в школу, особенно с «речевой специализацией», если в его речи очень много неправильных звуков. Даже если малыш работает с логопедом, нужно время для закрепления звуков, для того, чтобы эти звуки стали его. Ведь от этого зависит успешный старт в обучении.
4. Не отдавайте ребенка в школу слишком рано
И рекомендации психологов и практический опыт учителей говорят об одном – ребенок легче идет на контакт, лучше воспринимает,
усваивает и воспроизводит информацию, лучше адаптируется ближе к 7 годам. Конечно же, есть приятные исключения среди деток почти 6 и 6, 5 лет, но все-таки их не много и они, скорее, подтверждают правило.
Только к 6 годам в мозге наших детей начинают активно работать центры, отвечающие за умение считать, а к 7-ми – отвечающие за чтение, письмо. То есть, если центр еще «спит», а мы уже ставим перед ребенком задачи, которые контролируются этим центром, то ребенку, конечно же, будет сложно выполнить это задание. А в поведенческих реакциях ребенка на поставленное задание мы сможем увидеть целый спектр от молчаливого протеста до констатации факта «мне тяжело» и до агрессивных реакций сопротивления «не хочу – не буду делать».
5. Проверяйте физиологическую готовность ребенка к школьным нагрузкам.
За внешними показателями сформированности скелета и костей рук ребенка, пропорциями тела, размера черепа и смены зубов стоит очень серьезная работа нервной системы организма, созревание и согласование действий разных отделов мозга. И чем старше ребенок, тем больше его тело готово адаптироваться к нагрузкам, а нервная система способна более точно и гибко реагировать на окружающую реальность.
6.Как определить, готов ли ребенок к школе? Иногда между готовностью ребенка к школе и его интеллектуальным развитием ставится знак «равно», но… Понятие «готовность ребенка к школе» состоит из разных составляющих компонентов: готовность физиологическая (о ней говорилось выше), готовность интеллектуальная (кругозор ребенка, знания об окружающем мире, желание исследовать и узнавать новое), готовность мотивационная (желание-нежелание идти в школу, понимание того, что там нужно делать ), готовность к общению с окружающими людьми – взрослыми и детьми, готовность эмоционально-волевая (умение хотя бы ненадолго принимать чужие правила игры, умение находить баланс между «хочу» и «должен», умение определенное время выполнять задание, которое, может быть, делать совсем не хочется), готовность к самообслуживанию(умение самостоятельно одеться-раздеться, привести в порядок свои вещи, сложить вещи в школьный портфель).
7. Будьте готовы помогать ребенку правильно
Есть несколько рекомендаций о том, чего делать точно не стоит.
- Не стоит нагнетать ситуацию: рассказывать о том, как будет сложно, как строго все будут спрашивать, как плохо, что ты так мало всего выучил.
- Не стоит пугать школой. «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут» - распространенная пугалка не только бабушек и дедушек, но и достаточно молодых и прогрессивных родителей. И если она срабатывает, то ребенок чувствует себя в школе просто как во вражеском окружении, готовясь то к бегству, то к атаке.
- Не пытайтесь за время оставшееся до собеседования вместить в голову ребенка все знания, которые по вашему мнению, ему точно будут необходимы. Это лишь перегрузит и запутает малы
А теперь о том, что делать необходимо.
- Помогайте ребенку применять полученные знания на практике – тогда они точно станут приобретением навсегда (иначе малыш, все выучивший про признаки весны на занятии, не сможет вам объяснить какая пора года сейчас).
- Дозируйте серьезные занятия и чередуйте их с обучением с помощью игры: тогда это не будет нудно и сложно.
- Больше общайтесь с ребенком: объясняйте, задавайте вопросы, выслушивайте. А еще поддерживайте и верьте в то, что он справится!
Составитель Педагог-психолог
Сосюра Н.В .
