СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивное использование образовательных технологий на уроке

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены примеры продуктивного использования образовательных технологий на уроках химии

Просмотр содержимого документа
«Продуктивное использование образовательных технологий на уроке»

ЧОУ ДПО

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»





Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке




Лацигина Елена Николаевна








Воронежская область

Павловский р-н

с. Александровка Донская

2020

Введение

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую          модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.

 Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие монотонность учебного процесса и образовательной среды, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.





  1. Понятие педагогическая технология.

1.1 Педагогическая технология – это:


        Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса; 

 В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

1.      Информационно – коммуникативные технологии

2.     Технология развития критического мышления

3.     Проектная технология

4.     Технология развивающего обучения

5.     Здоровьесберегающие технологии 

6.     Технология проблемного обучения

7.     Игровые технологии

8.     Модульная технология

9.     Технология мастерских

10.     Кейс – технология

11.     Технология интегрированного обучения

12.    Педагогика сотрудничества.

13.    Технологии уровневой дифференциации



 

  1. Информационно – коммуникативные технологии

В настоящее время при обучении современной молодежи необходимо учитывать, что новое поколение выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует быстрого, динамичного, с постоянной зрительной стимуляцией образовательного процесса. Новые информационно-коммуникативные технологии позволяют справиться с этой проблемой и направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие.

Химия считается одним из наиболее трудных общеобразовательных дисциплин, изучаемых в школе. Обучающиеся теряют интерес к изучению материала из-за большого объема и разнообразия практических заданий и теоретических вопросов, в большинстве которых они не могут равзобраться из-за недостаточного количества часов.

Одной из главных задач учителя является повышение познавательной активности учащихся на уроках химии и во внеурочное время. Зачастую отношение к предмету и качество знаний взаимосвязаны между собой. Информатизация процесса обучения дает нам конкретные рычаги и направления для успешной работы.

Занятия с применением информционно-комуникативных технологий имеют коренное отличие от классической системы обучения. В системе информатизации учитель уже не является главным источником знаний, его функция сводится к направлению обучающихся в нужную область знаний.

Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучаемых, а также с умением учащихся использовать компьютер.

Цель применения компьютера на уроке химии – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала, развитию мышления учащихся, повышению мотивации к изучаемому предмету.

Формы использования ИКТ на уроках химии:

— мультимедийные презентации;

— видео-опыты;

— тестирование;

— дистанционное обучение;

— мультимедийные лабораторные и практические работы;

— исследовательская и проектная деятельность;

— использование электронных учебников.

Кроме перечисленных выше, компьютерные технологии дают возможность:

— найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся;

— шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его студентами;

— сопровождать учебный материал динамическими рисунками;

— моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

— воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

— проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

— дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития;

— организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к лабораторным и практическим работам, урокам контроля и итоговому контролю знаний, подготовку собственных исследований и т. д.;

— проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин;

— размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии

Но, преподавание химии с применением ИКТ имеет и ряд «минусов»:

— необходимость учитывать в работе Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10);

— разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет;

— диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;

— не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;

— не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

— некачественное программное обеспечение, не учитывающее специфику работы с учащимися, имеющее много фактических или методических ошибок.

Внедрение новых информационно — коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, что, конечно же, существенно влияет на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.


  1. Технология критического мышления

Технология развития критического мышления (ТРКМ) — одна из новых образовательных технологий, отвечающая требованиям и задачам закона «Об образовании» и ФГОС. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом и позже адаптирована под российские реалии.

Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности и ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и менять свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Некоторые пытаются приравнять критическое мышление и творческое, однако первое предполагает наложение на личный опыт, а второе не предусматривает оценочности.

Специфика ТРКМ:

Учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Фазы технологии инструментарно обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени.

Стратегии технологии позволяют проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Рефлексия как важный элемент ТРКМ

Технология критического мышления является рефлексивной. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на них и на результаты образовательного процесса.

Рефлексия же бывает трех типов:

Элементарная. Заключается в рассмотрении индивидом собственных знаний и поступков.

Научная. Направлена на критическое исследование научного знания. Философская. Подразумевает размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.

Урок, построенный на принципах развития критического мышления, состоит из трех фаз: вызов, реализация замысла, рефлексия.

