок начинается с прослушивания диска с записями пения птиц, звуков различных музыкальных инструментов, звука проезжающего автомобиля или других знакомых учащимся звуков.
Учитель: - Ребята, давайте, вместе с вами определим тему нашего урока.
Ученики предлагают разные варианты. Остановиться можно на том варианте, который близок к задуманному вами.
Учитель: - Посмотрите приготовленные опыты, объяснение которым дадите в конце урока.
ОПЫТ № 1:
«ТЕЛЕФОН» ( самодельное устройство, состоящее из двух обрезанных бутылок, соединенных крышками, сквозь которые протянута проволока длиной 5 м).
Проволока должна быть натянута. В один «рупор» ученик говорит фразу, о содержании которой сообщает второй ученик, приложивший «рупор» к уху.
ОПЫТ № 2:
«СТРАННАЯ СПИЧКА» (У трехлитровой банки, горлышко прикрыто полиэтиленовой пленкой, пленка сильно натянута. На эту пленку, сверху, опускаем закрепленную нить, к концу которой привязана спичка длиной 1 см. Нить со спичкой, крепится на горлышке банки).
Банку со спичкой нужно поднести к любому источнику звука, спичка начнет подпрыгивать.
Учитель: - Правильно объяснить, увиденное, мы сможем только после разбора следующих
вопросов и демонстраций:
Демонстрация: 1. Приготовить штатив, две муфты и две прижимные лапки. Гитарную струну закрепить в лапках на штативе, так чтобы струна была сильно ослаблена. Коснуться пальцами струны, струна не колеблется и не звучит.
2. Все, то же, только струна должна быть сильно натянута. Прикосновение к струне, приведет к ее звучанию.
? Вопросы: 1.Приведите примеры звуковых явлений
2 Когда тело звучит?
3.Всегда ли колеблющееся тело звучит?
Демонстрация: 1. Колебание груза на пружинном маятнике.
2. Колебание груза на физическом маятнике.
3. Колебание гитарной струны.
Учитель: - Мы живем в мире звуков, начиная от пения птиц, человеческого голоса и доходя до оглушающего рева самолета. Каждый звук, порождается своим источником, при рассмотрении которого, мы всегда обнаружим что-либо в нем колеблющееся.
Например: -Голос человека - колебание голосовых связок.
- Звук гитары – колебание струны, и т.д.
На обычной ( или интерактивной) доске нужно приготовить рисунок:

? Вопросы:
4.Достаточно ли источника звука и приемника, чтобы услышать звук от скрипки?
Учитель: - Ответ дадите, после того как прочтете 1,2 и 3 абзац на стр.122 -123, § 38 в учебнике «Физика 9» А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.
? Вопросы:
5.Приведите примеры распространения звука в различных средах. 6.В какой среде, на ваш взгляд скорость звука наибольшая, объяснить почему?
На обычной ( или интерактивной) доске нужно приготовить таблицу №1:
Скорость звука в различных средах, м/с
Среда | Скорость звука, м/с | Среда | Скорость звука, м/с |
азот | 334 | кирпич | 3600 |
воздух | 340 | дуб | 4115 |
графит | 1470 | железо | 5850 |
эбонит | 2400 | алмаз | 18 350 |
Учитель: - Рассмотрим, как образуются звуковые волны и к какому виду волн относятся.
§ 38 , 1 и 2 абзац, стр .124,«Физика 9» А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.
- Запишем определение:
от 16 до 20 000 Гц.
Тоном называют звук определенной частоты.
Тембр – окраска звука, зависящая от источника.
Шум – колебания всех частот.
- Объясним опыт №1. Как звуковые волны от одного ученика дошли до другого?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Учитель: - Рассмотрим характеристики звука.
ОБЪЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ
( не зависят от человека) ( зависят от человека)
А, хm – амплитуда колебаний 1. Громкость
V – частота 2.Высота тона
3.Тембр.
Таблица №2:
Частота колебаний крыльев насекомых и птиц, Гц. |
Аист | 2 | Комар | 300-400 |
Бабочка | 9 | Муха | 190-330 |
Воробей | 13 | Пчела | 200-250 |
Ворона | 3-4 | Слепень | 100 |
Свойства звука:
Демонстрация: 1.Устройство камертона, его действие
2.Акустический резонанс (2 камертона, резиновый молоточек)
-А теперь, ребята, самое время, объяснить опыт №2.
Домашнее задание: 1. §34 – 40.
2. По желанию, подготовить презентации по теме:
Влияние звуков и шумов на человека и животных.
Акустический резонанс и его применение.
Инфразвук и ультразвук в природе и технике.