МОУ №85 г. Донецка
7 важных проблем и задач родителей первоклассников

Что нужно помнить, оформляя ребенка в школу, какие вопросы вы должны себе задавать себе перед собеседованием при поступлении в первый класс, какие навыки и умения должны быть у малыша при поступлении в школу, что значит "готовность к школе". Ответы специалиста помогут вам найти правильные ответе перед поступлением в первый класс и собеседованием в школе.
1. Соберите информацию о школе Часто родители не очень хорошо понимают в какое учебное заведение поступает их ребенок. Для того, чтобы правильно принять решение, необходимо собрать проверенную информацию о школе, в которую вы собираетесь отдавать детей. Узнайте об особенностях учебных заведений разного типа
Родители должны знать о том, что учебный процесс в обычных школах и специализированных с углубленным изучением какого-либо предмета отличается: в специализированных школах нагрузка на ребенка значительно больше (если в обычной школе у первоклассников 4-5 уроков, то в специализированной 5-6 уроков в день) и не всем это по силам.
Этот фактор нужно обязательно учитывать при планировании и соотносить с состоянием здоровья ребенка и способностью адаптироваться к школе: интеллектуальным и физическим нагрузкам.
Именно повышенными требованиями к ребенку объясняется тот факт, что специализированные школы, лицеи, гимназии имеют право проводить отбор детей при приеме в школу, а обычные школы этого не делают.
2. Учитывайте состояние здоровья детей
Наблюдение за поступающими в школу дошкольниками последних пяти лет подтверждает неутешительную динамику: все больше детей 6-7-летнего возраста имеет проблемы со здоровьем (аденоиды, аллергии, проблемы с ЖКТ), которые часто возникают вопреки действиям родителей.
Но есть одна серьезная проблема – ухудшение зрения у детей 6-7-летнего возраста. Это прямое следствие действий (или бездействия) родителей, которые не очень контролируют время,проведенное детьми за различными гаджетами. Отвечая на вопрос о времени, проведенном с гаджетами, малыши и их родители говорят о том, что это могут быть весь вечер буднего дня (и так каждый день) и большая часть выходных. При возрастной норме 20-30 минут в день ! А о формировании зависимости от гаджетов ( у малышей она появляется очень быстро) даже не хочется напоминать.
В результате если три года назад из примерно 160 проходящих собеседование в школу имели проблемы со зрением 2-3 малышей, то в этом году очки приходиться одевать уже 7 деткам. И, к сожалению, подозрения о том, что у малыша есть проблемы со зрением, возникают иногда во время собеседования в школе. Поэтому рекомендация родителям: найдите время посетить врача-офтальмолога вместе со своим ребенком для профилактического осмотра, а если проблема все же будет выявлена – для своевременного лечения и коррекции.
3. Важная проблема - речевые нарушения Варианты нарушений очень разные: от сложного для многих малышей звука «р» до 3-4-5 пар различных звуков( самые распространенные «с-з», «ж-з», «в-л», «с-ш»). Наша «живая» статистика неутешительна: в этом году нарушения имеет каждый четвертый ребенок.
Причины нарушений разные, как и разная реакция родителей на сложившуюся ситуацию. Часть родителей осознает, что речевое нарушение может серьезно осложнить обучение ребенка и прилагают усилия для решения проблемы. Часть родителей (к счастью, они в меньшинстве) вообще не считает проблемой то, что речь ребенка очень сложно понять, даже очень внимательно вслушиваясь. На вопрос «обращались ли к логопеду?», такие родители говорят «все в порядке, нам не нужно».
На самом деле то, как ребенок произносит звуки, влияет на то, как он читает, правильно ли пишет, как изъясняется. А еще неправильное произношение часто делает ребенка объектом для насмешек одноклассников, и даже когда непослушные звуки остаются в прошлом, воспоминания одноклассников могут здорово подпортить жизнь.
Поэтому, если у вашего малыша есть «непослушные звуки-друзья», консультация профессионального логопеда просто необходима. И еще одна рекомендация от логопедов: не нужно спешить отдавать ребенка