На каждом этапе ученик работает с точки зрения собственного опыта, ставит свои вопросы. Изначально он проходит через целеполагание, после встраивает новые знания в систему. На завершающем этапе на первый план выходит коммуникация, поскольку рефлексия происходит в общении. В ТРКМ есть много интересных приемов и методов. Приведем некоторые из них в соответствии с этапами урока.

Вызов.

Активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения. Составление списка «Известная информация».

Рассказ-предположение по ключевым словам.

Систематизация материала (графическая: кластеры, таблицы).

Верные и неверные утверждения.

Перепутанные логические цепочки.

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Реализация замысла.

Получение новой информации, поддержка интереса к теме, корректировка учеником поставленных целей обучения.

Маркировка с использованием значков: «+», «-», «?» (по мере чтения материала их ставят на полях справа).

Ведение записей в виде двойных дневников или бортовых журналов, заполнение таблиц.

Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.

«Ромашка Блума»

Рефлексия.

Осмысление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения, планирование на перспективу.

Заполнение кластеров и таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных дискуссий. Написание творческих работ. Исследование по отдельным вопросам темы.

Примеры заданий Вопросы «Верите ли вы, что...»

- Аргентина названа в честь серебра?

-Платину назвали «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко».

-Первый исторически известный паспорт был бронзовым?

-Эйфелева башня («железная мадам», как ее часто называют в Париже) летом на 15 см выше, чем зимой?

-Д.И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации?

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие»:

-Где в периодической таблице расположены неметаллы? Как вы думаете, важны ли соединения класса оксиды для нашей жизнедеятельности? Назовите состав спиртов.

«Толстые»:

-Чем можно объяснить различие в химической активности неметаллов? Может ли знание физических и химических свойств ряда оксидов спасти вам жизнь в экстремальной ситуации? Можно ли считать воду первым представителем гомологического ряда спиртов?

Творческие вопросы по теме «Вода»

-Какие свойства воды изменились бы, если молекула имела не угловую, а линейную форму? Какие свойства воды способствовали появлению жизни на Земле? Предложите способ хотя бы немного уменьшить бытовой расход воды без особого ущерба для комфорта. Разоблачите один из мифов о воде с научной точки зрения.

Синквейн как способ творческой рефлексии

Напишите «стихотворение», написанное по определенным правилам: Первая строка — одно существительное, название. Вторая строка — два прилагательных, описание темы. Третья строка — три глагола, действие. Четвертая строка — четыре слова, отношение автора к теме, чувства. Пятая строка — одно существительное, которое выражает суть (синоним первой строки).

Пример:

Полимеры

Легкие, прозрачные

Горя, разлагаются, плавятся

Широко используются в наше время

Макромолекулы.

Эти и другие задания помогают реализовать на уроке технологию критического мышления, закрепить материал в процессе творческой деятельности, систематизировать знания и достичь намеченных образовательных результатов.

  1. Проектная технология


Проект - это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Любой проект имеет этапы: идея (замысел), способ реализации и результаты.

Признаками проектной деятельности являются:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование-планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Проектная деятельность учащихся на уроке может выстраиваться в двух направлениях: решение проектных задач и создание целого проекта.

В рамках урока эффективнее использовать проектные задачи, т.к. создание проекта требует больших временных затрат и более серьёзной деятельности обучающихся.

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме.

Итогом решения проектной задачи является реальный продукт (текст, схема, макет, таблица, график и т.д.) и нематериальный продукт (качественное изменение самого учащегося).

Примеры проектных задач

8 класс. Тема «Основные классы неорганических соединений».

«Раздобыв у дедушки в сарае немного белого порошка, школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: ω(Ca) = 40%, ω(C) = 12%, ω(О) = 48%. Помогите юному химику определить вещество»

Тема «Чистые вещества и смеси».

«Однажды Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик отправились на озеро на рыбалку. Когда они пришли на озеро, наловили рыбу и собрались сварить уху. Разожгли костер и Шарик собрался посолить уху, но неожиданно соль выпала из его лап прямо на песок. Друзья очень расстроились, что теперь не смогут поесть уху, но Дядя Федор сказал, что соль можно почистить. Каким образом можно очистить соль от песка? Предложите план действий. Выполните эксперимент и очистите соль от песка».

