СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивное использование образовательных технологий

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма 12 Конспект урока по физике в 7 классе по теме: «Трение» и технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Продуктивное использование образовательных технологий»


силу трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь.

4. Изучение нового материала

С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять!

Опыт 1: Наблюдение явления трения.

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением.

Что вы можете сказать о скорости тела?

Какая сила возникает? (Сила трения).

В результате чего она возникает? (При соприкосновении поверхностей тел).

Выводы:

Сила трения – это сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел, и препятствующая при движении одного тела по поверхности другого.

Обозначение силы трения Fтр. (слайд 2).

Каковы причины возникновения силы трения? На эти вопросы мы сможем ответить, по результатам опытов.

Опыт 2: Возьмите 2 кусочки наждачной бумаги. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга. Назовите причины возникновения трения (слайд 3).


Опыт 3: Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Назовите причины возникновения трения (слайд 4).

Выводы:

  • шероховатость поверхности.

  • молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)


Куда направлена сила трения?

Вывод: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению (слайд 5).


От чего же зависит сила трения? Опыт 4: Сила трения зависит:

  • от веса движущегося тела;

  • от рода трущихся поверхностей;

Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. (слайд 6).


Можно выделить три вида сил трения: (слайд 7).

  1. Опыт 5. Трение покоя Fтр.пок (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) (слайд 8).

  2. Опыт 6. Трение скольжения Fтр.скольж (санки) (слайд 9).

  3. Опыт 7. Трение качения Fтр.кач (колёса) (слайд 10).

Fтр.пок Fтр.скольж Fтр.кач


Опыт 8. Сила трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды (две книги, у которых листы переплетены, не возможно вытащить). (слайд 11).



Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Наше отношение к трению противоречиво: с одной стороны – ведется борьба: трущиеся поверхности машин шлифуются, простые подшипники скольжения заменяются шариковыми или роликовыми, применяется обильная смазка, создаются смазочные материалы. (слайд 12).

С другой стороны—если бы трение исчезло? Трение помогает при ходьбе, не могли бы тронуться без трения поезда, машины. (слайды 13-14).

При отсутствии трения гвозди, винты выскальзывали бы из стен, не могли бы удержать в руках ни одну вещь, вихрь никогда не прекратился, звуки не умолкали.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

  • не подмажешь, не поедешь;

  • пошло дело как по маслу;

  • что кругло – легко катится;

  • лыжи скользят по погоде;

  • ржавый плуг только на пахоте очищается;

  • нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду. (слайд 15).

Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

  • для передачи движения;

  • при обработке металлов и других материалов;

  • при сварке трением;

  • при заточке инструментов;

  • для скрепления материалов, деталей конструкций;

  • при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

- повысить качество обработки трущихся поверхностей;

- заменить трение скольжения трением качения;

- использовать смазку.


5. Физическая пауза

Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу.

  1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?

  2. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?

  3. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

  4. Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?

  5. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами? (слайд 16).


9. Закрепление изученного материала. лайд 17)

Учащиеся выполняют тестовое задание. Ответы показывают с помощью сигнальных карточек по команде учителя.

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А. Силы трения скольжения.

Б. Сила трения покоя.

В. Сила тяжести.

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 700 Н.

Б. 0 Н.

В. 70 Н.

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А. не изменяется.

Б. увеличивается.

В. уменьшается.

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо.

Б. Влево.

В. Вертикально вниз.

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

А. не изменяется.

Б. уменьшается.

В. увеличивается.


10. Выводы. (с уч-ся делаем вывод) (5 мин) (слайды 21-22)


11. Итоги урока:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 32-34 (слайд 23)

Спасибо, дети, за урок!




4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!