Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1г. Дубовки Волгоградской области
«Проблемы толерантных отношений в социуме (школьная среда)»
404002, г. Дубовка, ул. Советская , 62, тел: 8-258-3-10-67; 8-258-3-43-37
Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Этническая толерантность - принципиально важный, имеющий характер массового распространения регулятор межличностной и межгрупповой коммуникации в современном мире. Она вызвана к жизни необходимостью в любом полиэтничном сообществе, в масштабах всего человечества согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, преодолевая при этом негативные особенности этноцентристского восприятия, этнические стереотипы. Этническая толерантность как нравственный принцип имеет самое прямое отношение к диалогу культур, столь необходимому в наступившем новом тысячелетии. Этническая толерантность - этическая основа диалогической коммуникации. Отстаивая этническую толерантность как моральное благо, мыслители разных времен и народов обращались к нравственным аргументам в ее оправдание. Этническая толерантность в качестве нравственного принципа постулируется в ХХI веке как модель подлинно достойного нравственного самоопределения личности по отношению к окружающей полиэтничной среде и к самой себе, своей этнической идентичности, осмысления нравственной ответственности за совместное бытие в сфере этнических взаимоотношений .
Соотношение диагностических методик и элементов содержания этнической толерантности.
Компоненты
Содержание
Когнитивный
Методики
-знание о ненасилии
-знание о правах человека
-знание об общечеловеческих ценностях
Анкета
Анкета
Перцептивно- аффективный
Наблюдение (по показателям знаний)
-возможность поставить себя на место другого
-способность к сопереживанию,
сочувствию
-признание за другими
права на отличие
-эмоционально-положительное отношение
Поведенческий
-способность к анализу причин и
мотивов поступков
-умение контролировать себя
-способность к позитивному взаимодействию
тест «Точка зрения»
тест «Умение слушать»
опросник диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн)
тест «Шкала принятия других» Фея
тест «Уровень эмоциональной устойчивости
тест «Понимание другого»
методика самооценки личности
тест описания поведения
К. Томаса
тест «Уровень вашей конфликтности» «Насколько вы толерантны?»
наблюдения за проявлениями толерантных действий
Диагностика сформированности этнической толерантности.
Тест «Умение слушать»
Общие показатели тестирования
Тест «Шкала принятия других» Фея
Общие показатели тестирования
Вывод
На основе проведённого исследования пришли к выводу, что в школе имеется тенденция на понижение принятия других, что может привести к повышению межэтнической напряженности в школе, в классах, к понижению этнокультурной и психологической компетентности учащихся, к менее адекватному пониманию сложной природы национальной напряженности в современной России, и, следовательно, к малоэффективному межэтническому и межконфессиональному диалогу в поликультурных регионах нашей страны.
Список используемой литературы:
- Асмолов А.Г. ХХI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. - 1999. - 1. - С.3-12.
- Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие. - М.: Дело, 2001. - 240 с.
- Беспалова Ю. М., Кондаков В.А. Русская культура: проблема соотношения конфликтности и толерантности // Вестн. Тюмен. Гос. Ун-та. - 2003.- 1. - С127-132.
- Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ //Толерантность и идентичность: Сб. статей.- М.,2002, с. 10-35.
- Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеренбург, 2002.- 124 с.