9 класс. Тема: «Углерод, его физические свойства».

«Представьте себе, что вы самый красивый и замечательный драгоценный камень – алмаз. Вы всем нравитесь, вас все обожают и любят, но вы тверды во всем, и вам не понятно, откуда взялся ваш родной брат, ведь ор некрасивый, темный и такой мягкотелый, что при любом давлении на него он всем поддается. Откуда взялся такой брат? Почему вы самые близкие родственник, но такие разные во всем? Дайте ответы на эти вопросы. Свое объяснение представьте в виде доклада (рассказа, сказки и т.д.), используя модели кристаллических решеток, которые вы должны сделать сами».

Тема «Кислород».

«Великолепный фармацевт, химик, который открыл много химических элементов, самые значимые из которых — Mo, W, Mn, Cl, F. у этого ученого была привычка пробовать все свои находки на вкус, и к счастью, ему удалось остаться живым после «тестирования» кислорода и цианида, но умер он от отравления ртутью. Кто это из известных ученых? И каким образом его имя связывают с открытием кислорода, хотя он не является его документальным открывателем. Имя этого ученого вам поможет разгадать периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, а вот его связь с кислородом вам придется выяснить. Имя данного ученого зашифровано с помощью порядковых номеров элементов».

10 класс. Тема «Строение органических соединений»

«Построить модель гомологов метана. Как будет выглядеть в пространстве этан, пропан».

«Построить молекулу пентина. Почему нельзя расположить радикал при атомах углерода по обе стороны от тройной связи?».

«Построить молекулу, которой есть вторичный, третичный и четвертичный атом углерода».

«Соберите углеродный скелет вещества, в молекулах которого есть атом углерода в sp3, sp2, sp -гибридном состоянии. Или покажите углеродный скелет молекулы вещества, в которой все атомы углерода находятся в sp3, sp2, sp -гибридном состоянии».

«Постройте молекулу этилена. Как в пространстве располагаются атомы?. Молекула какая?. Если атом углерода образует 3 химические связи с атомами водорода, то валентный угол равен?».

11 класс. Тема «Вода».

Учащиеся в качестве решения проектной задачи пишут сочинение на тему «Роль воды в химических процессах» или задание из учебника «Химия 11 класс» автора О.С.Габриеляна, где ребятам предлагается решить проблему человечества — проблему пресной воды на Земле.

Анализируя опыт работы по использованию проектных задач по химии можно сделать выводы:

-работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии;

-многие учащиеся стараются принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах;

- уроки проходят более оживлённо, повысилась творческая активность на уроках;

-появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы;

-у обучающихся, которые выполняют проектные задачи, формируются все четыре типа УУД.

Таким образом, решение проектных задач на уроках химии способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

  1. Технология проблемного обучения

Химия – наука экспериментальная. Поэтому в основе преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, а желание вновь и вновь познавать новое. Для эффективного его усвоения большого объема теоретического материала требуется увеличение самостоятельной работы учащихся, ведь добытые собственным умом знания оказываются намного прочнее. В этом заключается актуальность использования технологии проблемного обучения на уроках химии.


Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем.

При минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.

Проблемное обучение имеет следующие функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).


. Особенности проблемного обучения.

- самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.

- средство формирования мировоззрения

- связи обучения с жизнью

- разнообразие самостоятельных работ учащихся.

- индивидуальный подход.

- подвижная взаимосвязь элементов

- эмоциональная активность ученика


Методы проблемного обучения.

- Метод проблемизации.

- Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.

- Метод уяснения готового знания из печатного источника

- Методы проблемного обсуждения.


Наиболее эффективны следующие три способа организации проблемного обучения:

- Проблемное изложение

- Поисковая (эвристическая) беседа

- Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся


- Проблемное изложение.

Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае поиск осуществляет сам учитель.

- Поисковая (эвристическая) беседа.

Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части.

Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.


- Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, также умением выдвигать гипотезы.

Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий (опыты, эксперимент, наблюдение, работа за книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение.


  1. Игровые технологии

 Одним из путей повышения познавательной активности является введение дидактических игр в практику работы. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые. Величайшие умы человечества — от Коменского до Руссо — утверждали, что игра— лучший способ познания. 
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Игры возбуждают интерес. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки. 
Дидактические игры применяются на различных этапах урока: 
- информационные игры- для введения новых знаний; 
- тренировочные игры - для формирования умений; 
- закрепляющие игры - для закрепления знаний; 
- контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.
В качестве примера можно привести следующие виды игр:
Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация обучающихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.
Игра «Термины – синонимы»
Многие вещества имеют номенклатурные названия т.е. общепринятые и тривиальные «из жизни». Эта игра вырабатывает быстрое запоминание.
Игра «Найдите соответствие»
Соляная H2SO4 сульфаты
Серная H2CO3 карбонаты
Угольная HCI хлориды
Азотная H2S нитраты
Сероводородная HNO3 сульфиды
Игра «Третий лишний»
Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений. Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.
1.Кислоты
HCI HNO3 H2O
HBr HF H3PO4
H2SO3 H2О2 H2SO4
2. Оксиды
CuO FeO CO
CO2 As2O5 NO
N2O N2O5 NO
3. Соли 
KCI HCI NaCI 
NaBr NaNO3 NH4OH
K2SO4 BaS H2S

4. Углеводороды
метан пропан циклопропан

C2H6 C4H10 C6H12
бензол фенол толуол
5. Кислородосодержащие органические вещества
этаналь этанол ацетальдегид
глицин глицерин этиленгликоль
фенол толуол бутанол

Игра «Найди пару», в основе которой лежит умение составлять химические реакции. Игра занимает до 10 минут урока, обучающиеся работают в парах. На каждую парту выдаётся конверт с фрагментами химических уравнений с участием, например, железа и его соединений. Во всех конвертах содержатся 18 карточек с левыми и правыми частями химических уравнений:
2Fe+3Cl2 → 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2
Fe2O3 + 6HCl → 2FeCl3 + 3H2O
FeO + 2HCl → FeCl2 + H2O
Fe(OH)3 + 3HCl → FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)2 + 2HCl → FeCl2 + 2H2O
Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu
3Fe + 4H2O → Fe3O4 + 4H2
3Fe + 2O2 → Fe3O4

Fe +2HCl → FeO + 2HCl → Игра «Разгадай формулу»
Игра может быть использована при изучении любой темы, а также при обобщении и систематизации знаний по теме.
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность каждого носит творческий характер.

  1. Кейс – технология

 Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций . Суть метода заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знаний, который ему более всего необходим при изучении химии и привить интерес к изучаемому предмету.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

С помощью этого метода на уроках химии ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Кейсы можно классифицировать следующим образом:

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод ситуативного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

- Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут)

- Проблематизация - обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (3-4 минуты)

- Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты)

- Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3-4минуты.

- Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). До 15 минут. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.

В некоторых случаях от учителя может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках.

Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.

- Презентация решения. Не более 3 минут на группу.

- Рефлексия хода решения кейса. (3-4 минуты).

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

  1. Технология творческих мастерских

Творческая мастерская — это урок, на котором ребята не только получают знания, но и могут воплотить свои творческие идеи, фантазии в жизнь. Особенно это важно на первом этапе изучения химии, т.е. в 8 классе, когда у ребят необходимо вызвать интерес к новому предмету и желание его изучать. Такие уроки лучше проводить в конце пройденной темы с целью демонстрации практической значимости изученных веществ или в конце химического практикума, как итог того, что ребята освоили химический эксперимент и могут правильно пользоваться химическим оборудованием.


 

 Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

 В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Основные этапы мастерской.

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). 

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

  1. Технология модульного обучения

Модульное обучение – это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала..

Использование на уроках химии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.

Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения при планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Методика подготовки урока по модульному обучению

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

1. Определение места модульного урока в теме.

2. Формулировка темы урока.

3. Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель – интегрирующая, и конечных результатов обучения.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них.

8. Составление информационной карты модуля данного урока. (См. приложение).

9. Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. технологических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Роль учителя на уроке модульного обучения

На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.

При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.

Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

 

  1. Здоровьесберегающие технологии 

Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Но у этого очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Технология обучения и воспитания на основе системно – деятельностного подхода - одна из основных образовательных технологий в работе учителя химии.

Необходимо остановиться на одном из принципов здоровьесбережения

- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии.

На уроках химии отводится большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни. Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты.  Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу щёлочи. На уроках химии необходимо подбирать задания, которые имеют практическую направленность. Например, в 9 классе при изучении темы «Углерод, его соединения», обсуждаются следующие вопросы:

-Почему категорически запрещается длительная работа двигателей внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях? Какова первая помощь при отравлении угарным газом?

-Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по несколько таблеток карболена (активированного угля)?

-В некоторых вулканических местностях углекислый газ выделяется из трещин земной коры и накапливается в больших количествах в пещерах и долинах. Таковы знаменитые «Собачья пещера» около Неаполя и «Долина смерти» на острове Ява. Животные, чаще всего собаки, попадая в такие места, погибают, а взрослые люди – нет. Подумайте, почему в этих местах оксид углерода (IV) оказывает удушающее действие только на животных невысокого роста.

При изучении темы «Сера, её соединения, свойства» можно обсудить такие вопросы:

-Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека?

-Объясните механизм воздействия сероводорода на организм человека.

-Правила разбавления серной кислоты водой

 Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

  1. Технология интегрированного обучения

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

 При реализации межпредметных связей эффективной формой является миниисследовательская работа интегрированного характера. Например, при изучении темы «Металлы» (УМК Габриеляна О.С.) достаточно большой массив информации уже знаком обучающимся. Содержание параграфа «Век медный, бронзовый, железный» тесно переплетается с историей, и на многие вопросы дети уже готовы дать ответ, зная курс истории изученный ранее. С содержанием темы «Физические свойства металлов и сплавы», школьники, особенно мальчики, уже знакомы из курса технологии. Тема урока «Коррозия металлов» рассматривается на примере ржавления и разрушения радиаторов отопления, кузова автомобиля, тема становится интересной даже ученикам с низкими способностями, дети тут же предлагают способы защиты от коррозии, ведь никому не хочется в своей дальнейшей жизни столкнуться с данными проблемами. Содержание темы «Неметаллы» также позволяет ис пользовать имеющиеся у обучающихся знания. Например, они знакомы с составом воздуха, ролью озона. Тесно переплетается с биологией содержание параграфа «Химические элементы в клетках живых организмов». Такие темы, в которых говорится о производстве и применении тех или иных веществ нужно связывать с географией, и, как следствие, во всех естественных науках красной нитью должна проходить тема экологии. Это можно рассматривать на примере темы «Оксиды» и «Кислоты», получение их в промышленных масштабах приводит к образованию кислотных осадков, которые в результате выпадения наносят вред различным памятникам и сооружениям, а также растительности и сельскому хозяйству. При решения задач происходит межпредметная интеграция с математикой.

Одним из эффективных подходов к реализации межпредметных связей является интеграция основного и дополнительного образования. С 2014 года веду элективные курсы с одарёнными детьми. На занятиях мы рассматриваем особые типы задач, которые называют «олимпиадными». Дети с интересом разгадывают и составляют ребусы, головоломки, играют в химические игры и викторины, готовятся к защите проектов и уже успешно выступали с ними перед обучающимися коррекционной школы интерната по теме «Кислоты в жизни человека», также участвуют в олимпиадах различного уровня.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью — разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность показать обучающимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой информации обучающимися, подкрепление мотивации обучения.


 Заключение

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

История человечества в значительной степени – это история развития способностей человека к изобретательству, творчеству, совершенствованию различных технологий. Адаптивная система обучения (АСО) и коллективный способ обучения (КСО) – наиболее прогрессивные образовательные системы, которые при грамотном применении многое дадут для формирования личности ученика.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.







Список литературы 

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.:Просвещение, 2002.

  2. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

  3. Петрусинский В.В.  Иргы – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

 4. Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. //БШ № 12, 2001

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

6. Гузеев В. В Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996

  1. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: “Традиционные методики”, Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе.  №9 – 2003 г.

  2. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.

  3. Е.Л. Мельникова Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М. АПК и ПРО 2006.

  4. М.А .Шаталов, Н.Е. Кузнецова Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. М. Вентана-Граф 2006

  5. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!